Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«...Хто пив, той помітив»

Заметки на полях современной социальной рекламы
15 сентября, 2005 - 19:39
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА ПРОШЛОГО». ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО МУЗЕЯ ВОЛЫНСКОГО ЖУРНАЛИСТА ВАСИЛИЯ ПРОСТОПЧУКА / ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ВОДОРЕЗА

То, что правительственная социальная реклама появится, стало очевидным примерно в тот же момент, как стало очевидным президентство Виктора Андреевича Ющенко. Было совершенно очевидно, что новый режим будет в значительной степени идеологизированным и заинтересован в формировании позитивного общественного мнения (чего за режимом Кучмы, в общем-то, не наблюдалось). Понятно, что для «пропихивания» своей идеологии и создания общественной поддержки должна была быть использована социальная реклама.

ЧАСТЬ 1. ЛИРИЧЕСКАЯ

Несмотря на всю очевидность необходимости появления социальной рекламы, новая власть медлила. Появившиеся вскоре после инаугурации плакаты «Мир вам», скорее были последним «залпом» пропагандистской войны на выборах.

Поэтому рекламисты взяли ответственность на себя. Во всяком случае, из разных источников приходила информация, что серия плакатов «Кохаймося!)» была запущена без какого-то определенного заказа.

В действительности, правда, этот обр азец рекламной мысли скорее напоминал не слишком добрую шутку, чем собственно социальную рекламу. Понятно ведь, что количество нобелевских лауреатов в стране находится, скажем так, не в прямой зависимости от того, насколько интенсивно в стране «кохаються». Скорее даже наоборот.

Зато мессидж плакатов достаточно определенно соответствовал важному элементу идеологии новой власти. Не даром же один из «полевых командиров» рассказывал на Майдане, что после войны рождается больше детей и сейчас происходит то же самое, а один из экс-вице-премьеров не устает прогнозировать беби-бум в результате революции…

Правильно была выбрана и форма подачи этой нехитрой «идеи». Прямая ссылка на бессмертную «таблицу размножения», описанную Фазилем Искандером, была бы понята слишком немногими. Прямое описание процесса в терминах Леся Подервянского, наоборот, было бы понято слишком многими, в частности — чиновниками от культуры, с последующим недовольством деятельностью рекламистов.

Я, правда, скорее склоняюсь к мнению, что речь шла не об утонченном издевательстве, а о вполне верноподданнической попытке рекламистов, в меру своего интеллектуального и культурного уровня, определить одну из стратегических линий развития страны…

ЧАСТЬ 2. БАТАЛЬНАЯ

Вскоре, однако, у власти появилась острая необходимость оправдать перед общественностью свои действия. Связано это было со столь необходимыми политически реприватизационными мероприятиями.

В Киеве появились красные (!) плакаты, призывающие остановить коррупцию путем передачи «Криворожстали» и НЗФ в государственную собственность. Этого показалось мало, и вскорости появились новые плакаты с оскорбительным выпадом в адрес вероятного иностранного инвестора НЗФ — «Евразхолдинга».

Собственно говоря, эта реклама рисует не слишком радостную картину.

Во-первых, сама по себе эта реклама достаточно откровенно показала слабость власти, ее неспособность (нежелание?) выполнить в рамках законных процедур свои же собственные обещания. Фактически, это признание того, что оппозиционеры на Майдане говорили неправду, утверждая, что «Криворожсталь» была приватизирована благодаря родственным связям одного из покупателей с экс-президентом.

Если бы было желание и возможности, то бывший глава ФГИ уже давно бы предстал перед судом и рассказал бы, как Президент требовал от него отдать завод Пинчуку. В таком случае и плакатики бы не потребовались… Однако вести следствие в этом направлении даже не пытались.

Во-вторых, довольно странно выглядит антикоррупционный пафос этого обращения. Почему, собственно, остановка коррупции в настоящем времени требует пересмотра решений, принятых в прошлом?

А ведь дело НЗФ обросло уже не у одних олигархов с тем, чтобы отдать их другим. Учитывая, что в обоих случаях в качестве вероятного покупателя или управляющего заводов выступает группа «Приват», можно даже говорить просто о наказании политических противников с последующим награждением политических соратников…

В-третьих, как бы нас ни пытались убедить в обратном, основной мессидж плакатов просто не соответствует действительности. Никто (кроме В. Семенюк и ее однопартийцев) ничего возвращать в государственную собственность не собирается. Заводы отбирают нее правительство) вполне наглядно показывает — она не слишком-то заинтересована в появлении этих инвесторов. Во всяком случае, она оставляет за собой право неугодного инвестора послать в страну происхождения. А может — и дальше.

В-четвертых, вторая серия плакатов совершенно явно демонстрирует, что проблемы с привлечением прямых иностранных инвестиций — вовсе не случайность. Власть (в данном случае — прежских лиц… Так что плакаты надо готовить. Как вам, например: «Остановим коррупцию в американском правительстве! Дядя Сэм — руки прочь от северодонецкого «Азота»…

В-пятых, весьма характерно, что публично был «послан» именно российский инвестор. Тут можно говорить уже и об антироссийской пропаганде.

Впрочем, правительство извиняет то, что, например, в Северодонецке оно не постеснялось послать (правда, без развешивания рекламных плакатов, повествующих об этом былинном подвиге) инвестора вполне американского. Кстати, этот инвестор уже обещает, что Президенту придется выслушать немало неприятных вопросов по этому поводу от высоких официальных американ

ЧАСТЬ 3. ШАРОВАРНАЯ

Я вообще не уверен, что серия плакатов «найкраща країна у світі» является социальной рекламой. Судя по стилистике, она вполне может закончиться и плакатом типа «@#$%^& — найкраща горілка у світі. Той, хто пив: — помітив». только слухами относительно того, что в действительности борьба не за завод, а за влияние на каналы «1+1» (в пользу Тимошенко), «Интер», «Новый» и «ICTV» (в пользу Порошенко), но уже и прямыми обвинениями в коррупции, которые, в частности, выдвинуты В. Семенюк против Ю. Тимошенко… Может, правильно было бы сказать, что вероятные (поскольку факт никто не пытался доказать) коррупционные действия в прошлом пытаются «перебить» такими же действиями в настоящем, потому что иначе — не получается?

Тем не менее, в какой-то мере она тоже вписывается в представления некоторых лиц из нынешнего руководства страны о патриотической рекламе. Хотя и было декларировано, что новая власть будет чужда «шароварщине», празднование последней годовщины независимости показало, что это явление имеет довольно глубокие корни.

Кстати, крымчане прокомментировали эту рекламу в том духе, что киевляне «пометили» их море…

ЧАСТЬ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Собственно говоря, описанные мной негативные черты новой социальной рекламы были заложены еще в ходе избирательных кампаний 2002 и 2004 годов политтехнологом «НУ» Ярославом Лесюком. Именно он заложил, и подтвердил в своих выступлениях на круглом столе, организованном PR-лигой, и в интервью «Главреду» некоторые основные принципы, которые самым неприятным образом «вылезли» в поствыборной социальной рекламе.

Напомню логику Лесюка: Ющенко должен был стать Президентом — такова воля божественного Провидения. Его (Лесюка) роль — быть медиумом, который улавливает волю этого Провидения и транслирует ее гражданам. Поэтому основой кампании Ющенко должны были быть (и были) самодостаточные и совершенно бессодержательные лозунги: «Так!», «Ющенко идет в Президенты и Ющенко победит». Более того, ему стыдно за всю рекламу, в которой содержались конкретные обещания — зачем что-то обещать, если ты и так ДОЛЖЕН победить?

При этом он признает, что не занимается политической рекламой. Действительно — это типичнейшая тоталитарная пропаганда, основанная на исключительном неуважении к избирателям (собственно, в рамках такой концепции и избирателей-то никаких нет…). Она, конечно, очень талантлива, даже гениальна, но не имеет ни малейшего отношения к демократии.

P.S. Безусловно, найдутся люди, которые поинтересуются, почему это автор критикует «народную власть», но не критикует «антинародный режим».

Отвечу: при «антинародном режиме» некого и не за что было критиковать. Не было самой по себе правительственной социальной рекламы. Не считать же ею развешивание цитат из речей президента по улицам городов, которые должен посетить президент? Это, извините, не реклама, а просто номенклатурный подход к отношениям с вышестоящим начальством… Она и не предназначалась для граждан…

Василий СТОЯКИН, директор Центра политического маркетинга
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ