Уже три года подряд наше высшее образование имеет право на префикс «мега» (мегасистема), поскольку общая численность студентов превысила один миллион. (В секторе высших учебных заведений III уровней аккредитации осенью 1998 г. по сравнению с сентябрем предыдущего года контингент студентов вырос на 100 тыс. чел., а в 1999 г. — еще на 76 тыс. чел., достигнув невиданного в истории Украины уровня — 1,28 млн. человек.) Кстати, только 20 стран мира имеют мегауровень системы высшего образования, и одна из них —Украина.
Рост процента охвата молодежи высшим образованием университетского уровня за 1995 — 1999 годы на 39,3% следует без преувеличения считать большим достижением нашей страны.
Но, кроме сети заведений III уровня аккредитации, в систему высшего образования Украины входят сотни менее заметных и по размерам, и по контингенту заведений I—II уровней аккредитации — колледжей, техникумов, училищ. После распада СССР этот сектор сокращался и по контингенту студентов, и по количеству заведений. Только в последние два года, благодаря энергичным мерам правительства и местных органов власти, ситуация меняется к лучшему.
А нужны ли Украине эти заведения? Не лучше ли закрыть их часть, а остальные преобразовать в подразделения заведений более высоких уровней?
Обращаясь к мнениям десятков тысяч работников этого сектора высшего образования Украины, сотен тысяч студентов, мы утверждаем, что заведения I—II уровней аккредитации — незаменимы. Их следует не сокращать и ликвидировать, а укреплять и расширять.
Ведь одна из главных тенденций изменений, особенно заметная в развитых странах — постоянное увеличение длительности первичного образования. Этот срок означает у них многолетнее общее, а также профессиональное образование и подготовку, которую получают новые поколения с момента поступления в дошкольное заведение или начальную школу до завершения регулярного ежедневного обучения.
К сожалению, в Украине аналогичные подсчеты не проводятся.
Для нашего анализа важно указать, что лидеры среди развитых стран (Япония, США, Канада, Франция, Нидерланды и др.) поставили себе целью исключить случаи получения непригодного для современного рынка труда варианта первичного образования. На начальной стадии речь идет не о предоставлении всей молодежи общего среднего и классического высшего образования в университетах, а об обеспечении каждому молодому человеку индивидуальной образовательно-профессиональной квалификации, которая бы гарантировала ему занятость и резко уменьшила бы шансы оказаться среди безработных.
Анализ зарубежными экспертами образовательной ситуации в странах-лидерах из группы развитых засвидетельствовал тенденцию преодоления порога массовости высшего образования (охват более 50% возрастной группы 20—23 лет высшим образованием различных видов) во все большем количестве государств.
Главное средство, которое они используют для включения высшего образования в первичную — создание неклассических вариантов заведений, применение профессионализированных программ, массовая подготовка специалистов с дипломами уровня младшего специалиста (полувысшее образование). Наряду с сугубо социальными целями (снижение для молодежи риска попасть в безработицу) эти новые виды программ частично решают и проблему финансовой эффективности, снижая общественные расходы на подготовку молодого специалиста.
Собственно, подобные действия абсолютно логичны. Ведь в свое время обязательное образование имело длительность всего четыре года и состояло только из уровня начальной школы. Его удлинение состояло в добавлении следующих уровней — основного образования, среднего образования, в конечном итоге, первого уровня высшего образования. Нет никакого сомнения, что в недалеком будущем два-три года обучения в высших учебных заведениях станут обязательными в большинстве развитых стран (в данный момент подобную задачу поставили себе, например, Япония, Канада и США).
Достичь этого они планируют, используя заведения различного уровня, — полувысшего и полного высшего образования. Достаточно известен пример США, которые имеют едва ли не две тысячи высших учебных заведений с двухлетними программами обучения (так называемых местных и младших колледжей). В них учатся около половины студентов страны, в частности, многие выходцы из беднейших слоев населения. Это стоит им намного дешевле, чем те же два года обучения в заведениях более высокого уровня — в университетских колледжах, четырехлетние программы которых выводят на диплом бакалавра.
После успешного выполнения двухлетней программы местных и младших колледжей молодые американцы получают диплом «ассоциата» и начинают трудовую деятельность на местном рынке труда. Но они имеют право, которым пользуются все чаще и чаще, продолжить обучение с третьего курса в университетских заведениях и получить диплом сначала бакалавра, а позже — магистра. Очевидно, что для непрерывности получения образования необходимо хорошее согласование учебных программ всех видов заведений.
Именно необходимость обеспечения полной непрерывности обоих главных уровней высшего образования в Украине, а также другие сложные проблемы существования и развития секторов полувысших заведений, рассматривали участники международной конференции «Теоретико-методические основы совершенствования подготовки кадров в высших учебных заведениях I—II уровней аккредитации», которая состоялась в начале июня 2000 г. в казацкой столице Украины — городе Запорожье. Ее инициаторами и организаторами стали руководители (ректор — профессор, доктор технических наук С.Б. Беликов) Запорожского государственного технического университета и Института высшего образования Академии педагогических наук Украины (директор — член-корреспондент Академии педагогических наук, доктор философских. В.П. наук Андрущенко).
Участники запорожской конференции внесли немало конкретных и реальных предложений, направленных на превращение высшего образования Украины в массовое, на согласование содержания обучения в заведениях I—II и III-IV уровней аккредитации, на развитие плодотворной кооперации (в частности, формирование комплексов из заведений различного уровня) этих двух главных частей нашей системы высшего образования.
Еще до начала конференции был издан сборник научных трудов участников, а в дальнейшем отредактированы рекомендации, которые будут направлены в высшие образовательные инстанции, многим заинтересованным лицам, станут предметом научных и публицистических статей. Нет сомнения, что эти совместные усилия будут содействовать развитию всей системы высшего образования Украины, улучшению качества и международного рейтинга наших дипломов, знаний и профессиональной компетентности выпускников заведений всех уровней аккредитации.