Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хаос как «частный случай» порядка

24 мая, 2001 - 00:00


В мае прошлого года по иску одного из кредиторов была описана лучшая часть электросетей ОАО «Донецкоблэнерго», а спустя месяц они были проданы с молотка при молчаливом согласии руководителей ТЭК и правительства. Именно эту дату можно считать точкой отсчета негласно запущенного правительством процесса массовой распродажи «стратегического товара» — энергообъектов. «Реформируя» рынок электроэнергии, государственные менеджеры окончательно загнали его участников в долговой тупик и сдали энергокомпании на милость кредиторам. Основным инициатором отчуждения государством энергетических объектов через суды и аукционы выступило госпредприятие «Энергорынок», созданное по вполне понятному совпадению тоже в мае прошлого года. Являясь монопольным оптовым торговцем электроэнергией, ГП по сути выполняло функцию посредника между участниками энергорынка, но при этом не несло перед ними никакой ответственности. Дав толчок торгам имуществом энергокомпаний, «Энергорынок» сам не располагал сколько-нибудь значительными активами, так что в случае возникновения претензий не рисковал и не рискует оказаться в роли расплачивающейся стороны.

У НАС РЕФОРМЫ: БУДЕТЕ ДОЛЖНЫ

Напомним, что ключевым пунктом в энергетической политике ныне отставленной, но еще активно работающей «команды реформаторов» стал переход к «исключительно» денежным расчетам за электроэнергию через систему распределительных счетов энергорынка. Однако потребители полностью не оплачивали использованную электроэнергию, и централизация денежных потоков оставила энергопоставщиков без оборотных средств. К тому же никто не потрудился ответить на вопрос: «что делать с многомиллиардными долгами энергокомпаний?» Так что облэнерго оказались беззащитными перед кредиторами.

В свою очередь, запрет неденежных расчетов за электроэнергию на оптовом рынке загнал в капкан и энергогенерирующие компании, которые уже не могли рассчитываться с кредиторами электроэнергией. Проблему дефицита оборотных средств у производителей электроэнергии правительство попыталось решить весьма своеобразно: навязало генкомпаниям банковские краткосрочные кредиты. При этом счета заемщиков были открыты у основного кредитора. Долговая удавка затягивалась все сильнее.

Об опасности построения «энергетической пирамиды» руководители генерирующих компаний заявляли на совещаниях всех уровней на протяжении прошлого года. «Нам навязывают кредиты, за которые мы не можем расплатиться. Нас загоняют в долговой тупик, из которого нет выхода!», — неоднократно твердил председатель правления ОАО «Донбассэнерго» Игорь Смирнов. Обоснованность его слов подтвердил последующий ход событий.

Но на Грушевского доводам энергетиков не вняли. Руководители отрасли не занимались разрешением долговых проблем, не искали источники оплаты электроэнергии наиболее злостными должниками — бюджетными потребителями. Кабмин и подчиненный ему напрямую ГП «Энергорынок» в очередной раз приняли оригинальное решение. «Энергорынок», как оптовый торговец электроэнергией, разослал судебные иски о взыскании долгов практически со всех облэнерго. Правда, ГП «Энергорынок», помимо прочего, является еще и распорядителем системы расчетов и средств оптового рынка, и был создан «реформаторами» для «внедрения эффективных механизмов организации оптового рынка электроэнергии». Вероятно, чье-то мнение решительно повлияло на господина Продана, который тогда возглавлял «Энергорынок». Во всяком случае именно судебные иски он счел самым «эффективным механизмом». Однако он не мог не знать, что энергопоставляющие компании не в состоянии оплачивать долги ничем иным, кроме собственного имущества.

И на аукционе 24 марта именно по инициативе ГП «Энергорынок» продали имущество ОАО «Луганскоблэнерго». Осенью 2000 года в интервью одному из информационных агентств юрист «Энергорынка» поведал о готовящемся плановом эксперименте по изъятию долгов «Луганскоблэнерго» перед оптовым рынком через продажу имущества компании на аукционе. Видимо, «распорядителей средств оптового рынка» воодушевил прецедент с «реализацией» части электросетей «Донецкоблэнерго» в июне 2000 г. Окончательно же эксперимент в умах руководителей «Энергорынка» созрел, вероятно, после тщательных предварительных консультаций в Высшем арбитражном суде Украины.

Известие о готовящемся эксперименте специалисты «Луганскоблэнерго» восприняли с недоумением. Дело в том, что имущество компании планировалось выставить на аукцион по иску «Энергорынка» на сумму около 700 млн. грн., в то время как общая задолженность «Луганскоблэнерго» перед оптовым рынком к тому времени перевалила за полтора миллиарда. К тому же, возможность получения «Энергорынком» даже обозначенной в иске суммы (от продажи имущества компании на аукционе) представлялась сомнительной. Было очевидно, что подавляющая часть долгов «Луганскоблэнерго» перед государственным «Энергорынком» в результате эксперимента останется навсегда замороженной. «Я не понимаю, чего добивается Продан», — воскликнул в сердцах представитель «Луганскоблэнерго» в интервью одному из информационных агентств. Понял ли это сам Юрий Васильевич после состоявшихся 24 марта торгов — вопрос риторический. Тогда он уже возглавлял Национальную комиссию по регулированию энергетики (НКРЭ). И мог подытожить: одним из результатов его деятельности на посту главы «Энергорынка» стала продажа имущества «Луганскоблэнерго» на аукционе за 115 млн. грн., из которых «Энергорынку» было перечислено меньше 100 млн. грн., то есть 5,8% общей задолженности компании. Оставшиеся 94,2% перешли в разряд «вечных долгов» перед энергорынком и генерацией.

Укрсоцбанк приобрел имущество компании без активов, а это означает, что почти 1,6 миллиарда гривен долгов за электроэнергию остаются на балансе «Луганскоблэнерго» — компании, формально существующей, но лишенной имущества.

К слову, банк заплатил за имущество «Луганскоблэнерго» сумму, оказавшуюся в 2,1 раза меньше конкурсной цены контрольного пакета акций «Киевоблэнерго», в 1,6 раза —«Житомироблэнерго» и в 1,1 раза меньше стоимости пакета «Рiвнеобленерго». Однако годовой оборот этой луганской компании в прошлом году составил $253 миллиона, что превысило оборот «Киевоблэнерго» в 3,3 раза, «Житомироблэнерго» в 5,5, а «Рiвнеобленерго» — в 8,4 раза.

Так что у господина Хорошковского, как у председателя наблюдательного совета Укрсоцбанка, 24 марта был хороший повод выпить шампанского: сделку по степени привлекательности, наверное, можно занести в книгу рекордов Гинесса.

Кстати, на том памятном совете энергорынка, когда была обнародована информация о продаже Луганской компании, господин Продан не комментировал подробно уже свершившийся факт, сославшись на недостаточное владение вопросом. Так ли это? Тем более теперь, после возникшего скандала, интересны детали того злосчастного аукциона. Но Продан продолжает молчать. Хотя, наверное, в Украине есть органы, которым руководитель НКРЭ не смог бы отказать в информации...

ПРАВИТЕЛЬСТВО «ВОЗРАЖАЕТ» — КАРАВАН ИДЕТ

Следующей по своему «историческому» значению для украинской энергетики можно назвать аукционную продажу трех из пяти электростанций «Донбассэнерго». Зуевская, Кураховская и Луганская ТЭС были проданы на аукционе 28 апреля за смехотворную сумму 208 млн. грн. с НДС при балансовой стоимости имущества компании 1,2 млрд.грн. Спустя полторы недели после торгов Кабинет Министров отреагировал на произошедшее официальным письменным протестом, суть которого заключалась в формулировке «правительство возражает».

Протестуя (на словах) против «теневой приватизации» государственного энергетического имущества, которое должно реализовываться на «открытых прозрачных» конкурсах, правительство продолжало готовить проект передачи Киеву контрольного пакета акций «Киевэнерго» в обмен на административные здания.

Потери государственного бюджета от предполагаемого обмена оцениваются экспертами фондового рынка не менее чем в 100 млн. долларов. Именно за такую сумму, по их мнению, можно было бы реализовать 50%+1 акций «Киевэнерго» на «открытом прозрачном» конкурсе «стратегическому инвестору».

На фактическую потерю крупнейшей энергогенерирующей компании в донецком регионе государственные мужи отреагировали 8 мая, выпустив в свет соответствующее постановление. Самым конкретным пунктом в длинном списке расплывчатых мер по защите стратегических предприятий от распродажи «с молотка» стало увольнение с занимаемой должности директора «Укрспецюста». Руководитель предприятия-исполнителя, по видимому, был назначен основным виновником в организации «теневой» распродажи украинской энергетики. Большим, к примеру, чем Юрий Продан, который возглавлял наблюдательный совет «Донбассэнерго» с 21 декабря 1999 года по 26 апреля 2001 года. Сегодня многие утверждают, что именно он «подсказал» коммерсантам, как приобретать государственную собственность вне конкурсов по минимальной цене. Но пока Юрий Васильевич за свои действия во время руководства «Энергорынком» ответственности не понес и продолжает занимать высокий пост председателя «регулирующего энергооргана».

Что касается официально звучащих протестов правительства, то представляется, что они делаются, как говорится, в качестве «обязательной программы». Во всяком случае с момента аукционной продажи в июне 2000 г. сетей «Донецкоблэнерго» никаких серьезных шагов для комплексного решения проблемы банкротств и распродаж энергокомпаний правительство так и не предприняло. Не проведена ревизия и анализ долгов энергокомпаний, не рассмотрены возможные механизмы их списания, не внесены на рассмотрение народных депутатов поправки к соответствующим законам для введения моратория на банкротство объектов ТЭК. Вместо этого энергетические чиновники своей кредитно-долговой политикой по отношению к энергокомпаниям и судебно-исковой работой ГП «Энергорынок» ускоряли процесс «теневой распродажи» энергетики. Причем некомпетентность и половинчатые действия должностных лиц приобрели в течение года системный характер. Это дает существенный повод усомниться в наивности тех, кто инициировал серию судебных исков и банкротств. Вспоминается, что «Энергорынок» обратился в суд по поводу продажи имущества «Луганскоблэнерго» на аукционе лишь после окончательного провала попыток вице-премьера Юлии Тимошенко ввести внешнее управление в этой компании. Идея- фикс бывшего энергетического вице-премьера заключалась в лишении энергопоставщиков функций сбыта с последующей их передачей коммерческим структурам. Вполне определенным, возможно?

Примечательно в этой связи высказывание экс-министра Сергея Ермилова: «После того, как я увидел, что Юлия Владимировна пытается использовать ситуацию под себя, наши позиции с ней разошлись». Ермилов говорил о попытке Тимошенко ввести внешнее управление в энергоснабжающих компаниях. Не исключено, что остальные действия экс-вице-премьера и ее соратников (а некоторые из них и сейчас «у руля») также предполагали «использование ситуации под себя». Во всяком случае, контроль над распредсчетами, дефицит оборотных средств энергокомпаний и миллиардные долги в сочетании с судебными исками — мощные рычаги для захвата энергетической собственности с помощью админресурса.

Так или иначе, а новому правительству достанется в наследство изрядный ворох судебно- долговых проблем энергорынка, без решения которых будущее украинской энергетики призрачно. Информация, представленная рабочей группой Совета энергорынка на его заседании 17 мая, впечатляет. На середину мая суды удовлетворили иски о взыскании с облэнерго в общей сложности более 3 миллиардов гривен, в том числе за счет имущества — более миллиарда гривен. Основная часть исков к энергопоставщикам были поданы «Энергорынком», разославшим исковые заявления на 6,2 миллиарда.

Не лучшим образом обстоят дела и у генерирующих компаний: согласно искам с них должны взыскать 565,5 млн. грн., в том числе за счет имущества 494 млн. грн.

Решение суда о взыскании имущества означает, что аукцион по его продаже может состояться в любой день и без широкого извещения общественности.

В настоящее время в стадии судебного рассмотрения находятся иски о банкротстве ГАГК «Днiпрогiдроенерго», ОАО «Днiпроенерго» и Северодонецкой ТЭЦ.

Директора Совета энергорынка признают, что дальнейшее продолжение «теневой приватизации» энергопредприятий через банкротства и аукционы приведет к непредсказуемым последствиям в энергетике и в экономике страны в целом.

Во-первых, будет сорвана конкурсная приватизация энергокомпаний уже в этом году и бюджет не получит запланированных денег.

Во-вторых, Украина не сможет получить ряд кредитов со стороны зарубежных банков, а инвестиционный климат в стране скатится к абсолютному нолю.

И, в-третьих, аукционная распродажа энергетических объектов может разрушить структуру как самих энергокомпаний, так и украинского энергорынка в целом и стать прелюдией к полному хаосу.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ