Премьер-министр Анатолий Кинах в конце прошлой недели сделал долгожданные заявления относительно валютной политики государства. «Значительных изменений ожидать не следует, — говорит премьер, — но НБУ должен совместно с правительством учитывать интересы экспортеров». Как известно, экспортеры заинтересованы в девальвации курса гривни, что в прошлые годы позволяло им неплохо зарабатывать на курсовой разнице. Сейчас на валютном рынке в отношении доллара господствуют медвежьи настроения — гривна на протяжении всего первого полугодия уверенно усиливает свои позиции. Но с приходом в правительство представителей интересов промышленного директората в финансовых кругах начали бродить слухи о возможной смене курсовой тенденции.
Разговоры о возможной коррекции государственной валютной политики начались в банкирских кругах сразу после назначения нового премьера. Все дело в том, что еще несколько месяцев назад, будучи Президентом УСПП, Анатолий Кинах довольно резко раскритиковал тактику Нацбанка, требуя плавной девальвации курса гривни в интересах экспортеров. Тогда, на съезде УСПП в столичном Дворце «Украина», Кинаха поддержал и Президент Леонид Кучма. Но тогда удалось успокоить взволнованный рынок. Став премьером, Анатолий Кинах провел закрытое совещание с руководством Национального банка. На нем правительство и НБУ договорились проводить совместный мониторинг эффективности валютной политики. «Этот мониторинг должен состоять с изучения влияния курса на экспорт, внутренний рынок, то есть импорт, на темпы инфляции, и в целом на изменение структуры валового внутреннего продукта», — говорит Кинах.
Таким образом повышение роли правительства в формировании валютной политики становится очевидным. Впрочем, сейчас Анатолий Кинах признает, что стабильный рост экспорта в первом полугодии не дает ему оснований для критики НБУ. Предметом дискуссии в ближайшее время может стать разве что обязательная 50- процентная продажа валютной выручки экспортерами. По мнению премьера, высказанному после встречи в НБУ, «стабильность национальной валюты должна опираться не на те или другие механизмы валютного регулирования, а в первую очередь на конкурентоспособность экономики».
Вопросы коррекции валютной политики находятся в компетенции Наблюдательного совета НБУ. Но сами члены Совета пока не склонны к отмене 50-ти процентной продажи, хотя и признают проблему актуальной. «Снижение процента обязательной продажи исходя из тактических соображений — чтобы выровнять баланс — на данном этапе менее важно, чем сохранить некую стратегию, некую гарантию того, что в стране всегда будет валюта, которая придет на валютный рынок»,— считает Игорь Юшко, член Наблюдательного совета НБУ.
Банкиры, в число клиентов которых входят промышленные гиганты, признаются, что экспортеры уже и не мечтают о выгодной им девальвации курса гривни. Речь идет хотя бы о сохранении нынешних курсовых позиций. Если гривна будет стремительно дорожать и дальше, курсовые убытки промышленников могут стать поводом для ответных действий. Сегодня очевидно, что могущественное экспортное лобби только ждет момента, чтобы задействовать все рычаги влияния на руководство страны. Первым таким сигналом может стать введение Россией с первого июля импортного НДС. Это, безусловно, повлияет на украинский экспорт в эту страну. Кроме того, например, председатель правления КБ «Финансы и Кредит» Вадим Пушкарев отмечает уменьшение валютных поступлений на счета химических предприятий из-за ухудшения ценовой конъюнктуры на внешних рынках. «Не исключено лоббирование, давление на НБУ со стороны экспортеров химической промышленности в целях сохранения своего гривневого эквивалента», — допускает банкир.
Впрочем, и в правительстве, и в НБУ, и в коммерческих банках сегодня уверенно прогнозируют сохранение нынешней гривневой ревальвационной тенденции до августа, когда традиционно начинаются «волнения» среди нефтетрейдеров, и страна активно запасается энергоносителями накануне осенних похолоданий. Так называемый курсовой порог, то есть черта, за которую курс доллара уж точно не опустится, сегодня определяется банкирами с явным трудом. Михаил Пряничников, начальник управления регулирования ресурсов АО «ВАБанк», считает, что курс не упадет ниже отметки 5.36. Другой сценарий, по его мнению, возможен, но будет слишком болезненным для экспортеров.
Зная о налаженных связях нынешнего премьера с директоратом, несложно догадаться, что именно Анатолию Кинаху первому сообщат о недовольстве химических и металлургических производителей. Они контролируют больше половины украинского экспорта, который, в свою очередь, составляет 63% ВВП страны. А это значит, что претензии промышленников игнорировать невозможно. Пока что банкиры успокаивают себя выводами, что приход нового человека даже на пост премьера не может сразу сказаться на валютной политике страны. К тому же аргументы в пользу девальвации не выглядят весомыми. Приток валюты в страну значительно больше чем расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга и импортными операциями.
Не исключено, что нынешние слухи о возможной коррекции валютной политики государства так и останутся разговорами. Если в ответ на прогнозируемую потерю доходности экспортеров правительство будет инициировать новые налоговые льготы, то вопрос о девальвации будет снят с повестки дня. Если же значительное снижение экспорта в Россию и серия антидемпинговых расследований против металлургов останется без внимания Кабмина и парламента, возрождение дискуссии о «спасительной» девальвации, похоже, станет неизбежным.