Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как изменить чиновника

Юрий КОВБАСЮК: В Украине приблизительно 4% государственных управленцев имеют специальное образование НАГУ. Хотелось бы создать критическую массу в 20—30%
9 июня, 2010 - 20:40

На днях Национальная академия государственного управления при Президенте Украины отпраздновала 15-летие. Была проведена научно-практическая конференция, день открытых дверей, а также подписаны соглашения о сотрудничестве с международными партнерами. За относительно недолгое время существования учебное заведение стало научным и методологическим центом по подготовке государственных управленцев всех направлений. При поддержке правительства Канады и при участии Мирового банка в Академии был создан Центр дистанционной учебы, который стал первым центром в Евроазиатском регионе Учебной сети глобального развития. А у программы подготовки магистров в дневной форме есть аккредитация Европейской аккредитационной ассоциации по государственному управлению, к тому же она стала четвертой аккредитационной программой в Европе. О необходимости улучшения подготовки украинских управленцев — в интервью с президентом Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Юрием КОВБАСЮКОМ.

— Стала ли НАГУ настоящей «кузницей» управленцев для украинской власти?

— Прежде всего создан замечательный коллектив — это научная элита в отрасли управления. Мы развиваем сеть по подготовке государственных служащих для Украины. Мы делаем все для того, чтобы способствовать подготовке кадров и в других учебных заведениях. Это включает наши методологические наработки, учебники, научную библиотеку, сформированную с помощью собственных исследований. Академия в 2009 году впервые в Украине проводила набор по восьми новым специальностям. В настоящее время действует десять специальностей. Мы пытаемся приблизить учебный процесс к практике. Уже в настоящий момент есть специальности, связанные с управлением в сфере охраны здоровья, образования, национальной безопасности, региональной политики. Важным является тот факт, что специальности «государственное управление» и «публичное администрирование» лицензированы Европейской аккредитационной ассоциацией, которая делает дипломы нашего вуза действительными и в Европе.

— Какие запросы относительно улучшения управленческого уровня устанавливают мировые стандарты, отвечают ли украинские управленцы этим критериям?

— Невзирая на организацию учебы, методологическую и преподавательскую базу, у академии есть определенный уровень даже в сравнении с европейскими учебными заведениями в этой сфере. Ясное дело, что есть проблемы. Отдельные программы нужно усилить, другие — максимально приблизить к реалиям. Я всегда призываю наших преподавателей, прежде всего во время общения с нашими слушателями, предоставлять возможные варианты принятия решений в сложных, даже экстремальных условиях. Речь, конечно, не идет о теории, поскольку теоретический базис людей, которые у нас учатся, уже сформирован в других учебных заведениях (в НАГУ учатся слушатели, уже получившие высшее образование. — Авт.). Очень важно усилить и наладить обменные программы между управленческими школами других стран. Государственный служащий Украины должен понять, как работает система управления в странах, государственность которых сформирована раньше и, соответственно, имеет больше опыта.

— Какие качества необходимы государственному служащему, управленцу для того, чтобы эффективно осуществлять свою работу?

— Государственный служащий должен владеть двумя группами качеств. Первая группа — морально-психологическая. Она базируется на личностных характеристиках: порядочности, ответственности, гуманности, дисциплине, соблюдении законов и предписаний. Вторая — это наличие необходимых знаний: понимание сути бюджетных процессов, менеджмента, государственных процессов, принятия управленческих решений.

Органы государственной власти должны принимать непосредственное участие в подготовке специалистов, формируя запросы к тому или другому управленческому направлению. Во время проведения мониторингов среди государственных служащих оказываются определенные недостатки или пробелы в работе, в том числе — в специальных знаниях. Путем предоставления соответствующих рекомендаций мы сможем переформатировать учебные программы, с целью максимального приближения к решению практических заданий. В этом случае нужно разделять учебный процесс и управленческий. К последнему мы не имеем никакого отношения.

В действительности, государственное управление состоит из двух элементов. С одной стороны, это жесткая вертикаль в принятии, выполнении и контроле над решениями. С другой стороны — государственное управление должно исполнять коммуникативную роль. В принятии закона или правительственном решении нуждается обсуждение со специалистами, подготовки и выполнения. В государственном управлении необходимо соблюдать принципы публичности, согласованности, консультативности...

Мы пытаемся изменять идеологию государственного управления. Появляется новая терминология и, соответственно, новые направления, отвечающие этой терминологии, — государственное управление, публичное администрирование, новое публичное администрирование, новый публичный менеджмент, good governments и так далее. Публичный менеджмент предусматривает базирование государственного управления на принципах бизнеса. Это значит, что перед началом выполнения работы необходимо видеть конкретный результат, как определенную материальную выгоду в бизнес-деятельности. Поэтому внедрение элементов публичного менеджмента в наши программы призвано сделать государственное управление конкретным, лишенным нерезультативной абстрактности.

Государственное управление — это отдельная, чрезвычайно многогранная профессия, требующая профессионального образования, она не может сама по себе возникать из жизненного опыта или материального уровня лица. Этому нужно учиться, причем системно.

— Академия является лидером дистанционной учебы в Украине. Какое главное преимущество такой системы учебы, не влияет ли она на качественные показатели приобретенных знаний?

— Несмотря на мнимую легкость дистанционной, отдаленной учебы, стоит отметить, что это не легкая форма получения знаний. Дистанционная учеба вынуждает слушателя работать практически в ежедневном режиме. Во время учебы мы используем разнообразные методики: дискуссии, форумы, тестирование в онлайн. В объективности преподавателя не стоит даже сомневаться, поскольку он работает с информацией, оценивая результаты, а не самого слушателя. Например, тест открыт для прохождения на протяжении суток, и нужно успеть за это время его сделать. Как правило, на такую форму учебы приходят люди с хорошей квалификацией, способные к самодисциплине и самоорганизации.

— Кто может стать слушателем Национальной академии управления при Президенте Украины?

— Мы приглашаем к учебе государственных управленцев I-IV категории или тех, кто стоит в резерве на IV категорию (с порядком причисления рангов государственных служащих можно ознакомиться в Постановлении КМУ от 19 июня 1996 года «Об утверждении Положения о рангах государственных служащих», ЗУ «О государственной службе». — Авт.). Это лица, уже имеющие первое высшее образование, в академии же они будут получать степень магистра. Есть определенные исключения, касающиеся дневной и контрактной форм учебы, — там критерии не такие жесткие.

Конечно, мы стремимся учить государственных служащих, поскольку, когда человек работает в этой сфере, он лучше понимает, какие знания ему для работы необходимы, сознательно хочет их получить и вернуться с ними, опять же, в государственное управление. А вот за контрактной формой приходят люди, не работавшие в государственных органах, однако после учебы они избирают для себя работу по полученной профессии. Так случилось, собственно, и со мной. Очень полезно для научного работника и преподавателя иметь опыт работы и на центральном, и на региональном уровнях власти.

— Выпускники, которыми вы можете гордиться. Работают ли в настоящее время такие лица в системе государственной власти?

— За время существования Академии подготовлены больше 15 тысяч магистров государственного управления. Несмотря на убедительную цифру, в процентном соотношении это приблизительно 4% от общего количества работников государственного управления Украины. Хотелось бы создать критическую массу, чтобы хотя бы 20—30 % управленцев были выпускниками нашей академии. На сегодня это пять министров Кабинета Министров, двадцать три народных депутата, среди которых Юрий Мирошниченко, Лилия Григорович, Юрий Ключковский. Руководители комитетов, заместители министров, известные политики. В конце зимы я вручил диплом Михаилу Куленяку, который через два месяца был назначен министром культуры, Виталий Кличко учится на заочно-дистанционной форме в нашей академии. Также часто проходят встречи с известными и успешными людьми, жизненные достижения которых могут послужить примером для наших слушателей.

Людмила ЖУКОВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ