Ряд депутатов от Партии регионов работают над оформлением национальной идеи. Такую новость обнародовал недавно известный защитник всего российского регионал Вадим Колесниченко. Можно только представить, какой будет эта концепция. К тому же, учитывая то, каким образом властная верхушка разрабатывает концепцию гуманитарной политики, трудно поверить, что они смогут подытожить и вывести формулу украинского единства.
Исторический опыт показывает, что присутствие национальной идеи — не просто обременительный и никому не нужный атрибут. Большинство стран мира наряду с гимном и флагом имеют еще и общий лозунг государства, слоган, если хотите. Здесь возникает непроизвольная ассоциация с рекламой, но в этом нет ничего страшного. Государство можно и, более того, стоит рекламировать и «продавать», в первую очередь, его гражданам. Запятнанное историческими событиями ХХ в. слово «идеология» кажется многим страшным и враждебным, но правда, как обычно, другая.
Введенный в конце ХVIII в. термин «идеология» носил научный характер и был саркастически высмеян Наполеоном Бонапартом. Слово же «идеолог» было близким к неприличию. Второе дыхание идеологии ознаменовалось появлением марксистско-ленинской теории. В отличие от своих исторических предшественников, Маркс уделил этому явлению едва ли не больше всего внимания. По его мнению, идеология играет огромную роль в становлении, развитии и расцвете общества. Идеология как система отражения действительности в сознании народа включала в себя огромный блок общественно важных вопросов: политику (восприятие и оценку политических фактов гражданами страны), культуру (литературу, кинематограф, искусство), этику (грани нравственности, установленные нормы поведения), философию мировосприятия и религию.
Все мы знаем о временах отречения и отстранения от исторической культуры в период СССР. Атеизм, социалистический реализм, кино, сурово соблюденное в рамках общей идеологии, культ вождей и тому подобное. Как свидетельствует опыт, такой набор запрограммированных ценностей обернулся трагедией для миллионов украинцев и других народов союзных республик. Однако у каждой медали — две стороны, поэтому давайте сосредоточимся не на самом мировоззрении, которое навязывал тоталитарный режим, а на функционировании идеологии, ее действии и глобальном влиянии. Конечно, полный контроль над сознанием людей неуместен и никому не нужен. Писатели ХХ в., эпохи радикальных идеологий, в один голос утверждали, что излишнее вмешательство государственного аппарата в жизнь и сознание человека вредно. Картины, возникающие перед нами на страницах социальных антиутопий «1984» Д. Оруэлла или «Мы» Е. Замятина, заставляют каждого признать, что всеохватывающий контроль к добру не приводит. Государство, где искусство выходит из-под станка, любовь искоренена как явление, люди живут под постоянным надсмотром, а национальная политика заключается в пятиминутках ненависти и постоянных сообщениях о войне с внешним противником, — кошмарный сон д ля любого либерала, демократа, да и вообще любого человека, который осознает себя как личность.
Но всегда есть «но». Возможно, слово «идеология», пока не избавится от кровавого следа, который тянется за ним с прошлого века, не будет употребляться, — зато будет применяться такое определение, как «национальные ценности, идея, цель». Довольно уже бояться отголосков советской радикальности. Украинцам давно пора сформировать собственную систему ценностей, и даже не для того, чтобы достойно войти в мировое сообщество в качестве носителей определенного набора нравственных принципов, а, в первую очередь, для самих себя. Идеология — это то, что объединяет людей вокруг определенных идеалов и принципов. Она призвана соединить украинцев неразрывной связью не единомыслия, а единства осознания целей и оценки явлений. По мнению ученого Н. Амосова, государство без определенных принципов и целей, которые преследуют все без исключения, рискует превратиться в объединение отдельных групп, неудовлетворенных своим положением и местом на вертикали взаимной эксплуатации. Такой порядок вещей будет способствовать появлению постоянных конфликтов между группировками. Поэтому главная функция государства — превратить народ в группу людей, объединенных определенной целью.
Взять, к примеру, европейские государства. Граждане большинства этих стран абсолютно аполитичны. Взрыв эмоций вызывают разве что скандальные выходки должностных лиц, например Берлускони или Стросс-Кана, но не приближение выборов. Политические гонки для европейцев что-то наподобие выбора яблок: будут они более или менее красными. Поставив галочку в соответствующей графе, среднестатистический европеец покидает избирательный участок совершенно спокойно. Все равно, какой бы кандидат ни победил, курс государства останется неизменным. Франция не пожелает объединиться с Бельгией. А Бельгия, в свою очередь, не надумает, что соседний Люксембург слишком маленький и давно уже мозолит глаза на политической карте мира, поэтому стоит его захватить. В этом и заключается государственная идеология. Цвет власти остается неизменным, вариации возможны только относительно оттенков. Идеология приобретает черты гуманности.
Теперь вернемся в родные пенаты. Каждый политический выбор превращается в радикальный, каждый голос деформирует политическое лицо будущего. Украинская идеология не находит своего отражения ни в социальной политике, ни в искусстве, ни в религии, да и, по большому счету, просто не существует. Ценности и приоритеты наших граждан никто не отслеживает и не направляет. По последним исследованиям, украинцы вошли в тройку наиболее меркантильных наций, после России и Израиля. Свыше трети наших соотечественников считает, что быть богатым — это архиважно. Интересно, что Швеция и Норвегия, одни из самых богатых стран Европы, оказались на последних местах этого рейтинга. Конечно, можно сказать, что они горя не знают и потому пренебрежительно относятся к деньгам. А если причина кроется совсем в другом? На улицах Парижа или Мадрида вы не увидите дорогих иномарок. Автолюбители Германии, например, пересаживаются в новое авто в возрасте около 40 лет, приобретая опыт водителя на стареньких «Фольксвагенах». Стало быть, непонятно, откуда на улицах страны, которая едва ли не самая бедная в Европе, появляются первоклассные автомобили известных брендов.
Менталитет, скажет кто-то, ничего не поделаешь. Полная дезориентация в мире ценностей и целей, ответит другой. И вина здесь не только власти, но и самого общества. Как часто оно задумывается над тем, чем оно живет? Возможно, во время просмотра российского кино или штампованных американских комедий? Или нажимая кнопки пульта, уставясь в экран, с которого радушно улыбаются русские селебритиз? Или, может, тогда, когда слушают песни о платьях под цвет волос и девушек под цвет полос? Единственный прогрессивный шаг, на который осмелилось наше государство, — введение для учеников начальных классов дисциплины «Гражданское образование», выводы относительно эффективности можно будет сделать лет через десять.
Разработка национальной идеи и государственного лозунга — отличная инициатива. Но воплощение ее под угрозой. Идея должна быть дистиллированной и отфильтрованной национальной идеологией как совокупностью идей. Она должна быть итогом, конечным продуктом, а не началом главы. Однако формулировки принципов и взглядов, согласно которым будет даваться оценка действиям власти, отменяет право последней на фортели. Идеология — это своеобразное принуждение быть последовательными. Поэтому, прежде чем выдвигать какие-то предложения, следует понять, с какой стороны подойти к делу, проанализировать и осознать все вехи. В отношении таких способностей государственных модераторов есть сомнения. Однако история рассудит всех, а будущее поколение, будем надеяться, оценит шаги, сделанные сегодня для становления их мировоззрения и мировосприятия завтра.