Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Искусственный отбор»

Других чиновников у нас нет?
27 мая, 2005 - 20:54
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Кадровая политика новой власти по-прежнему остается одним из ее самых уязвимых мест. На днях это признал и Президент Виктор Ющенко. Говоря о 16—18 тысячах назначений, произведенных на местах за последние два месяца, Президент согласился: «Безусловно, не все они были в десятку, не все были правильными». В.Ющенко также отметил: если при этом были ошибки, за них нужно извиниться. (Правда, кто кому и когда принесет извинения, Президент не уточнил.) «Демократия за один день не делается», — добавил Виктор Ющенко, тем более что «много людей, конечно же, которые хотят законсервировать вчерашний день». (О том, что в последнее время на верхние этажи власти начали возвращаться люди даже не из вчерашнего, а, скорее, из позавчерашнего дня, да еще и имевшие когда-то проблемы криминального свойства, Президент тоже умолчал.)

О первых последствиях применения при формировании исполнительной вертикали так называемого квотного принципа «День» писал уже немало, и, по-видимому, у нас будет еще много поводов продолжать эту тему. 18 тысяч новых назначений на местах в целом, похоже, подаются нынешним руководством как его несомненное достижение. В принципе, «перетряхивание» новыми руководителями государства местных кадров — нормальное явление. Нечто подобное происходит и в странах, которые принято считать цивилизованными. Однако там, как утверждают специалисты, несколько по-иному подходят к формированию «кадрового резерва». К тому же, там существуют некие предохранительные механизмы, не допускающие прихода как на госслужбу, так и во власть непрофессионалов. Если же одним из главных принципов кадрового отбора является, как у нас, «родственно- дружеский», то обеспечить надлежащий уровень государственного менеджмента, думается, гораздо сложнее...

Впрочем, три с половиной месяца назад власть, помнится, декларировала в кадровой политике достаточно прогрессивные подходы. «На этой неделе мы начинаем принятие на работу на тендерных условиях молодых специалистов в возрасте от 23 до 28 лет, которые стажировались в лучших учебных и научных заведениях Европы и мира — Гарварде, Сорбонне и т.д., — сообщил журналистам 15 февраля с. г. на своем первом брифинге в статусе госсекретаря Александр Зинченко. — Их резюме, чрезвычайно положительные, поступали разными путями, в том числе и через интернет...» Мне, как человеку, который собственными ушами слышал это заявление, очень интересно: завершился ли уже этот тендер? Сколько блестяще образованных молодых специалистов в результате пополнили ряды сотрудников Госсекретариата и других властных структур? Почему общественности и прессе до сих пор об этом не сообщили? Зато коллеги- журналисты наткнулись в интернете на информацию, якобы достоверную, хотя больше похожую на анекдот: «Вот уже три недели Международный фонд «Відродження» тщетно пытается организовать встречу Джорджа Сороса (он приедет в Украину 31 мая) с Виктором Ющенко или хотя бы узнать о согласии Президента Украины или его отказе от такой встречи. Девушка, которая сняла трубку в Государственном секретариате, сначала продемонстрировала свои «глубокие» знания вопросом «А что это за фонд?», а потом ошарашила следующим: «А кто такой Сорос?»... В протоколе Президента история повторилась». Как говорится, без комментариев...

«Нам нужны честные люди, способные люди, люди, которые думают о нации, истинно любят своих людей, чтобы они служили этим людям. Где найти таких людей — это не вопрос одного дня», — отметил В.Ющенко в ходе встреч в Полтавской области. А действительно — где? «День» поручил своим собственным корреспондентам в регионах спросить об этом у людей, которым, быть может, лучше видно «снизу», чем власти — сверху...

Михаил КУЧУК , вице-мэр Одессы:

— Прежняя власть подорвала у людей веру в порядочность власти, в принципе. И сегодня к руководству опять стремятся люди, искренне считающие, что право подписи — это право получения личного дохода. Таких мы убирали и будем убирать из власти. И будем искать молодых порядочных профессионалов. Они есть, просто не знают, что мы готовы с ними работать. Это основная проблема. Недавно мы приняли на должность начальника дорожного хозяйства города парня, которому всего 28 лет. Да, у него нет большого опыта, но есть желание что- то сделать для города. Во что это выльется, дороги покажут. А единого рецепта решения кадровой проблемы, по-моему, нет и быть не может. Это прежде всего вопрос доверия к самой системе власти.

Сергей БЕЛОШИЦКИЙ , кандидат исторических наук (Хмельницкий):

— В Украине, как и в большинстве постсоветских стран, мы наблюдаем сращивание политической и экономической ветвей власти. Большинство государственных чиновников высокого ранга или делегируются во власть бизнесом для лоббирования своих интересов, или вынуждены использовать служебные возможности для вхождения в эти финансово-экономические элиты. Для украинских реалий характерен и тот факт, что общегосударственная правящая элита нуждается в поддержке региональных элит, где сращивание управленческих аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления с бизнесом достигает абсолютной величины.

В этой ситуации попытки Виктора Ющенко рекрутировать в органы исполнительной власти управленцев, несмотря на интересы региональных кланово-экономических элит, приводят к утрате поддержки его на местах. Поэтому выражу уверенность, что в кадровой политике новой власти остаются подходы, сложившиеся при Леониде Кучме. Изменения кадровой парадигмы в Украине были бы возможны только в том случае, если бы Виктор Ющенко получил на выборах 95 процентов поддержки со стороны граждан, как президент Грузии Михаил Саакашвили. Это позволило бы ему создать «новую оприччнину».

Что представляла бы собой подобная гипотетическая оприччнина? Это, конечно же: ставка на работу с молодежью, конкурсность и публичность кадровых назначений и аттестаций, усиление горизонтальной ротации управленцев, активизация работы по формированию и подготовке кадрового резерва, усиление межотраслевой миграции госслужащих (в том числе между силовыми структурами, наукой, бизнесом, искусством и т. п.).

Учитывая то, что Украина цивилизационно является расколотой страной (во всяком случае, так думает известный американский социолог Хантингтон), можно сделать вывод, что идеологической базой формирования новой пропрезидентской управленческой элиты могут стать только идеи евроатлантической интеграции и неолиберализма. Они, эти идеи, ограничат географически сферу рекрутирования новых элит Западом Украины, Киевом и в меньшей степени — ее центральными регионами. Фактически новая оприччнина может превратиться в маргинальный партийно- политический проект.

Андрей СЕНЧЕНКО , депутат Верховной Рады Крыма, лидер движения «Прозрачная власть»:

— Отбор новых людей в систему власти должен проходить на научной основе. Здесь категорически противопоказано двигаться методом проб и ошибок. К сожалению, система подготовки и отбора кадров у нас утеряна давно. И хотя в значительной части среди управленцев в Украине осталось еще много профессионалов, однако они сегодня разбавлены массой людей, не обладающих необходимыми качествами, что значительно усложняет управление государственными делами на всех уровнях. Самое страшное — вместо системной и комплексной формы мы стали применять совсем не научные методы. К сожалению, пришло непозволительно много людей, которые выдвинулись часто не в той сфере, которая связана с государственным управлением: то ли на политическом поприще, то ли на волне популизма, то ли на проявлениях личной преданности, то ли просто на случайных обстоятельствах. Это вредит продвижению страны вперед. Таких людей Президент вынужден менять, но где гарантия, что вместо них не будут назначены такие же? Так вот, выработкой этой системы и этих гарантий пока никто не занимается.

В Крыму сейчас применен интересный метод — попытка искать людей путем некоего кадрового конкурса. Однако это, с одной стороны, незаконно, с другой — малоэффективно. Незаконно потому, что согласно Конституции, право назначать на должности руководителей госадминистраций имеет только Президент страны, который и несет за это ответственность. Во- вторых, ответственность несет и тот, кто рекомендует ту или иную кандидатуру. И никакие конкурсы законом не предусмотрены. Тем более, что кадровый конкурс — это же не конкурс красоты, куда можно рекомендовать кого кому вздумается. Поэтому возникают сложности уже на этом этапе — а кто рекомендует того или иного человека для конкурса и для назначения и из каких соображений он исходит — из узкопартийных, общегосударственных, личных? В-третьих, государственные управленцы — это люди, существующие на деньги всех налогоплательщиков и поэтому все они должны быть в курсе того, как людей отбирают, назначают, и желающие иметь влияние на каждом этапе. Конечно, попытка провести конкурс несколько оправдывается тем, что новый глава правительства Анатолий Матвиенко еще не знает людей в Крыму. Это понятно, но этот конкурс — также и попытка уклонится от ответственности за рекомендацию того или иного человека к назначению. Здесь, наверное, следовало бы больше положиться не мнение и рекомендации жителей, общественных организаций, партий и общественных движений, а также учебных и научных заведений, СМИ, органов власти. Конкурс, к сожалению, не гарантирует системной информации о человеке как работнике.

Андрей КАРТАШОВ , член правления общественной организации «Житомирский областной центр молодежных инициатив», бывший член Народно-демократической партии, ныне член Народной партии:

— Нынешней власти в поисках компетентных инициативных людей я бы рекомендовал больше обращаться в аналитические центры. Наша общественная организация, например, занимается социальными проектами в молодежной сфере и накопила в этом опыт. Но с нами местная власть на контакт не выходит. Во время президентских выборов мы занимали нейтральную позицию и работали над общим политобразованием молодежи. То есть мы как общественная организация не были близки к новой власти и не относимся к ее команде. Новая политическая сила формирует управленческие органы из числа своей команды. Но если бы нас пригласили на определенные должности, мы могли бы предложить хорошие кандидатуры. У нас есть магистры государственного управления, аспиранты в гуманитарной сфере, в экономике. Что касается назначений некоторых членов Народной партии, которые состоялись в облгосадминистрации, того же первого заместителя главы ОГА Владимира Загривого, то с местными партийцами они не согласовывались.

Как общественная организация, мы не относимся к романтикам и не будем напрашиваться сами. Это не наш стиль. Но у нас развиты связи с другими молодежными организациями, и мы могли бы предложить достаточно многочисленный отряд молодых людей в кадровый резерв для новой власти. И готовы участвовать в кадровых конкурсах, если бы они проводились прозрачно и честно. В общем, госслужащий действительно должен думать в первую очередь о своей работе и стране. Поэтому, кстати, привлечение предпринимателей к власти не должно быть массовым.

Святослав ШЕРЕМЕТА , начальник Управления по вопросам внутренней политики Львовской облгосадминистрации:

— Вот уже несколько лет я возглавляю Братство магистров Академии государственного управления при Президенте Украины — общественную организацию, созданную выпускниками Львовского филиала Академии. Мы поставили цель: помочь государственной власти в поисках патриотически настроенных, профессионально крепких и порядочных молодых людей.

Жаль, что до сих пор у нас нет соответствующей государственной программы, нацеленной на подготовку и воспитание политической и государственной элиты. Россия в этом плане нас немножко обошла — еще в 99-м году утвердила соответствующий указ о формировании политической элиты Великой России ХХI века. Методом отбора они формируют группы детей для специальных детских садиков, потом эти дети идут в элитные школы, а уже позже лучшие из них должны попасть в соответствующие вузы. Специалисты подсчитали, что только в 2017-м году страна получит первых служащих, которые будут отвечать всем необходимым требованиям, поставленным перед руководителями государственных структур.

Конечно, в такой системе могут также быть свои просчеты, своя обратная сторона. И поэтому, все хорошо осмыслив, нам следует создать свою систему роста, не жалея на это средств и не боясь слова «элита», ведь это должна быть элита в высшем понимании этого слова, а не просто дети богатых родителей, — лучшие из лучших, мудрейшие из мудрейших.

Лариса ЗАЛИВНАЯ , глава Луганской областной общественной правозащитной женской организации «Чайка»:

— Я считаю, что кадры для всех уровней власти сейчас было бы целесообразно искать в третьем секторе, но потенциал негосударственных организаций сейчас практически не используется. С нами просто не посоветовались, когда формировали властную команду на областном уровне. У меня и у моих коллег — общественных деятелей — были свои кандидатуры почти на все должности. Например, в Миловском районе поставили главой того, кто в свое время был заместителем председателя райсовета, а в то же время есть достойная кандидатура на этот пост — госпожа Вера Аннусова, учительница, высокообразованный и авторитетный в регионе человек. Считаю, что не создали условий для главы Беловодского района Ивана Шмигельского, ушедшего с должности судьи областного хозяйственно-апелляционного суда для того, чтобы поднять район, в котором процветала и до сих пор процветает коррупция. Ему даже не предоставили нормального жилья. Таких людей — честных, авторитетных, преданных своему делу — довольно много, но на них не обращают нужного внимания...

Светлана МИРОНЮК , журналист (Закарпатье):

— Оценивать кадровую политику нового руководства, пришедшего к власти, честно говоря, достаточно сложно, ведь времени прошло довольно мало для объективного анализа. Тем не менее, определенные выводы есть, и они очевидны.

Уже первые назначения нового губернатора в известной степени шокировали общественность: среди всех заместителей главы ОГА и помощников появилось только одно(!) новое лицо — Алексей Иванчо. О нем красноречивее всех слов говорит хотя бы тот факт, что Алексей Иванчо сын соратника В. Балоги по парламентской фракции «Наша Украина», экс-главы Закарпатского областного совета Ивана Иванчо. А. Иванчо известен как бизнесмен, в подчинении которого газотранспортная фирма и страховое агентство.

С другой стороны, как будто приятно порадовали новые кадровые назначения в ряде управлений областного аппарата: молодежь, перспективные люди, которые хотят работать, имеют для этого все необходимые качества, поддержку и тому подобное. Однако возник другой вопрос: сколько пройдет времени, пока новый человек проанализирует всю ситуацию в той или иной сфере, пока он изучит действующее законодательство? А проблемы не стоят на месте, их нужно решать уже сейчас. Возможно, стоило бы подойти к подбору кадров с другой стороны — область маленькая, все знают всех, и так же хорошо известно, кто специалист в какой сфере, а кто просто прикидывается профессионалом. И все это наряду с тем, что Виктор Ющенко время от времени отмечает: в кадровой политике руководство регионов должно руководствоваться, исходя исключительно из профессиональных, деловых и моральных качеств.

Наблюдалось стремление к чему-то лучшему — например, губернатор Виктор Балога назначил своим советником 23-летнего активиста гражданской компании «Пора» Виктора Щадея. Казалось бы, честь и хвала таким действиям, ведь «Пора» — именно те люди, которые не боятся критиковать новую власть и смело вносят ее отдельных горе-деятелей в свои черные списки... Насколько известно, активист «Поры» не захотел работать под бдительным надзором...

Очевидно, что ни Виктору Балоге, ни ряду его заместителей не хватает опыта административной работы, однако факты — вещь упрямая: как ни крути, однако упомянутым выше провозглашенным Президентом Украины Виктором Ющенко принципом, которого он обещал придерживаться в своей кадровой политике, а также его известной позицией о несовместимости бизнеса и власти в случае с назначением главой Закарпатской ОГА Виктора Балоги, а теперь и осуществляемыми последними кадровыми перестановками в областной власти, как говорят, даже «не пахнет»…

В то же время бывшие региональные союзники «нашеукраинцев» — руководители областных организаций Соцпартии Украины, «Собора» и БЮТ — неоднократно собирали собрания, на которых обвиняли нового губернатора в узурпации власти. В частности, еще в феврале руководитель закарпатских социалистов Алексей Пристая заявил, что В. Балога не выполнил договоренности о формировании новой власти в Закарпатье: «Балога не назначил своим заместителем ни одного социалиста».

Ходят слухи, что А. Пристаю обещали как минимум должность заместителя главы ОГА, как максимум — кресло главы налоговой службы области, однако так ничего и не дали. Такова кадровая политика по-закарпатски — в новое время старыми методами...

Александр МИЩЕНКО , политолог:

— Я думаю, должен пройти еще очень длительный срок, прежде чем вообще что-то изменится и будут найдены люди, о которых Президент говорил на Полтавщине. Все-таки кучмизм у нас властвовал целых десять лет, и ему десять лет понадобилось для того, чтобы гипертрофировать само понятие власти. И, думаю, теперь не менее десяти лет понадобится, чтобы наша власть смогла доказать, что она нормальная власть и работает на Украину, на народ. В связи с этим и не удастся просто так найти необходимое количество людей. Единственное, что я хочу подчеркнуть: очень много сейчас будет зависеть от областных назначений, от тех, кого назначают в регионы. Рыба гниет с головы, как известно, и очень многое зависит от того, каков будет «посол» новой власти в тот или иной регион, — в том числе и в кадровой проблеме. Где брать таких людей? Думаю, скоро нашему Президенту придется отказаться от его метода — назначать на ключевые посты в регионах выходцев из этих же регионов.

В качестве примера ошибочности действующего кадрового подхода можно взять нашу Донецкую область. Я не хочу сказать, что все здесь прогнило, но то, что происходило тут в последние годы… Где теперь здесь такие кадры, о которых говорил Президент? Однозначно, здесь людей надо менять, и власть надо менять. Здесь происходит элементарное саботирование усилий власти, дискредитация самой власти — вплоть до того, что этим заняты даже не властные структуры — горводоканал, например, который пытается стравить людей, отключая им воду, не желая разбираться, кто платит, а кто нет… Думаю, что изначально назначать Чупруна было ошибкой. Может, учли его былые заслуги в вопросах поставки газа и назначили его из благодарности? Это человек, который далек от того, что происходило в области. Он не из этого времени.

Кроме того, в Донецкой области не изменилось практически ничего на уровне районов и городов. Да, должность мэра — «выборная», но пока эти мэры не покинут свои посты, пока люди не переизберут их, на что-то серьезное надеяться нельзя. Я так много внимания уделяю назначениям на ключевые посты потому, что это люди, которые потом создают команду. Правильно назначенный глава — залог того, что он подберет достойную команду.

Подготовили Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Елена АСТРАХОВИЧ, Одесса, Никита КАСЬЯНЕНКО, Ирина ЕГОРОВА, Львов, Елена ТКАЧЕНКО, Луганск, Наталия ПОПОВИЧ, Ужгород, Анна ХРИПУНКОВА, Донецк

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ