Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Избирательный закон: реформа или фейк?

Эксперт: «Документ лишь усложнит кампанию кандидатам и создаст угрозу общественного недоверия к результатам выборов»
16 июля, 2015 - 12:14
вибори
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Накануне осенней предвыборной кампании в органы местного самоуправления Верховная Рада одобрила новый закон «О местных выборах». Но во время подготовки этого важного документа развернулся настоящий острый сюжет. Главным требованием общественности было введение вместо смешанной (пропорционально-мажоритарной) — пропорциональной избирательной системы с открытыми списками, а также двухтуровых выборов мэров городов. Процедура должна была бы предусматривать голосование гражданином не только за политическую силу, но и за того кандидата, которого он хочет видеть на первом месте в партийном списке.

Именно это и стало предметом как открытых дискуссий, так и кулуарных торгов с манипуляциями. В результате, в законопроект перед окончательным принятием было подано около 1600 поправок, для рассмотрения которых в полном объеме на прошлой неделе коалиция даже подумывала собрать внеочередное заседание парламента. Однако не было ни внеочередного заседания, ни рассмотрения поправок. На заседании Рады во вторник народные депутаты довольно быстро приняли многострадальный законопроект. Почему? И по каким правилами все-таки будут голосовать украинцы в условиях заявленной децентрализации?

КОММЕНТАРИИ

«ПРЕДЛОЖЕННАЯ СИСТЕМА НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОТКРЫТЫХ СПИСКОВ»

Ольга АЙВАЗОВСКАЯ, координатор избирательных и политических программ гражданской сети ОПОРА:

— Принятый закон о местных выборах является компромиссным и не содержит признаков целостной реформы, которую ждало общество. Данный документ разрабатывался кулуарно и без привлечения общественности. Более того, полноценного рассмотрения правок от депутатов и общественности не состоялось. Очень жаль, что реформа, которая могла стать показателем проевропейскости парламентской коалиции, стала «фейком». Закон лишь усложнит кампанию кандидатам и создает угрозу общественного недоверия к результатам выборов.

Проблема в том, что предложенная избирательная система не является открытыми списками, ведь не предусматривает право избирателя на альтернативное голосование за кандидата на выбор в списке, предложенном политической партией. Область, город или район будут разделены на территориальные округа, в пределах которых гражданину придется поддержать или не поддержать лишь одного кандидата, предложенного политической партией. Также в пределах таких округов кандидат будет вести обычную кампанию в стиле «мажоритарки» со всеми негативными последствиями. А вот на этапе распределения мандатов включается пропорциональный принцип, и если партия набрала 10% в пределах города, то кандидат, победивший в территориальном округе, может не получить свой мандат. Абсурдом также является то, что будут сравниваться результаты выборов в разных округах, за разных кандидатов, которых избирали разные избиратели. Это противоречит международному принципу равных условий кандидатов. Такая система применялась с 2007 по 2011 года в России и, по мнению отечественных независимых аналитиков и наблюдателей, внедрялась с целью стабилизации «однопартийной» системы в интересах партии «Единая Россия».

Плюсом закона является ограничение политической рекламы и двухтуровые выборы мэров крупных городов.

Компромиссом в согласовании данного закона стало возвращение к императивному мандату, сохранение жесткой части списка и ограничение политической рекламы, а также непроведение выборов в областные рады Донецкой и Луганской областей. Не все они являются оправданными компромиссами, но Верховная Рада вынуждена была принимать новые правила, и каждая из фракций парламентского большинства вносила свои предложения, невыполнение которых могло привести к срыву голосования в целом. Гендерная квота при этой системе не сработает, ведь выборы в территориальных округах будут осуществляться по мажоритарному принципу, который не способствует выбору женщин во все уровни рад. Квота пока будет работать декларативно, хотя в целом это прогресс по сравнению с предыдущим положением дел.

«НУЖНО ДУМАТЬ, КАК ПО ДАННОМУ ДОКУМЕНТУ ПРОВЕСТИ НОРМАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ»

Александр ЧЕРНЕНКО, народный депутат, «Блок Петра Порошенко»:

— В данном законе существует определенная подмена понятий, потому что полноценно открытыми списками предложенную избирательную систему назвать нельзя. Дело в том, что само понятие открытых списков довольно широкое и общее, поэтому каждый его трактует по-своему. Понятно, что при голосовании за этот законопроект партии учитывали свои партийные интересы, поэтому он был принят именно в такой форме.

Предложенных правок было действительно очень много — они были и содержательные, и технические. Профильный комитет рассмотрел их на своем заседании, но главной мотивацией их утверждения было, поддержат ли их в сессионном зале. Между фракциями коалиции во время консультаций был достигнут определенный компромисс, и те поправки, которые включает этот компромисс, были поддержаны, а те, против которых выступали определенные политические силы, были исключены. Так, из документа была выброшена норма об участии блоков в местных выборах.

Главное отличие от открытых списков в том, что кандидаты от одной партии конкурируют между собой на разных округах. То есть фактически не конкурируют. На каждом округе есть кандидат, которого выдвинула партия, и если избирателю нравится партия, но не нравится этот кандидат, у него все равно нет выбора и он должен его поддерживать.

Отношение к этому законопроекту среди народных депутатов разное. Многие рассматривают его и для парламентских выборов. Я думаю, в нем есть очень много рисков и опасных положений. Его качество определят ближайшие местные выборы, и уже после них можно говорить, насколько действенными являются его нормы. Закон принят, и теперь нам нужно думать, как по данному не совсем хорошему документу провести нормальные выборы.

ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»

«НАКОНЕЦ-ТО МЫ ОТОШЛИ ОТ ГИБРИДНОЙ СИСТЕМЫ»

Владимир ГРОЙСМАН, председатель Верховной Рады:

— Верховная Рада приняла новый закон «О местных выборах». Хочу тезисно объяснить, как же все-таки будут проходить выборы 25 октября.

— Наконец мы отошли от гибридной, очень странной системы выборов, на которую было много нареканий, когда часть депутатов избирается по спискам, а другая часть по мажоритарным округам.

— В селах и поселках с населением до 90 тыс. выборы будут проходить по привычной мажоритарной системе.

— Выборы в райрады, горрады и облрады будут проходить уже по пропорциональной системе.

— Мэров городов с населением более 90 тыс. будут выбирать абсолютным большинством, то есть 50%+1 голос. Для этого предусмотрена возможность проведения второго тура.

— Город, район, область делятся на округа. По каждому округу партия может выдвинуть своего кандидата (именно партия, избирательные блоки данным законом не предусмотрены). Если партия набрала 5% голосов, количество прошедших кандидатов от нее определяется в соответствии с количеством голосов, отданных непосредственно за депутата в отдельном округе. В раду проходят те кандидаты от партии, которые получили наибольшую поддержку избирателей, а не те, которых партия поставила на первые места в списке.

— Что касается бюллетеня. На нем будет указана фамилия кандидата, а напротив — название партии, от которой он выдвигается. Таким образом будет происходить одновременное голосование за кандидата и за партию.

— Выдвижение мэров тоже будет происходить только от партий.

— Дата регистрации партии для участия в выборах не имеет значения (нет нормы, чтобы она была зарегистрирована за год или за полгода до выборов).

— Впервые в Закон введена европейская норма относительно присутствия в списке партии не менее 30% представителей одного пола.

Ну и, наконец, для тех, кто говорит, что из-за нового закона определенные округа могут остаться без своих представителей, отвечу — избирателям не о чем волноваться, поскольку депутаты будут отвечать за весь город, а Рада сможет дополнительно распределить ответственность депутатов за округа.

Дмитрий КРИВЦУН, «День», Наталья ШИМКИВ, Летняя школа журналистики
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ