Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Грустный праздник

28 июля, 2008 - 19:43

Неизбежное в период отпусков информационное затишье нынешним летом было взорвано празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси. Ведущие издания России и Украины начали писать о предстоящем юбилее за несколько месяцев до начала торжеств. Впрочем, согласно сложившейся традиции, громко отмечать не пятую часть, а четверть века всякого события, юбилейной датой для нашего православия скорее должно было бы стать 1025-летие Крещения Руси. Однако ждать еще пять лет приезда в Украину высших иерархов мирового Православия, в частности Вселенского патриарха Варфоломея, на которого Виктор Ющенко и другие сторонники создания единой, независимой от Москвы Украинской церкви возлагают большие надежды, Киев, ясное дело, не может. Нынешний украинский президент, пока он при власти, хочет успеть вырвать у Москвы не декларативную, а реальную независимость во всех сферах государственной жизни: в экономике, в политике, в культуре, в идеологии... Идеологическую же задачу воспитания в народе единомыслия и патриотизма, он, как, кстати, и нынешняя российская власть, возлагает, главным образом на религию. Точнее, на православие как на самую укоренившуюся на этих землях конфессию.

Хорошо это или плохо? Для политика, дипломата, радеющего о целостности и силе возглавляемого им государства, конечно же, хорошо. Для христианина, коим, судя по количеству в храмах на Рождество и Пасху высокочиновных «подсвечников» считает себя не один Ющенко, такое использование религии даже в благих государственных целях не просто нежелательно. Оно для жизни души губительно. Ибо ставя Божье на услужение кесаревому, человек, как бы размашисто он не крестился, какие бы шишки не набил во время поклонов, по сути своей становится на позицию атеиста. Чтобы быть верующим, недостаточно признавать существование Бога, это делают и богоборцы, бунтующие против Создателя, т.е., против Его воли, против Его законов. Быть верующим — означает во всем и всегда ставить волю Бога выше своей личной воли, выше воли от века пребывающего в невежестве народа и воли всего человечества.

Было бы глупо, да и просто подло взваливать вину за политизацию религии на украинского президента и его окружение. Виктор Андреевич, против которого за его инициативу провести православные торжества в Киеве по своему, а не по московскому сценарию, в очередной раз ополчились российские и наши пророссийские СМИ, лишь подхватил эстафету манипулирования религией в политических целях. И уж кому-кому, а живущим не Божьим духом, а великодержавными политическими интересами господам из Московской патриархии негоже обвинять его за «политизацию» праздника.

Впрочем, начало дурной традиции подстраивать евангельские заповеди под себя, корректировать слово Божие под свои слабости и насущные потребности текущего политического момента, было положено не в Москве. Человек и без политики склонен опускать высокое, божественное до своего полуживотного уровня, и от этого нашего непреодолимого желания бросить святыни себе под ноги страдают все духовные традиции мира. Что касается христианства, то его еще в 325 году накрепко привязал к суетным делам этого мира, т.е., к политике, на печально известном Никейском соборе римский император Константин Великий. Получив покровительство сильных мира сего, Церковь заклеймила «еретиков», подогнала под уровень и потребности кесаря всю теологию и символы веры, после чего перестала выполнять свою главную и единственную миссию — вести людей к Богу. Вместо того чтобы быть ловцами человеческих душ, нуждающихся в духовном просветлении, она, служа потребностям кесарей, заразилась их ненасытной жадностью и стала ловцом материальных благ (божественное стало делом жизни отдельных святых, которые, как правило, были не в ладах с официальной церковной верхушкой).

У кого-то в этом есть сомнение? Тогда посмотрите, о чем пишут и говорят в связи с нынешними торжествами по случаю Крещения Руси-Украины, и вы увидите в каком поле, духовном или политическом, пребывает ныне Церковь. Никого из журналистов она не вдохновляет на разговор о божественном, о вечном. Напротив, все с удовольствием разоблачают политические интриги, в которые вовлечена Церковь, при этом не по воле мифического Сатаны, а самого духовенства. Сегодня всех интересует, сколько унижений претерпит ряса и спрятанные под ней генеральские погоны патриарха Алексия II, если Кремль все-таки «вдохновит» его приехать в Киев, где ему будет несладко, поскольку он не сможет играть привычную первую скрипку? Всем «свербит», допустят ли патриарха Филарета, обвиненного Москвой в раскольничестве, до проводимого патриархом Варфоломеем богослужения, или еще раз предадут анафеме и не пустят на порог Софии? Обретет Украинская церковь независимость от Москвы уже сейчас или чуть позже (эх, если бы эта независимость приблизила ее к Богу!). Выступит ли с рок-групами главный политикан Московской патриархии Андрей Кураев на Майдане, или ему позволят при помощи рок-децибел насаждать российский шовинизм на Певческом поле? И т.д. и т.п.

И не говорите, пожалуйста, о том, что о религии у нас говорят исключительно в грязном политическом контексте по вине журналистов. Никто из совестливых, разумных публицистов не станет писать о политике, если речь зайдет о святых или близких к святости священниках, никто не станет пачкать сомнительными делами этого тленного мира имена Серафима Саровского, Александра Меня, Антония Сурожского... Напротив, соприкасаясь с их жизнью, с их трудами, поневоле вовлекаешься в сферу вечного, в сферу духовных исканий Истины, а вся мировая политика рядом с ними представляется тараканьими бегами.

Но коль в эти позорные тараканьи бега позволили вовлечь себя религиозные деятели, то и разговор об их деяниях обретает соответствующую интонацию и соответствующий контекст. Газетчики смакуют не только предстоящие унижения тех или иных церковных иерархов, но и их меню, завистливо обсуждая, где и что будет кушать, например, делегация РПЦ МП, и в каких апартаментах, за какую цену будут жить «скромные», «лишенные духа стяжательства», божьи «слуги». Но может ли ваш здравый ум себе представить, чтобы, взывающий нас не убивать Иисус Христос, или питающийся акридами и медом Иоанн Креститель сели за стол, на котором, как обещает потчующий делегацию РПЦ МП шеф-повар, будут «холодные закуски из рыбы, мяса, овощей и фруктов. Потом 2— 3 смены горячих закусок. И под конец горячие блюда. В них будет много мяса, в основном, свинина»?

Однако о Христе в связи с предстоящими торжествами никто не вспоминает. Что немудрено, поскольку Он не имеет ко всей этой мышиной возне никакого отношения. Откройте Евангелие, почитайте его обжигающие своей бескомпромиссностью, своим состраданием проповеди Царствия Божьего, и вы поймете, что Спаситель и в самом деле не причастен к делам Церкви. Ибо Он и его ученики учили, к примеру, что «нет ни эллина, ни иудея», а «выдающийся теолог протоиерей Георгий Флоровский», как его представляют СМИ, убеждает нас, что «для верности своей церкви каждый православный должен быть хоть немного эллином». Иисус учил, что Его последователи в своем смирении должны осознать себя последними из людей, ибо только последние в Царстве Бога станут первыми, а спекулирующие Его именем патриархи соперничают друг с другом, кто будет первым, а кто пятым в праздничном богослужении, кому из них принадлежит «первенство чести». Он учил любить врагов своих, не искать соломинки в глазе брата своего, а заняться бревнами в собственных глазах, но те, кто называет себя «христианами», враждуют даже между собой, оскорбляют друг друга, выдвигая обвинения в ересях и всех смертных грехах. Он учил не смешивать дела кесаря с Царством Бога, но Церковь с головой ушла в политику. Учил искать сокровища не на земле, где их «истребит моль и ржа, где воры подкапывают и крадут», а на Небе, над которым не властны не только моль, ржа и воры, но даже время, но распинающие Его на своих крестах и крестиках «христиане» с остервенением, идя войной брат на брата, стяжают земные дары.

А раз так, то, что, какое Крещение мы сегодня празднуем? Что празднуем каждый год в дни явления, распятия и воскресения Спасителя? Нынешний, грустный праздник, лишь напоминает нам о том, что в мире есть миллионы православных, миллионы католиков и протестантов всех мастей, но нет христиан. Нет, за редким исключением, последователей Христа. Нет тех, кто идет по Его стопам, кто строго следует данным Им Заветам. Кто открытым сердцем воспринял Евангелие не просто как мудрую книгу, из которой можно надергать красивых цитат в оправдание своих слабостей, своей политики, а как божественное Откровение.

Верят ли считающие себя христианами массы и их «духовные» лидеры в саму возможность жить в полном согласии с этим Откровением, или считают, что это невозможно, поскольку человек слаб? Многие ли из нынешних «христиан» ставят главной целью своей жизни достижение святости, многие ли стремятся, исполнив волю Христа, стать совершенными, как Отец наш Небесный?

Честно ответив на эти вопросы, мы почти не обнаружим среди обивающих по праздникам пороги церквей, костелов, молельных домов православных, католиков, протестантов истинных последователей Иисуса. Это им и о них он сказал: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Но они не боятся ни Его грозных предупреждений, ни Его обещаний не признать тех, кто делает беззаконие, ни Его Самого, ни гнева Небесного Отца. Ибо сердце их, ум их, все их страхи находятся там, где и их вера — в тленных сокровищах этого мира. Нынешняя подготовка к очередным государственно-религиозным торжествам — лишнее тому печальное свидетельство.

Вадим ДЫШКАНТ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ