К Лилии Владимировне со времени ее баллотирования на ответственную должность было приковано особое внимание. Мало того, что она в честном соперничестве идей и поступков для громады победила мужчину, которого сельским головой избирали аж три созыва. Посторонних удивляла ее работа: просто техработник, а на Волыни говорят — уборщица — в сельской школе. А это такие реалии жизни: она имеет образование бухгалтера, работала им в местном колхозе, но колхозы приказали долго жить, а работу в селе выбирать не приходится... Главное, что, став сельским головой на четыре населенных пункта, в которых почти 1200 человек, она может теперь реализовать свой потенциал лидера громады.
И НОВЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК, И ЛУЧШИЙ АВТОБУС
Суперновостью для Волыни недавно стало сообщение о том, что «головиха» из Березолук таки избавилась от нерадивого перевозчика, и теперь жители Березолук, Кроватки, Яблоновки и Подгорного имеют и нового перевозчика, и новый более просторный автобус. Больше полгода пришлось Лилии Владимировне оббивать пороги разных инстанций, чтобы доказать очевидную вещь: не может в села, где только в Подгорном и Яблоновке — 35 школьников, которые едут в Березолуки, а еще же детей везут в детсад, да и просто люди едут по делам, ходить старенький микроавтобус, меньше сказочной рукавички. И опять же реалии: пока в Рожище не приехал на прием глава Волынской ОГА Владимир Гунчик, а Лилия Владимировна не высказала ему все, что должна была высказать, до тех пор дело не сдвинулось с места. Однако уже на концерт в районный центр Рожище артисты с Березолуковского сельсовета поехали новым «пазиком», и на фоне его решили сфотографировать только «головиху», потому что — «это ты, Владимировна, его добилась!»
И чего только не добилась за неполный год! Вырезала в округе заросли кустарников, в которых потопали околицы и улицы сел, сделала ремонт в одном из клубов, который вообще хотели забрать у сельского совета и передать «в район», со дня на день начинает в Березолуках ремонт дороги, которую покрывали асфальтом свыше 30 лет тому назад, и с тех пор был, может, один ямочный ремонт... Заменила электропроводку и окна в школе в Березолуках. Уже знает, где возьмет деньги на ремонт дороги в Подгорном, где даже ямочного не было, и сделает ремонт в клубе в Березолуках. И добьется, чтобы старые деревья над дорогой уже срезали, потому что «как потом валить их на новый асфальт?»
И НАЛОГИ, И ФЕРМЕРЫ БЫЛИ И РАНЬШЕ, НО НУЖНА БЫЛА ЭНЕРГИЯ
На все это сельсовет тратит собственные средства и привлекает к делу районную и областную власти. Где деньги в «простом» сельсовете взялись? Березолукам повезло на мощных фермеров, которые взяли в аренду немало людских паев, ведут солидное хозяйство и честно платят в кассу громады. Другое дело, что и налоги, и фермеры были и раньше, но нужна была энергия этой женщины, чтобы жизнь в селах таки начала изменяться. «Ничего не обещала, только то, что реально можно сделать», — так говорила мне Лилия Коцюбайло на второй день после избрания ее сельским головой. Эти слова и стали заглавием к моему с ней интервью («День» от 10 ноября 2015 года) и первой публикацией о женщине, которая в настоящее время является своеобразным волынским феноменом и звездой, так сказать, местного масштаба. Потому что пришла в местную власть из самой что ни есть рядовой работы.
По причине прихода во власть, говорит, должна была избавиться от большого хозяйства, которое с мужем имели, как и каждый хороший хозяин в селе. Были две коровы и телка — теперь корова одна, свиней не 6—7, а только двое, правда, кур до полусотни, а индоуток — до 80. Встает ежедневно в пять утра, потому что автобус из села — в восемь, а бывает, что четыре дня в неделю утром едет в район или область решать (и решает) проблемы громады. Может при необходимости, когда муж на заработках, брать в руки косу, чтобы накосить травы для скота. И при этом же еще должна выглядеть ухоженной и женственном.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ПЕРЕСТАЛИ ДОДАВЛИВАТЬ УКРАИНСКОЕ СЕЛО
И уже имеет новые планы: если ее предшественник сделал уличное освещение в Кроватке и Березолуках, то она должна его сделать в Подгорном и Яблоновке. Возмущается, что согласно новой политике малые школы в селах закрывают, вроде бы с целью экономии. «Я поинтересовалась, какие расходы в Кроватке, где в настоящее время 14 школьников. За год за отопление заплатили 2000, а за свет — 360. Ну и на зарплату государство потратилось. Наш сельский совет легко возьмет на себя расходы на коммунальные услуги. Потому что я понимаю людей, которые будут вынуждены шестилетнего ребенка отправлять невесть за сколько километров рейсовым автобусом (которого может и не быть) в соседние села. Люди возмущены, что и нам на сельсовет обещали школьный автобус. А не дадут. На весь район будто должен быть только один из трех обещанных, потому что району дорого тратить на автобус полтора миллиона. Простите, то где здесь экономия?» — говорит она. Больше всего, чего хочет, это чтобы перестали додавливать украинское село. Несколько лет назад именно она, школьная уборщица, добилась газификации в селах сельсовета. Была таким себе неформальным лидером. В настоящее время цены на все, в частности и на газ — растут. Но даже если перейти на дрова или торфобрикет, то людям совсем не станет легче: ни для рук, ни для бумажника...