Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иммунитет нужен всем депутатам

3 июля, 1999 - 00:00

Между тем еще в статье «Под колпаком «силовиков» («Демократична Україна» от 2 декабря 1995 г.) перед упразднением тогдашним парламентом иммунитета для депутатов органов местного самоуправления я предупредил о возможных конкретных последствиях реализации планируемого решения в «правовых» условиях Украины. Ведь уже тогда тезис о «криминализации» депутатского корпуса стал основным аргументом сторонников ликвидации депутатского иммунитета сначала на «местном» уровне, а в перспективе и в отношении народных депутатов Украины. В частности, конкретно отмечалось, что фактически незначительная степень реальной (а не «подозрительной») коррупции в депутатской среде не идет ни в какое сравнение с более высоким уровнем развития коррупции в остальных звеньях государственных институтов Украины и не в последнюю очередь среди представителей правоохранительных органов, «на «рассмотрение» которых планировалось возложить фактический «вневедомственный» контроль за деятельностью депутатов. В целом, в реальных условиях правовой ситуации в Украине это могло означать практическую ликвидацию или, по крайней мере, деградацию местных органов представительской власти до уровня «вассальной» зависимости даже от отдельных представителей «всей королевской рати», не говоря уже о высшем эшелоне руководства страны.

Что касается ссылок на отсутствие аналогичного «иммунитетного» статуса за рубежом, то конкретно расшифровывалась их фактическая несостоятельность, так как в большинстве демократических стран депутатам органов местного самоуправления подобный статус просто не нужен при контроле их муниципалитетов над структурами регионального (а не «вертикального», как в Украине) правопорядка при параллельных гарантиях надлежащего исполнения депутатских полномочий со стороны действительно независимого суда и СМИ.

Следует особо отметить, что уже в тот период автор связал «исполнительное» намерение оперативно ликвидировать статусный «иммунитет» депутатов органов местного самоуправления и с разрабатывавшимся проектом создания двухпалатного парламента, верхняя палата которого (с правом вето на решения нижней палаты) должна была формироваться не путем прямых выборов, а посредством делегирования представителей региональных органов власти. Вот когда бы для центральной исполнительной власти могло в полной мере пригодиться фактическое право решающего голоса «вертикальных» силовых структур при идентификации «художественного образа» каждого из кандидатов в процессе предварительного отбора и «делегатов» в украинский «сенат».

Вышеприведенные «ретроспективные» замечания полностью сохраняют свою актуальность и в настоящее время, когда, судя по характеру реакции Президента Украины Леонида Кучмы, на «иммунитетное» решение парламента будет наложено президентское вето или на правлено очередное представление в Конституционный суд Украины. Тем более при планируемом вынесении пунктов о введении верхней (региональной) палаты парламента и ликвидации депутатского иммунитета на Всеукраинский референдум.

Игорь НЕДЮХА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ