Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как бороться с «детьми лейтенанта Шмидта»

13 февраля, 2006 - 20:01

Новость, оттеснившая на некоторое время в столице Украины на задний план многие другие темы, поразила своей наглостью.

Ни одно СМИ не обошло ее своим вниманием — прежде всего потому, что из-за этого «проекта» государства и бизнеса пострадали конкретные люди, наши знакомые и друзья. Именно при содействии государственных чиновников и органов местного самоуправления руководители группы «Элита-центр» получили разрешение на строительство в столице «дешевого» жилья. Руководители «Элиты...» собрали у нескольких тысяч киевлян якобы за квартиры в доме по улице А. Шмидта около 400 миллионов грн. и пропали. Как выяснилось, одна и та же квартира в не построенном еще доме, по установленной мошенниками процедуре двойной и тройной продажи, имела нескольких владельцев, которые совершенно не догадывались о своих «двойниках».

На первый взгляд, этого не могло быть никогда, потому что существовали якобы настоящие строительные компании, настоящие офисы с настоящими секретаршами и менеджерами, инвестиционными соглашениями, печатями и расчетными счетами.

Все было по-настоящему.

Вот только не было настоящего контроля со стороны именно тех служб и органов, которые и обязаны осуществлять контроль за соблюдением законности по всей вертикали государственной власти и отдельного бизнеса. Чтобы защитить человека. По-видимому, пока в центре столицы с разрешения власти будут сооружать памятники героям Ильфа и Петрова, не переведутся в нашей Отчизне и «сыны лейтенанта Шмидта».

Законодательная норма, по которой «... государство отвечает перед человеком за свою деятельность...», не была упразднена в ночь бурных депутатско-президентских договоренностей и в новой редакции Конституции Украины.

Власть уверяет, что не выделила мошенникам ни одного квадратного сантиметра земли. То есть как? Земля в Киеве не принадлежит местной власти, не было решения совета об ее отведении под застройку, а строительная компания осуществила операцию самозахвата и сама определила пределы земельных участков?

Чиновники возлагают вину на граждан, которые якобы были «в восторге от ударной мошеннической схемы» и доверили свои средства фирме с сомнительной репутацией, поддавшись обещаниям получить жилье дешевле на 50%. Однако с таким утверждением не соглашаются именно те граждане, которых ни по каким признакам нельзя отнести к «лохам» или к неосведомленным с процедурой заключения соглашений и проверки необходимых реквизитов. Одним моим знакомым «Элита-Центр» была отрекомендована как фирма с безупречной деловой репутацией, имеющая опыт такого строительства с 1994 года, а ее реквизиты якобы проверялись в Службе безопасности Украины! И цена одного квадратного метра будущего жилья, которая предлагалась, была только на 15—20% ниже общепринятой, а не на 50%, как говорили руководители города.

Следовательно, фирма проверена специальной службой, которая в своей структуре имеет подразделения по выявлению и предотвращению экономических преступлений, ведению борьбы с организованной преступностью. Что это значит? Что можно доверять государству, которое отвечает перед человеком за свою деятельность. Однако многие государственные чиновники почему-то считают, что государство — это нечто эфемерное, что-то и где-то, а ответственность государства перед человеком за свою деятельность к ним не имеет никакого отношения.

Но это не так, потому что Конституция определила способ ответственности чиновника перед человеком, указав, что «... органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины...». Получение разрешений на отведение земельных участков согласовывается со многими государственными институциями, а полномочия компании на ведение жилищного строительства подтверждаются специальной процедурой, которая должна делать невозможным любое мошенничество. Поэтому трудно поверить в то, что все действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления столицы и столичных районов были совершены исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным действующим законодательством.

Перечень преступлений в новом Уголовном кодексе Украины содержит и преступления против собственности, преступления в сфере служебной и хозяйственной деятельности, которые, на первый взгляд, даже не заслуживают внимания. Закон определяет мошенничество как способ завладения чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребление доверием и предусматривает штраф до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Если такие действия причинили вред в особо крупных размерах или были совершены организованной группой, то законодательством предусматривается лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Но будут ли в этом случае искать главных виновников, или обойдутся главным бухгалтером?

Сегодня почти каждой газете даются рекомендации, как избежать мошенников и не пойматься на «сыр в мышеловке». Но нет рекомендаций для тех, кто уже понес потери — и материальные, и моральные.

Среди поводов для возбуждения уголовного дела, предусмотренных действующим сегодня Криминально-процессуальным кодексом, являются заявления или сообщения отдельных граждан. Прокурор, следственный, орган дознания или судья обязаны принимать заявления и не позже трехдневного срока возбудить уголовное дело, отказать или направить заявление по назначению.

Именно по такому заявлению эти субъекты правоохранительных органов и правосудия обязаны вынести постановление о возбуждении уголовного дела, указав поводы и основания для возбуждения дела и статью уголовного закона.

Следовательно, первое, что нужно сделать, — это составить такое заявление, не забыв при этом вспомнить тех людей, которые настойчиво советовали заключить инвестиционное соглашение и при этом перечисление средств осуществлять не через учреждения банка, а отдавать непосредственно через кассу компании.

Рассмотрев заявление о совершении преступления, прокурор обязан известить о вынесенном постановлении, которое, в свою очередь, в случае несогласия с его содержанием, можно обжаловать у вышестоящего прокурора или и в суде.

Представьте себе, сколько заявлений от обманутых в результате того, что скрывается за настоящими вывесками, заборами и строительными площадками столицы граждан, ляжет на стол одному только прокурору на Подоле?

Разве под силу прокурору района решить столичную проблему, когда тут, по-видимому, и прокуратуре столицы не разораться, потому что именно она и наблюдала за этим мошенничеством?

Не дело ли это Генеральной прокуратуры и Службы безопасности Украины, в прямые обязанности которых и входит безопасность человека и государства?

Николай СЕЛЮК, юрист и правозащитник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ