14 декабря там были танковые стрельбы. По их завершении в Посольстве Украины в Греции сообщили, что греки удовлетворены нашим Т-80. Заместитель министра оброни Греции Д.Апосталакис, наблюдавший за стрельбами, сказал, что украинский танк был впервые продемонстрирован на рынке стран НАТО. И что по своим показателям он не уступает другим западным образцам. Итак, после обобщения итогов испытаний, прошедших, по словам наших дипломатов, без поломок и аварий, «украинская сторона имеет реальный шанс на участие в греческом тендере».
Однако в Киеве было известно больше: во время стрельб и вождения пострадал наш механик-водитель. Попытки выяснить суть дела в «Укрспецэкспорте» — а именно эта компания на сегодня имеет право торговать оружием, в том числе и танками — оказались безуспешными. Разве что председатель Службы экспортного контроля Валерий Губенко оговорился: «Насколько я знаю, просто при преодолении препятствия он ударился. Три дня назад интересовались — там у него все нормально...». Что же до несколько нервной реакции представителей «Укрспецэкспорта» на вопрос о Греции, то она объясняется другими обстоятельствами, угрожающими прочности позиций компании.
Танк Т-80 в Греции представлял не «Укрспецэкспорт», а харьковский «танкоград» ПО им. Малышева. Малышевцы уже довольно долго стремятся выйти из под слишком навязчивой, по их мнению, опеки «Укрспецэкспорта». По ныне действующему законодательству только через эту компанию завод может продавать на внешнем рынке завершенные образцы вооружений, каковыми являются танки. Вот-вот ожидалась постановление правительства, которое разрешило бы Харькову самостоятельное плавание. Однозначно «Укрспецэкспорт» лишился бы едва ли не самого прибыльного сегмента в своих предложениях — поскольку именно танки толкают национальный оружейный экспорт. Поэтому даже малейшие неурядицы для малышевцев сейчас крайне нежелательны, ведь у «Укрспецэкспорта» на фоне Греции есть возможность говорить: «Ну вот видите, что получается, когда прежде отца в петлю...»
Валерий Губенко, в свою очередь, действия малышевцев комментирует спокойно, хотя и не без «тумана»: «Я не думаю, что это провал. Если кто-то что-то не так понял, или хотел больше, а не вышло — это не значит, что это провал. Завод Малышева и другие наши предприятия ищут возможность поднять свое производство, как-то выйти на внешний рынок и получить заказ. Здесь их нужно щадить».
Как эта история повлияет на расклад сил во внутренних «боях» между национальными производителями и продавцами вооружений — прогнозировать рановато. Что до «фронтов» внешних, то приходится констатировать — Греция дается нам тяжело. Поскольку и у нынешних законных оруженосцев с этим рынком, мягко говоря, не всегда о’кей. Напомню — в сентябре десантный корабль на воздушной подушке ВМСУ типа «Зубр» производства Феодосии должен продемонстрировать в Греции свои уникальные возможности. Ведь Афины собераются заказать как минимум 6 кораблей такого класса. Однако в Грецию на показательные выступления «Зубр» не попал — его не пропустила Анкара через контролируемые нею проливы, так как поздно была представлена заявка на прохождение Босфора и Дарданелл. Тогда секретарь СНБО Владимир Горбулин сказал: «Просто не хватило координации между министерствами и учреждениями. Думаю, что ошибки будут исправлены в ближайшее время — в течение месяца». Вскоре сменилось руководство Государственной службы по экспортному контролю, выдающей лицензии на продажу и вывоз вооружений из Украины. Вместо Виктора Ващилина руководителем службы стал Валерий Губенко — до недавнего времени генеральный инспектор военной инспекции при Президенте. В кулуарах поговаривали, что Ващилин, мол, стал крайним в ситуации, когда в «верхах» не было единодушия во взглядах на то, можно ли активизировать военно-техническое сотрудничество с Грецией без вреда для себя на турецком фронте. А именно победа в танковом тендере на производство тысячи танков для Анкары является розовой мечтой Киева. И чтобы успешно продавать оружие и Греции, и Турции, отношения которых довольно непросты, нужно быть большим мастером. В «Укрспецэкспорте» считали, что рискнуть стоит. Естественно, хотели как лучше. Вышло традиционно — до Греции наш «Зубр» не доплыл, хотя и помаячил перед турецкими глазами, а затем, через месяц, без лишнего шума Афины посетил большой десантный корабль Черноморского флота РФ. Нашим оруженосцам оставалось разве что кусать локти...
Сейчас возникает также вопрос — не теряет ли Украина турецкие танковые перспективы с отправкой в Грецию своих Т-80? Но подобная дилемма абсолютно не тревожит те же США, Францию или Германию, которые будут с не меньшей настойчивостью бороться и за турецкий заказ. Следует брать пример со Старого Света. Во-вторых, если Украина вдруг выиграет тендер на производство 500 танков для Греции вместо 1000 танков для Турции, то вряд ли это будет поражением. Это также будет весьма приличным куском работы для нашего ВПК. Проблема, кажется, в другом — не являются ли эти танковые громадья большим блефом в игре, в которую заочно играют два недоверчивых соперника — Анкара и Афины?