Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хотим ли мы изменений?

7 июля, 1999 - 00:00

Актуальность такого вопроса всегда обостряется с приближением выборов. Однако средства массовой информации увлекаются только рейтингами претендентов, не уделяя внимания социально-политическому портрету самих избирателей. Я же хочу показать то, что обычно выходит за рамки анкет: типичные жизненные ситуации и настроения людей.

Ни для кого не секрет, что властные структуры пользуются минимальным доверием избирателей. Одни отождествляют неминуемые изменения с быстрыми реформами, другие — с возвратом социализма, но большинство неудовлетворены нынешним положением, а значит — теоретически должны хотеть реформирования общества. Но парадокс состоит в том, что в жизни мы сторонимся изменений и своего непосредственного участия в них.

Для примера, представим себе часто встречающуюся ситуацию: в квартире проживает одинокий пенсионер на пенсию в 37 грн. и платой за коммунальные услуги — 70 грн. Задавая ему вопрос из анкеты, об отношении к Президенту, можешь очутиться в разряде кровных врагов и выслушать обвинения всех ветвей власти, вплоть до начальника жека. С мазохистским удовольствием смакуя свои материальные лишения, субсидию он не получает. Хотя для пенсионеров оформление упрощено, а инвалидами вообще занимаются социальные работники. Иногда достаточно лишь написать заявление. Это не реклама государственных субсидий. Наоборот, я считаю, что власть, ставя людей в позу просителей, заставляет подчиниться ей. Ведь просители обычно не протестуют против «благодетеля». Но все-таки это реальная помощь, а согласно результатам недавнего социологического опроса, только каждая третья одесская семья, которой положена субсидия, обращается за начислением. Это говорит о том, что свой нигилизм по отношению к власти мы переносим и на себя, самоустраняясь от решения собственных проблем.

Другой пример: рабочий простаивающего предприятия называет себя во время опроса незарегистрированным в службе занятости безработным. Он изредка привлекается для краткосрочной работы и, естественно, заработанных денег не достаточно для жизни. Его положение напоминает — барщину — отработал пару дней на «хозяина», а потом, в оставшееся время, борись за существование сам. И он оказывается на работах, где не нужна трудовая книжка, нет стажа, охраны труда, социальной защиты, уплаты налогов, но есть зарплата. Так наше олигархическое государство способствует существованию «теневой» экономики, когда мы оказываемся на полулегальном положении в своей же стране. И возможность лишиться такого заработка заставляет нас мириться с таким положением и бояться всяких изменений. А власть умывает руки, делая своих граждан бесправными. Мы же становимся такими равнодушными не только потому, что смиряемся с действиями (бездействием) власти, но и безответственно относимся к себе.

Далее представлены часто встречающиеся высказывания людей, характеризующие сознательность и активность потенциальных избирателей. Ведь ставя «галочку» в бюллетене, мы не только отдаем свой голос, но и делегируем свои права будущему президенту на целых пять лет.

«Мы в политике не разбираемся», — так мы самоустраняемся и разрешаем власти вершить нашу судьбу по только ей угодному сценарию. Эта фраза чаще слышна в селе, но есть и одесский аналог: «Нам ничего не нужно» (?!) — но так могут говорить только покойники.

«Они (власть) нас обманули», «Мы им не верим»,— такие выражения показывают, что мы дистанцируемся от власти даже в своей речи, говоря — «они». И после выборов на кухне мы будем посмеиваться над их маразмом, а тот, кого выберут, соответственно — над нами.

«Этот уже был при власти — набрался, а придет новый пока разбогатеет» (имеется в виду — много украдет. — Ред. ),— разве это не индульгенция тем, кто использует власть в своих интересах. Да и аппетит приходит во время еды.

«Этот уже наворовался, может поделится», — это ли не верх иждивенческой психологии. Мы уже смирились, что нас обворовывают, но надеемся хотя бы на подачку. А кто мы ему — кум или сват?

«Только подлецы занимаются политикой!» — так мы программируем ситуацию, что честных выбрать и не можем.

Все вышесказанное позволяет сделать малоутешительные выводы: разглагольствуя о недостатках власти, мы воспринимаем перемены, как что-то эфемерное, что произойдет без нашего участия. А это — признак готовности покориться сильному, который будет решать и действовать вместо нас, в отличие от равных, пытающихся превратить нас из сторонних наблюдателей в непосредственных участников изменений, за это мы и испытываем презрение к последним. Поэтому перемены необходимо готовить, начиная с себя. И лишь построив гражданское общество, мы сможем перестать быть разменной монетой в чужой политической игре.

В. БЕЗЕДА, председатель Одесской городской организации ДемПУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ