Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игорь ЛИСКИ: «Бороться за права нации, которая не хочет идти вперед, никто вместо нее не будет»

9 октября, 2012 - 11:48
ИГОРЬ ЛИСКИ

Одним из самых актуальных вопросов этих выборов будет защита результатов голосования. Именно от умения отстоять своих избирателей по большей части будет зависеть количество депутатских мандатов в будущей Верховной Раде. Главным образом, это касается оппозиционных партий, ведь инструментов контроля за выборами у них на сегодня, особенно после формирования избирательных комиссий, остается не так уж много. С этого мы начали наш разговор с депутатом Луганского городского совета от «Фронту змін», руководителем избирательной кампании Объединенной оппозиции в Луганской области, кандидатом в депутаты по списку ВО «Батьківщини» Игорем ЛИСКИ:

— Игорь, избирательные комиссии всех уровней уже сформированы. Как отмечают эксперты и оппозиционеры, вокруг этого процесса было много махинаций и фальсификаций. По всему видно, что сами выборы будут непростыми. Как оппозиция собирается защищать результаты выборов?

— Такое положение вещей отображает основную идеологию правящей партии: максимально повлиять на ход избирательной кампании, в первую очередь, за счет формирования полностью подконтрольных ей окружных избирательных комиссий. Яркий пример таких нарушений жеребьевки по отбору членов избирательных комиссий: от многих политических партий на этой жеребьевке под давлением выставлялись подставные кандидаты, близкие к Партии регионов. Таким образом формировалось большинство для этой партии.

Для примера возьмем Луганскую область: десять из 11 ОВК возглавляют члены Партии регионов, которые часто являются и помощниками действующих депутатов. То есть, махинации проходили не завуалировано, как это было раньше, а — открыто. Фактически суть самой жеребьевки искажена, потому что в итоге кандидаты от оппозиции не прошли. Это как раз яркий пример такого «честного» старта выборов, начавшегося в Украине.

Аналогичная ситуация создалась и в участковых комиссиях: представителей оппозиции всячески пытаются поменять, на них жмут и запугивают. К нам приходят наши активисты (учителя и врачи) и жалуются, что их обещают уволить, если они и в дальнейшем будут за оппозицию. Поэтому честные выборы, о которых так много говорил Президент, у многих людей сейчас вызывают, разве что, улыбку.

Кстати, эту «честность» в кавычках уже отмечают и международные наблюдатели, приезжающие в Украину. Недавно общался с наблюдателями из Канады и от ОБСЕ, которые объездили полмира, следя за прозрачностью выборов в разных странах. Так вот они, например, просто удивляются, как в Украине, называющей себя демократической, до сих пор представители провластной партий ездят по стране и пиарятся на делах, исполняемых за средства бюджета (латание дорог, крыш домов и так далее).

— То как в таких условиях защитить результаты выборов?

— Есть только один способ: мы проводили на «оппозиционную» квоту в каждом УИК и ОИК принципиальных и небезразличных к судьбе страны людей. Именно на них мы делаем ставку, потому что они понимают: если сейчас проявят слабость, то завтра у них украдут будущее в этой стране для них самих, их детей и внуков.

— Оппозиция раскритиковала идею внедрения видеонаблюдения на парламентских выборах. Почему? Ведь есть и позитивы в этой инициативе.

— Сегодня 99% фальсификаций и нарушений происходит так, что этого не видно на камере. Например, человек приходит на избирательный участок, идет за бюллетенем к «своему» члену избирательной комиссии, дает паспорт, и ему выдают бюллетень на имя другого лица (заведомо зная это). Использовав чужой бюллетень такой подставной избиратель идет на другой участок к другому «своего» члена ДВК — и ситуация повторяется. Камера может зафиксировать это нарушение, но как его доказать? Разве члены участковой комиссии знают всех избирателей в лицо? И сколько времени нужно на установление истины, чтобы узнать фамилии всех фиктивных избирателей? На камеру можно только заснять насильственное вырывание и вбрасывание в урну бюллетеней, или вбрасывание нескольких бюллетеней. Но серьезные фальсификации, сегодня готовящиеся для подтасовок, — видеонаблюдение не обнаружит и не предупредит.

Кроме того, самые страшные фальсификации начнутся уже после закрытия избирательных участков, в процессе подсчета голосов. Эти видеокамеры опять не понадобятся, ведь тогда уже не будет прямой трансляции. Будет осуществляться запись, которую обещают хранить на протяжении года. То есть, мы не будем видеть в режиме реального времени то, что происходит на участках, и даже увидев что-то подозрительное, не сможем оперативно повлиять на ситуацию. К тому же, видеокамеры покажут только общую картинку раскладывания бюллетеней. Мы не увидим, например, как бюллетени за оппозицию «случайно» попадут в пачку к конкурентам...

Поэтому, по-моему, использование видеокамер во время выборов — это не более, чем технология, которая, кроме отмывания бюджетных средств, ничего не принесет. Только вдумайтесь: половина всех избирательных бюджетных средств пойдет на приобретение этих камер и обеспечение их обслуживания. Это один миллиард гривен, или в пересчете на один участок выходит 37 тысяч!

Лучше было бы эти средства направить на организацию доступа независимых кандидатов в депутаты к СМИ. Ведь сегодня, какие бы правильные программы ни были у такого кандидата, без денег донести их до общества, он не сможет. Кроме того, деньги, потраченные на приобретение камер, можно было направить на учебу членов комиссий, на увеличение количества независимых международных наблюдателей и тому подобное.

Но вместо этого, будут установлены видеокамеры. без гарантии, что это оборудование вообще сработает во время выборов. Кстати, еще один интересный момент: что делать с результатами голосования (признавать их действительными или нет), если на отдельном избирательном участке вдруг не сработает видеонаблюдение, или пропадет интернет? И еще более важно — кто получит такое право? Видеонаблюдение на участках может оказаться миной замедленного действия, которая сработает в отдельных округах 28 октября, когда наши оппоненты поймут, что проигрывают.

Вообще, иностранные наблюдатели отмечают высокий уровень креативности украинцев в том, что касается фальсификаций и подтасовок на выборах. Лучше бы эти способности были направлены на развитие страны.

— Раньше продать свой голос на выборах для избирателей было чем-то позорным и недопустимым. Но, в настоящий момент, психологи отмечают, что в обществе изменяются эти настроения. Люди думают: а почему бы и не продать, ведь все равно от депутатов пользы мало, большинство из них не работает. Как вы считаете, чем вызвано такое изменение настроения общества?

— Главная причина — глобальное разочарование в украинской политике и политиках. Люди не дураки, они видят, как депутаты голосуют в ВР под взмах руки одного «пастуха», как недавно «идейные» политики наперегонки бегут в лагерь оппонентов, чтобы превратиться в «тушку» за «скромное» вознаграждение. Дефицит политической ответственности порождает разочарование в украинской политике. Люди уверены, что их опять обманут, потому и соглашаются брать деньги или гречку.

Действительно это очень опасная тенденция. Когда люди понимают, что никак не могут изменить ситуацию и повлиять на политику в государстве, тогда закладывается фундамент для настоящих государственнических потрясений. Из этого вырастают выступления, протесты и революции.

— Как можно это избежать?

— Начинать нужно с возрождения политической ответственности и принципиальности политиков. Отдельные примеры сегодня есть. Если политиков, которые будут отвечать за свои обещания и поступки, со временем станет большинство, отношение общества начнет изменяться. Нужно новое качество ВР, которой люди смогут верить.

Избавиться от роли пассивного наблюдателя в политических процессах помогает и увеличение доступа к информации, открывающей обществу глаза на многие вещи. В этом контексте все большую роль играет интернет, а телевидение, напротив, через два-три года перестанет играть решающую роль в манипуляции сознанием населения. Более осведомленные люди сами становятся более ответственными, и, я надеюсь, не будут продавать свой голос.

— Целью объединения ВО «Батьківщина» и «Фронту змін» было получить первое место по партийным спискам. Сейчас разные социологические компании в своих исследованиях дают вам второе, а некоторые даже третье. Чем вы объясните снижение рейтинга за месяц до выборов?

— Перед выборами начало появляться много разнообразных соцопросов, в том числе сфальсифицированных. Это — борьба за тех, кто еще не определился, кому отдать свой голос. Политтехнологи пытаются завоевать избирателей с помощью принципа «голосуй за мнимого победителя».

Есть и другая причина «падения» рейтингов оппозиции — многие люди не говорят публично о своих политических вкусах, потому что боятся преследований и притеснений. Они отказываются отвечать на вопрос социологов или говорят, что не определились. Понятно, что это — не сторонники партии власти. Следовательно, соцопрос, даже от авторитетных служб, не в состоянии отобразить реальную картину.

Это явление — опасение людей открыто заявить о своей политической позиции — в этом году впервые приобрело такое массовое распространение. И это еще одно подтверждение свертывания демократии в стране.

— Недавно Сенат Конгресса США принял резолюцию, в которой призвал украинскую власть освободить Юлию Тимошенко из тюрьмы. С вашей точки зрения, на какие последующие шаги может пойти Европа и США?

— США и Европа уже четко дали понять, что без соблюдения принципов верховенства прав человека и демократических ценностей последующая евроинтеграция Украины невозможна. Наша власть пытается этого всего не замечать. Но дело не только в позиции президента или прокуратуры.

Украину готовы поддержать в стремлении жить в демократической стране. Но пока украинцы сами не поймут, что в нынешних условиях жить нельзя, все действия Европы, США и ПАСЕ будут неэффективными. Украинцы должны сами определиться, что хотят жить в демократической стране, тогда Европа и США будут помогать. А бороться за права нации, которая не хочет идти вперед, никто вместо нее не будет.

Беседовала Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ