Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игра в «импичмент»

В Херсоне будут рассматривать подробный порядок освобождения от должности мэра города
18 марта, 2016 - 11:45
ФОТО C САЙТА CITY.KHERSON.UA

В 79-й статье закона «О местном самоуправлении в Украине» есть исчерпывающий перечень случаев, когда совет может досрочно прекратить полномочия мэра: в случае обращения самого мэра; прекращения его гражданства; когда вступает в законную силу обвинительный приговор относительно мера, в связи со смертью и тому подобное. Досрочное увольнение возможно, если мэр нарушает Конституцию Украины, ограничивает права и свободы граждан. В законе сказано, что для отставки мэра совет должен собрать не менее 2/3 своего состава.

Но данного закона, как оказалось, маловато некоторым политикам в Херсоне. Депутат городского совета от «Батьківщини» и глава мандатной комиссии Дмитрий Ильченко зарегистрировал проект решения, которым хочет внести изменения в регламент совета и подробно описывает процедуру досрочного прекращения полномочий мэра. Впрочем, за якобы прозрачной схемой заметны политические рычаги, нажав которые в выгодный момент, можно оставить Херсон без мэра, даже если у него высокий рейтинг поддержки среди горожан.

Для полноты картинки стоит прибавить, что мэр Херсона Владимир Миколаенко длительное время возглавлял местную «Батьківщину». В прошлом году, когда родная партия «бросила» своего лидера перед выборами в интересах денежного кандидата (которого Миколаенко обыграл с большим отрывом), между мэром и его бывшей партией идет непровозглашенная война.

Но вернемся к регламенту. Депутат от «Батьківщини» предлагает Херсонскому городскому совету рассматривать досрочное прекращение полномочий мэра города независимо от решения Координационного совета; пренебрегать требованиями действующего регламента относительно представления проекта за 25 рабочих дней до пленарного заседания; не визировать проект юридическим отделом совета; не подавать объяснительную записку; рассматривать один и тот же проект на каждой сессии (в настоящее время не больше двух раз в одинаковой редакции на протяжении года).

Кроме того, Ильченко считает, что для рассмотрения проекта о досрочном прекращении полномочий мэра города достаточно выводов только двух из десяти постоянных комиссий городского совета, а правки к нему могут вносить только депутаты-инициаторы. Автор проекта «импичмента» предоставляет право подписывать проект о досрочном увольнении секретарю совета или председательствующему на заседании, хотя согласно п. 3 ч. 4 в. 42 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине», решение совета и его исполнительного комитета подписывает мэр города, кроме случаев, предусмотренных законом: немотивированного отказа мера города сзывать сессию, неизбрание мэра и тому подобное.

Также автор проекта лишает мэра города права так называемого «вето»: остановить решение и внести его на повторное рассмотрение совета с обоснованием замечаний. Уникальной является норма о «препятствовании» мэром города рассмотрения вопроса о своем увольнении. В таком случае депутат от «Батьківщини» предлагает считать, что мэр отказался от ведения сессии, и продолжить должен секретарь или специально избранный председательствующий. Впрочем, как именно мэр может препятствовать, автор не отмечает.

Уже из выше описанных Ильченко процедур местного «импичмента» можно заметить недемократические принципы — когда власть действует через механизмы сдерживания и противовесов, а инструменты ручного свержения мэра созданы под конкретное политическое расписание в Херсоне. «Это — сужение полномочий депутатов, постоянных комиссий, координационного совета и дискриминация мэра города как главного должностного лица территориальной громады. Ведь все другие проекты решений проходят по «полной» процедуре. Такие изменения регламента позволяют прекратить полномочия мэра города по искусственно ускоренной процедуре, которая может быть инструментом для манипуляций со стороны определенных политических сил», — отмечает в комментарии «Дню» юрист Алиса Войтенко.

Очевидно «Батьківщина» не покидает своих амбиций на лидерские должности в херсонской власти. Не получив достаточной поддержки на выборах, чтобы иметь количественное влияние в городском совете, партия решила идти хитрым путем. В этой борьбе у «Батьківщини» есть союзники, главный из которых УКРОП и некоторые депутаты из других фракций.

Мэр Миколаенко не имеет «своей» фракции в совете, ведь шел на выборы самовыдвиженцем. В настоящее время он вынужден все время искать поддержку выгодных для него решений среди всех политсил. И находит их как в обломках Партии регионов — «Оппозиционном блоке» и «Нашем крае», так и в националистической «Свободе». Проект Ильченко, скорее всего, «пролетит»: вряд ли депутаты захотят досконально копаться в регламенте, да еще и в таком щепетильном вопросе, как отставка мэра. Но надолго ли у Миколаенко хватит умения собирать лояльность депутатов, никто гарантии не даст.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ