Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Импорта продовольственного зерна не будет,

утверждает Павел Гайдуцкий
15 сентября, 2001 - 00:00


Необычная для Украины проблема излишка зерновых ресурсов стала настоящей бедой для руководителей хозяйств. Попытки государства урегулировать ситуацию встречают резкую критику как в прессе, так и со стороны фермеров и трейдеров. Один из центров влияния на этом рынке, безусловно, находится в Администрации Президента. Куратором этого направления является заместитель Председателя Администрации Павел ГАЙДУЦКИЙ. Он согласился ответить на вопросы, которые сейчас являются наиболее актуальными для села.

— Павел Иванович, как так получилось, что рекордный урожай вдруг стал такой острой проблемой для хозяйств?

— Еще с осени были заложены неплохие основы под зерно нынешнего года. Озимые посевы были даже большими, чем прогнозировалось. Было больше внесено удобрений и средств защиты растений, была успешно проведена и весенняя посевная кампания. Поэтому еще в прошлом году были основания прогнозировать, что получим урожай около 35 миллионов тонн, хотя у многих многих специалистов были сомнения. Но это были, действительно, реальные шансы. В то же время, мало делалось для того, чтобы обеспечить сбыт этого хлеба. Следует отметить позитивное влияние президентских указов, которые вышли еще в прошлом году в июне. Один — общий, относительно организации аграрного комплекса, а второй касался специально зернового рынка, исходя из негативного урока 1999 года. Там была четкая программа действий по организации инфраструктуры, в частности, торговли через биржи, включения зерна в прозрачные товаропотоки. Над выполнением этих указов много поработали на местах. Но на общегосударственном уровне, к сожалению, еще не все сделано. В частности, не удалось ввести залоговые операции. На эти цели не были предусмотрены средства в бюджете. Это, конечно, недостатки работы предыдущего правительства, но факт является фактом. Не были предусмотрены средства и в Госрезерве для интервенционных закупок зерна. А они очень нужны в этом году. В значительной степени вопросы финансирования села были решены банками, которые хорошо кредитовали хозяйства, но на интервенционные закупки зерна средств было маловато. Т. е. некоторые пункты указа не были выполнены, и мы оказались в ситуации, которая прогнозировалась более чем полгода тому назад: хлеба есть больше, чем требуется, нужно думать, как его сбыть.

— Компании, торгующие зерном, жалуются на административные ограничения со стороны власти. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

— Здесь еще следует отметить неприятную для крестьян конъюнктурную ситуацию на рынке зерна. Это обусловлено тем, что экспортеры хорошо знают ситуацию на мировом рынке. Они знают, что в конце августа и начале сентября на мировом рынке наибольший дефицит зерна и цены наиболее благоприятные для его покупки. Прошлогоднее зерно как раз заканчивается, а зерно этого года еще не поступает. Среди больших зернопроизводящих стран Украина практически собирает урожай первой по сравнению с Францией, Германией, Великобританией. Одновременно собирает еще Испания и Греция, но у них очень незначительные объемы. И поэтому довольно выгодно экспортерам зерна закупить хлеб подешевле и в то время, как на европейском рынке цены высокие, продать подороже. Так и было в 1999 году, когда экспортеры закупили очень много зерна за полцены, которое потом продавалось по вдвое высшей цене на мировом рынке. Поэтому в этом году президентским указом было предусмотрено поручение правительству обеспечить более равномерный, ритмичный сбыт зерна и таким образом достичь стабилизации цены. В связи с этим была такая тактика: придерживать зерно до появления реальной цены, до «включения» реального паритета спроса и предложения на мировом и украинском рынках.

— Но ведь в итоге страдает тот же крестьянин. Где ему уже сейчас взять средства на осенние работы?

— Это проблема курицы и яйца. Почему бедный, потому что нет денег, а почему нет денег — потому что бедный. Но для того, чтобы получать необходимые ресурсы на селе, нужно все-таки пытаться продавать продукцию позже и более эффективно. Собственно, аргумент относительно необходимости средств на осенние работы был наиболее объективным у тех, кто настаивал на скорейшей продаже зерна. Дело в том, что банки выдали селу кредиты, срок погашения которых приходился на 1 сентября. Но наконец договорились с банками, и большинство из них пошли навстречу сельхозпроизводителям, чтобы перенести погашение кредитов на октябрь и ноябрь.

— Насколько корректным, по вашему мнению, было регулирование рынка зерна нынешнего года государством?

— Статистика в этом году свидетельствует, что сдерживание было только регуляторное. Запрещений на экспорт не было. Скажем, в этом году на экспорт было вывезено более полумиллиона тонн зерна урожая этого года. Это больше, чем в любые другие годы. А контрактов за последние два месяца уже заключено на 2,8 миллиона тонн. В прошлые годы таких объемов контрактов не было. Поэтому упрекать, что запрещается экспорт, абсолютно не обоснованно. А сдерживать экспорт, уравновешивать рынок, обеспечивать его стойкость — это задание правительств всех государств, потому что мы не раз сталкивались с тем, что производство имеем, а средств нет из-за того, что не умеем продать.

— Как администрация Президента относится к распространенным сегодня неофициальным запрещениям относительно вывоза урожая за пределы отдельных областей?

— В этом году любые ограничения внутреннего движения зерна в Украине абсолютно неуместны. В прошлые годы можно было понять, когда выращивалось зерно только в пределах потребности региона, и руководство ограничивало движение зерна, потому что оно отвечает за социальную ситуацию. Но в этом году любые ограничения недопустимы. И когда я слышу, что есть ограничение на перевозку зерна из Одессы в Закарпатье или из Днепропетровска, я думаю, это просто какие-то тенденциозные подходы к проблеме. Наоборот, Днепропетровской и Одесской областям, собравшим по 3 миллиона тонн зерна, нужно очень активно искать рынки сбыта. И им так будет лучше, и государству.

— Почему-то очень мало в сентябре информации относительно структуры урожая зерна. По данным некоторых трейдеров, доля продовольственной пшеницы составляет только 2 миллиона тонн. А потребность Украины составляет 7 миллионов тонн. Следует ли ожидать импорта продовольственного зерна в Украину?

— Ни в коем случае! Ни в этом году, ни в следующем об импорте зерна и речи быть не может. Потому что и продовольственного зерна, и фуражного достаточно. Действительно, в этом году структура зерна не такая, как хотелось бы. Значительную его часть составляет фуражное зерно. Но обратите внимание, что экспортеры в первую очередь везут именно фуражное зерно. Причем, мы недавно выяснили, что оно используется как примесь к продовольственному зерну высокой клейковины, которое выращивается, например, в Канаде или Соединенных Штатах Америки. И получают достаточно хороший хлеб. Там признают, что даже необходимо использовать при выпечке хлеба частично пшеницу 5 — 6-го класса, которую мы называем фуражной.

— И все-таки, могли бы вы назвать, сколько в этом году собрано именно продовольственного зерна?

— В этом году продовольственного зерна (продовольственной пшеницы), собрано не менее 8 миллионов тонн. Т. е. потребность Украины будет полностью обеспечена. Мы в прошлом году считали, что необходимо 7 — 8 миллионов, а фактически использовали 6 миллионов тонн, потому что есть много зерна у населения. А оно в этом году больше всего посеяло зерна, поскольку в прошлом году была очень благоприятная ценовая ситуация. Я предполагаю, что население собрало около 4 миллионов тонн. Причем, это очень качественное зерно: за огородами ухаживают лучше. Так что проблем с продовольственным зерном не будет. Наоборот, оно будет частично экспортироваться. Хочу отметить, что в этом году чрезвычайно хорошие условия для использования фуражного зерна. В отличие от прошлых лет, индекс цен на продукцию животноводства ныне на треть выше, чем индекс цен на хлебобулочные изделия. Зерно, использованное для животноводства, в итоге дает выручку в четыре раза большую, чем зерно, использованное на хлебобулочные изделия.

— Сделайте, пожалуйста, короткий прогноз цен относительно рынка зерна. Долго ли цены будут держаться на нынешнем уровне?

— Я думаю, цены, сложившиеся на начало сентября, останутся стабильными, как минимум, до Нового года. А после Нового года цена будет удерживаться где-то до марта, а потом пойдет на повышение. Где-то в ноябре или даже, точнее, во второй половине октября повысится спрос на фуражное зерно со стороны животноводства. Оно как раз перейдет на стойловое содержание, когда закончится выпасной период. Скот перейдет на сухое кормление, и будет использоваться зерно. Это стабилизирует цены.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ