Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«И среди здесь, и между там»

Еще десять лет колебаний страна не выдержит
15 мая, 2002 - 00:00

Государство не может больше жить по формуле «курс прежний, ход задний». Следует однозначно поставить вопрос: с Россией или под Россией?

 

 

Верховная Рада четвертого созыва начала работу. Уже первые пленарные заседания парламента показали, что на первый план в его деятельности, как и в предыдущих, выходят, скорее, политические проблемы, нежели законотворческие. Причем проблем больше, чем эффективных, реальных решений.

У парламента нет стратегического плана своей работы. Он живет по принципу: что Кабмин подаст, то и будем рассматривать. А в перерывах, которые зачастую по времени дольше, чем законотворческие усилия, будем заниматься политическими разборками. Причин здесь немало. Однако главная — отсутствие собственного концептуального взгляда на основополагающие принципы внутренней и внешней политики. С 1993 года Верховная Рада Украины практически комплексно не рассматривала стратегических основ внутренней и внешней политики, не определяла политический курс государства. Вместо того, чтобы взяться за эту работу (а это конституционная обязанность, полномочие парламента) ведутся бесплодные дискуссии, кто это должен определять: парламент или Президент. А в результате — Украина не имеет сформированных перспективных основ внутренней и внешней политики с учетом прогнозов мирового развития.

На сегодня по многим глобальным проблемам Украина находится в стадии неопределенности (несовершенные политические формулы), что, безусловно, серьезно вредит стратегическим национальным интересам народа.

Сошлюсь на некоторые примеры.

Из уст политиков разного ранга приходится слышать (в зависимости от конъюнктуры), что Украина, дескать, является нейтральным, внеблоковым государством. Но скажите, пожалуйста, каким документом это определено? Принимала ли Верховная Рада такое решение? Нет! Было ли соответствующее признание такой нашей позиции мировым сообществом? Нет! Тогда на чем основаны наши заявления?

Неопределенной остается наша позиция и в отношении СНГ. Устав СНГ Украина не подписала. Минскую Конвенцию о межпарламентской ассамблее государств- участников СНГ от 26 мая 1995 г. Президент Украины не подписал, в оборонный Союз СНГ Украина не входит. Хотя мы являемся членом парламентской Ассамблеи СНГ (такое волюнтаристское решение приняла Верховная Рада), заключаем военные соглашения с Россией, платим финансовые взносы в организации СНГ и т.п. Где логика? Как могут понять такую интересную позицию Украины и на Востоке, и на Западе? Думаю, что и наши политики ее до конца не осознают. А потому первейшая и важнейшая задача Верховной Рады четвертого созыва, в соответствии со статьей 85 Конституции Украины с учетом одиннадцатилетнего опыта строительства независимого государства, новых реалий в мире, изменений в расстановке сил, принять основы внутренней и внешней политики. В этом документе должны быть определены стратегические позиции Украины относительно рыночной экономики (все слагаемые рыночной экономики), СНГ, европейских и евроатлантических структур. Мы должны четко определить свой статус: кто мы — внеблоковое нейтральное государство, или мы страна, стремящаяся стать членом НАТО?

И это должно быть определено как стратегический политический курс государства, как его перспектива на десятки лет продуманной последовательной работы всех государственных и партийно- политических организаций. НАТО занимается вопросами обороны и безопасности. Как практически можно принимать участие в формировании общеевропейской безопасности, не будучи в НАТО?

В конце концов пора прекратить колебания между Востоком и Западом, потому что при такой позиции мы нигде — как говорят одесситы, «и среди здесь и между там», что в вольном переводе означает: ни то, ни се. Государство не может больше жить по формуле «курс прежний, ход задний». Если мы хотим, чтобы нас уважали, нужно определиться, и определиться в пользу европейского выбора. Нам следует заявить, что мы ставим задачу стать членом всех европейских структур, подать соответствующие заявки в них и принять план работы по обеспечению этой исторической задачи.

Важно подчеркнуть, что на протяжении последних лет динамика отношений Украины с некоторыми, в частности, западными партнерами, снизилась. Замедлились темпы движения к европейским стандартам строения общества, интеграционные процессы. Задекларированные акценты на европейский выбор, постепенный, но неуклонный путь к Европе остались, главным образом, на бумаге. Практические шаги в этом направлении сменились расплывчатым понятием «многовекторность», не имеющим четкого определения и, как правило, означающим равнозначимость международных отношений страны или простым народным языком: «и нашим, и вашим».

Если говорить кратко, то это не что иное, как попытка в официальной внешней политике как- то примирить два враждующих лагеря украинской политической элиты: пророссийского с проевропейским. На самом деле многовекторность — это неопределенность во внешней политике, неопределенность в геостратегии Украины, неопределенность своих действий на континенте и в мире.

При таких обстоятельствах Украина обречена подпадать под то или иное влияние в зависимости от ситуации. Однако политика балансирования между Западом и Востоком фактически не может быть активной внешней политикой. Это политика приспособления к складывающейся в мире ситуации, зачастую пренебрегая интересами государства.

Активная внешняя стратегия — это когда Украина имеет свою позицию по всем главным вопросам мировой политики, свою собственную политику в отношении соседей, имеет свою позицию во время любого локального или мирового военно-политического кризиса и умеет добиваться реализации своей позиции.

Поэтому как независимое государство Украина должна снова определиться по этим направлениям. Среди политических партий, в общественном мнении идет отчаянная борьба, прежде всего между сторонниками западного и северо- восточного векторов. Определение национального интереса Украины в этом вопросе является стратегическим выбором, и это решение скажется на судьбе государства на долгие годы. Мы должны окончательно, без колебаний, определить такой политический курс государства, который отвечал бы национальным интересам народа.

В последнее время развернулись оживленные дебаты вокруг вступления Украины в Евроазиатское экономическое сообщество, а также доктрины «В Европу — вместе с Россией». Кое-кто даже уже построил мост Москва — Брюссель — Киев. По моему мнению, надо сказать решительное «нет» подобной философии. Уже более десяти лет Украина существует как суверенное, независимое государство и не может быть территорией для прогулок или топтания чужими сапогами.

Формула «В Европу — вместе с Россией» — нечеткая и ставит больше вопросов, чем дает ответов.

В Украине практически нет ни одной политической силы, которая выступала бы против установления взаимовыгодных, прагматичных отношений с Россией. С другой стороны, объективная необходимость сотрудничества двух государств тормозится претензиями политической элиты РФ на гегемонию в постсоветском пространстве. Вопреки официальным заявлениям руководителей России об учете в своей внешней политике интересов партнеров по СНГ, прежде всего Украины, тут далеко не все осознали необходимость равноправных отношений с Украиной. Следует однозначно поставить вопрос: с Россией или под Россией. Если с Россией как равноправные партнеры, то такой подход следует приветствовать, так как это в интересах двух народов.

Речь идет о выборе, о стратегических целях: где мы — в Европе или в Азии? А кто запрещает торговать с Россией, если есть чем? Что, торговля, экономические отношения обязательно предполагают политические? Союз с Россией или Евразийский экономический Союз.

Если экономические отношения, интересы интеграции будут поставлены в зависимость от политической лояльности, создания разного рода союзов, то такие отношения пользы не принесут. Я верю, что прагматические подходы в политике президента России В.Путина дадут возможность и России, и Украине строить свои отношения по международным стандартам.

Евровыбор не означает сворачивания экономических, культурных и политических отношений с Россией, другими странами СНГ. Их необходимость диктуется экономической и политической целесообразностью, историческим прошлым и настоящим двух народов. Но мы и, убежден, россияне должны думать и о завтрашнем дне, о научно-технических достижениях, о цивилизованных стандартах жизни, об организации жизни по демократическим образцам. Каждому понятно, что они на Западе. Ведь выбор курса — это выбор будущего народа.

И не надо противопоставлять: если мы взяли курс в Европу, то это, дескать, против интересов России. Это было бы верно лишь в том случае, если бы Россия выступала против Европы, за какой-то особый путь развития. Но ведь она тоже определила свой европейский выбор. Нюансы тут есть, но они не определяющие. Так что не надо бояться, что Россия сморщит нос, если мы будем цивилизованно отстаивать свои интересы. Ведь тогда мы сами можем остаться с носом.

Что касается Запада, в данный момент максимум к чему может стремиться Украина — это к постепенной интеграции в западноевропейские структуры. Это сегодняшние реалии, и с ними нужно считаться. Но это отнюдь не означает, что и о завтрашнем дне должны говорить так вяло. Завтрашний день для Украины — это европейский выбор. И эту формулу нужно положить на четко определенные планы практической работы Верховной Рады, Президента и Правительства Украины. Если же таких планов нет, нет даже основ внутренней и внешней политики, постоянно меняются векторы внешней политики, то о каком курсе государства можно говорить и кто нас поймет? В этой ситуации не стоит ограничивать участие Украины в мировых процессах только выбором пророссийской или прозападной ориентации. В обоих случаях необходимо сперва достаточно развить внутренний потенциал нашей страны, развивать паритетные отношения с другими государствами на базе общих корпоративных интересов, а не на необходимости лишь поддерживать ту или иную сторону.

Следует отвергнуть тезис, будто «Европа нас не ждет». Не ждут слабых. Не ждут тех, кто не определился, куда идет и чего хочет.

Понятно, что мы должны прийти в Европу сильными, экономически развитыми. Поэтому довольно перспективно во внешней политике Украины Юго-Восточное направление как емкий рынок сбыта украинских товаров, передовых технологий и инвестиций, где можно заработать деньги на фрак, чтобы комфортно чувствовать себя в Европе.

Характерной особенностью украинского политикума является отсутствие единства, неопределенность в отношении приоритетов внешней политики Украины. Практически все политические партии декларативно поддерживают интеграцию Украины в европейское и мировое сообщество, а главным принципом формирования и осуществления внешней политики считают национальный интерес Украины.

Вместе с тем каждая партия имеет собственное видение национальных интересов, места и роли Украины в международном сообществе. Особенно ярко это отражается в программных пунктах партий по поводу вступления в НАТО и ЕС.

Амплитуда позиций колеблется от «Украина не будет членом НАТО» партии коммунистов до требования «немедленной подачи заявления о намерениях вступления в НАТО» Народного Руха Украины. Даже среди партий, входящих в один предвыборный блок, отсутствует единодушие в отношении этих вопросов.

Пока мы все вместе не поставим одну-единственную задачу — построить экономически и духовно богатую национальную жизнь, которая отвечала бы европейским стандартам, и начнем ее осуществлять, не создадим такой системы власти, которая обеспечила бы демократическое развитие общества, нечего и говорить о месте и роли Украины в Европе и в мире.

Интеграцию в общеевропейские и евроатлантические структуры необходимо рассматривать в комплексе с участием в региональных, международных политических, экономических, финансовых и других организациях и институциях, таких как ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз. Говоря о последнем, понятно, что существуют некоторые отличия и особенности на пути интеграции в ЕС и НАТО.

В этом контексте Украина должна как можно скорее выполнить свои обязательства и привести свое законодательство в соответствие с нормами и стандартами Совета Европы, увеличить общий темп проведения демократических, социально-экономических реформ во всех областях, интегрировать украинскую экономику в европейскую и мировую экономику, обеспечить свободу слова и другие права и свободы граждан Украины.

Для своевременного решения проблем следует уже в июле этого года, на саммите Украина — ЕС в Копенгагене рассмотреть возможность достижения нового соглашения или значительно повысить уровень существующих соглашений до уровня ассоциированного членства Украины в ЕС. Пассивное ожидание сигнала со стороны ЕС может негативно повлиять на политическое значение самой идеи европейской интеграции Украины как одного из важнейших факторов консолидации украинского общества.

Время стучится в двери. Еще десять лет колебаний страна не выдержит. Вместо независимого, богатого и демократического государства мы выстроим «Приспособленца» к интересам других государств, некий политический флюгер, к которому и отношение будет соответствующим. И тогда будем «мати не те, що маємо», а то, чего заслуживаем.

Леонид КРАВЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ