До завершения регистрации кандидатов на президентское кресло осталось несколько дней. Впрочем, Центральная избирательная комиссия не получила ни одного соответствующего заявления. Пассивность претендентов на должность главы государства большинство экспертов связывают с критической ситуацией в Крыму. Очевидно, что кроме торможения регистрации, крымские события повлияют на ход кампании и результаты самих выборов. Об особенностях и опасностях внеочередных президентских выборов «День» общался с председателем Комитета избирателей Украины Александром ЧЕРНЕНКО.
«НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА НА 25 МАЯ БЫЛО ЕДИНСТВЕННЫМ ВОЗМОЖНЫМ ВЫХОДОМ»
— Пан Александр, учитывая ситуацию в Крыму, каким образом могут проходить президентские выборы?
— Проведение этих выборов серьезно усложнено. Но следует помнить, что там проживают граждане Украины, которым власть должна гарантировать реализацию их избирательного права. Здесь существует несколько проблем. Поскольку окружные избирательные комиссии формирует ЦИК, а участковые избирательные комиссии — окружные избирательные комиссии, и делается это при представлении кандидатов, теоретически это можно организовать. Местная власть для этого не нужна. Однако местная власть должна предоставить помещения, урны, охрану... согласно украинскому законодательству. С последним сложнее.
Безусловно, есть часть граждан в Крыму, которые хотят и готовы принимать участие в выборах, поэтому нужно подумать о механизмах реализации их права. Я говорил с представителями Меджлиса крымскотатарского народа, которые готовы предоставить своих людей в комиссии и выделить помещения для организации участков в местах компактного проживания. Однако это нуждается во внесении некоторых изменений в «Закон о выборах президента».
Если уже принимать во внимание пример Грузии и непризнанных территории Южной Осетии и Абхазии, то там в пограничных зонах создавали участки, в которых могли проголосовать граждане Грузии, проживающие на тех территориях. Однако эти непризнанные республики маленькие, и расстояния там совсем другие. Например, сделать в Херсонской области участки для граждан Украины можно, но мало людей сможет туда добраться. Поэтому нужно стараться организовать участки в Крыму, несмотря на то, что это сложно.
Впрочем, согласно действующему законодательству, признание выборов недействительными или не состоявшимися в пределах участка никоим образом не влияет на их легитимность и признание окончательного результата голосования. К сожалению, голоса тех избирателей просто не будут зачтены в общий результат.
— В парламенте уже зарегистрировали законопроект, предусматривающий перенесение выборов на 7 декабря. Как вы думаете, насколько это реально?
— Без изменения законодательства это невозможно.
— Срок регистрации кандидатов подходит к концу, впрочем, ни один претендент на президентское кресло не подал соответствующее заявление в ЦИК. Как думаете, почему?
— Регистрация заканчивается 15 марта. После приема заявлений Центризбиркома понадобится еще четыре дня для их рассмотрения. Очевидно, сейчас еще продолжаются какие-то переговоры. На протяжении этих дней ситуация должна разрешиться: либо выборы перенесут, либо кандидаты, которые хотят принять участие в выборах, зарегистрируются официально. Другого выхода нет.
— Насколько с самого начала была правильно избрана дата — 25 мая?
— В той ситуации, которая сложилась в стране, назначение внеочередных выборов президента на 25 мая было единственным возможным выходом. Что бы ни говорил Янукович, очевидно, что после 21 февраля президента в стране нет. Поэтому выборы нужно было назначать. Способ, который избрала Верховная Рада, вполне адекватен ситуации и более-менее держится в правовом русле. Сегодня как в Украине, так и за ее пределами нет сомнений относительно легитимности назначения президентских выборов. Деньги выделены, ЦИК составила календарный план и, нравится это кому-то или нет, Украина живет в формате избирательной кампании. Что касается электоральной активности, то тут переживать не стоит. Явка будет не менее 70%, а возможно, и больше.
«ХОТЬ ВЫБОРЫ БУДУТ НЕ ОЧЕНЬ ЧИСТЫМИ, ОНИ БУДУТ КОНКУРЕНТНЫМИ»
— Какими будут особенности этой кампании?
— Внеочередные выборы президента будут особенными, ведь будут проходить в условиях политического кризиса, очень динамично и в очень сжатые сроки. Мы помним внеочередные парламентские выборы 2007 года — тогда было всего два месяца на подготовку, но все прошло нормально. Разумеется, ожидается серьезная нагрузка на работу комиссий и организаторов выборов, с которым они, надеюсь, справятся. Никаких организационных проблем мы не прогнозируем.
Что же касается политической составляющей процесса, то сегодня поломана административная централизованная вертикаль, которая занималась местными выборами в 2010 году и парламентскими — в 2012-ом. Тогда чиновники давили на избирателей, правоохранители либо не реагировали на нарушения, либо тоже занимались давлением и преследованиями оппонентов — сегодня, надеюсь, этого не будет.
Среди возможных опасностей — все еще «местные инициативы». Так или иначе, мэры крупных городов, областные советы будут ориентироваться на определенных кандидатов, используя административный аппарат и служебное положение. Однако это не то серьезное давление, которое оказывала исполнительная власть раньше. Сейчас нет ни возможностей, ни ресурсов. Наверное, нарушения будут, но мелкие, ведь это не будет следствием работы централизованной государственной репрессивной машины.
Следующая проблема лежит в плоскости пиара и агитации. Наверное, в выборах будут принимать участие несколько ярких кандидатов со своими медиахолдингами, технологами и, поскольку кампания быстрая, очень вероятна война компроматов, черный пиар и обоюдные обвинения. Мы опять вернемся к выборам 2006-го, 2007-го и 2010 года, когда есть почти равная конкуренция, но ее используют не с целью доведения собственных идей, а ради дискредитации своих оппонентов. Мы много чего нового узнаем о наших политиках. По крайней мере, хоть выборы будут не очень чистыми, они будут конкурентными.
Что касается проблемы подкупа, она более характерна для парламентских кампаний. Централизовано скупить голоса по всей Украине трудно. Думаю, что локальные попытки будут, но они не повлияют на результат, особенно на второй тур. В нем будет голосование не за, а против. Тот, кто выйдет во второй тур, будет иметь своих сторонников, но получить и поддержку тех, кто не хочет, чтобы победил его соперник — классическая схема. Несмотря на вероятные политические скандалы и не наилучшую организацию выборов, есть все основания надеяться, что искажения результатов не будет. Сегодня государственной машины фальсификации нет.
— Самые высокие рейтинги сейчас у бывших оппозиционеров. Можно ли ожидать перелома конфронтационной модели и перехода от борьбы персон к борьбе идей?
— Это уже не будет борьба силовых и административных ресурсов, но это будет борьба подмен идей. Если, например, будет идти дискуссия о внешнеполитическом курсе, то будут говорить не о преимуществах от интеграции с Европейским или Таможенным союзом с цифрами и аргументацией, а будут поднимать тему геев в Европе или пугать «Русским миром» в ТС — это не то качество, в котором нуждается такая дискуссия. К сожалению, где-то в таких плоскостях это и будет происходить.
Бесспорно, сегодня имеется очень большой запрос на справедливость. Даже среди бывших сторонников Януковича. Политики должны выполнить этот запрос, не скатившись до популизма и подмены понятий.
— То есть изменений ожидать не стоит?
— Излом возможен, если постянуковичские силы не выдвинут мощного кандидата или выдвинут нескольких претендентов. Тогда во втором туре могут оказаться два бывших оппозиционера, если они смогут мобилизоваться и не распылять голоса.
Бесспорно, большие шансы сегодня имеют представители бывших оппозиционных сил. Кроме ядерного электората, после революции они получили психологическую поддержку, после жертв и открытия информации о том, как жили бывшие власть предержащие — у них серьезное преимущество. Однако электорат Юга и Востока, который сегодня растерян и деморализован, все равно не готов воспринять представителей революции. Если для них будет предложена приемлемая кандидатура, шанс ее выхода во второй тур, безусловно, есть. Но говорить о рейтингах сегодня нельзя, ситуация меняется слишком динамично.
«СЕГОДНЯ ЕСТЬ ТРИ ИЛИ ДАЖЕ ЧЕТЫРЕ ФАВОРИТА С РЕАЛЬНЫМИ ШАНСАМИ НА ПОБЕДУ»
— После дискредитации Партии регионов можно надеяться на ее эволюцию?
— У них нет другого выхода. Они либо трансформируются, либо исчезнут с политической карты. Сегодня в ПР образовалось сразу несколько группировок, и нужно понять, которая из них станет правопреемником партии.
— В свое время Кличко считался приемлемой фигурой для юга и востока. Сейчас он потерял этот статус?
— Если ранее Кличко воспринимался как «третья сила», то теперь он стал одним из активистов революции. После всех событий в глазах юго-восточного электората он стал представителем одной, условно «майдановской» силы. Серьезной кандидатурой стал Порошенко, у которого в последнее время достаточно динамично растет рейтинг и который не является совершенно неприемлемым для Востока. Эти выборы не просто с неопределенным результатом — сегодня есть три или даже четыре фаворита с реальными шансами на победу. У нас такого никогда не было.
— Сейчас в парламенте обсуждается вопрос Центральной избирательной комиссии. Произойдет ли замена ее членов?
— Комиссия — это коллегиальный орган, и определить персональную ответственность того или иного ее члена трудно, хотя возможно. Если говорить о действующем составе Центризбиркома, к нему имеется недоверие, и оно оправдано, особенно учитывая выборы 2012 г. Однако существует ряд опасностей в случае смены членов ЦИК в разгаре избирательной кампании. Во-первых, активно велись торги за портфели министров, и если к этому пакету добавить еще и торги за места ЦИК, мы можем получить непрофессиональных, политически ангажированных членов комиссии. Если вновь созданное правительство является временным и будет функционировать до президентских выборов, то ЦИК избирается на семь лет.
Теперь вопросы к морально-этическим качествам действующего состава ЦИК, но большинство из них — профессионалы. Мы предложили компромиссный вариант — этот состав ЦИК проводит президентские выборы и потом, в межизбирательное время, создается новый состав комиссии. Это не снимает с них ответственность за то, что происходило на предыдущих выборах, и эти случаи нужно расследовать, но самым оптимальным вариантом на сегодняшний день будет обеспечение всестороннего общественного контроля за работой избирательных комиссий.
Кампания уже началась, и даже в случае прихода в ЦИК неслучайных, профессиональных людей, которые имеют юридический опыт и практиковались в проведении избирательных кампаний, все равно им нужно будет время для понимания ситуации и введения в курс дел относительно менеджмента ЦИК, бюрократической машины. Изменить состав избирательной комиссии сегодня — парализовать ее на месяц.
— По какой формуле должен формироваться следующий состав ЦИК?
— В первую очередь, это должна быть публичная дискуссия с привлечением специалистов, экспертов, представителей общественного сектора, юристов, тех, кто имеет опыт работы в комиссиях, и тому подобное. Там должна быть минимальная политическая и максимальная профессиональная составляющая.
«ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНЫЙ ДОКУМЕНТ. ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ СОСТОИТСЯ НЕ РАНЕЕ ОСЕНИ»
— На прошлых кампаниях возникало немало вопросов к избирательному законодательству. Обсуждаются ли сейчас какие-то изменения?
— Если говорить о «Законе о президентских выборах» — он не самый худший, но некоторые процессуальные моменты нуждаются в совершенствовании. Прежде всего, это касается работы комиссий. Сейчас каждый участник избирательной гонки может делегировать двух кандидатов в комиссию, но у нас куча технических кандидатов. Нужно вернуть в комиссии кворум. В 2010 г. были случаи, когда у комиссии было три члена и двое из них могли принять определенное решение. Нужно вернуть наблюдателей от общественных активистов. Кроме того, нужно серьезно прописать агитационный блок, развести вопрос информирования о выборах и предвыборной агитации. В соответствии с сегодняшним законом, любое сообщение о кандидате, тем более, если он занимает какую-то должность, воспринимается как агитация. Необходимо также прописать правила дебатов, особенно перед вторым туром — обязательное участие.
— Идет ли речь о принятии Избирательного кодекса, который, в частности, является одним из пунктов требований для евроинтеграции?
— Разумеется, речь о нем идет, но нужно реально понимать, что до президентских выборов, равно как и до возможных внеочередных парламентских, мы не успеем это сделать. Избирательный кодекс — слишком серьезный документ, который делается на годы, десятилетия. Его составление и принятие состоится не ранее осени. Пока же можно только усовершенствовать уже действующие законы.
— Революция продемонстрировала неотложную необходимость в создании механизмов контроля общества над избранной им властью. Как можно наладить этот контроль?
— Фиксировать обещания и анализировать их выполнение. Все это нужно сообщать людям. Украина уже имела опыт, хотя и не совсем хороший, за годы каденции Ющенко, когда основные демократические институты все же работали. Нужно вспомнить этот опыт и усовершенствовать его.
Кроме того, мы готовы мобилизовать и координировать людей, которые захотят быть наблюдателями во время самих выборов. Сейчас существует большая общественная энергия людей, которые были на Майдане и не просто нуждаются в переменах, а готовы принять в них участие.