Среди факторов, влияющих на эффективность государственного управления в Украине, одно из ведущих мест занимает система обучения, в частности, повышение квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления. На наш взгляд, решающее значение среди ее заведений имеют областные (городские — в случае Киева и Севастополя) центры переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающиеся профессиональным уровнем критически важного среднего звена управленцев. Их деятельность не попадает на первые страницы сообщений масс-медиа (к сожалению, там доминируют новости другого сорта), но результаты, пусть косвенно, ощущают все граждане Украины. Следовательно, требуют их внимания. Насущные проблемы упомянутых специфических заведений последипломного образования рассматривались 16—18 июня в Ивано-Франковске на семинаре их руководителей «Усовершенствование планирования профессионального обучения государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления». Проходил он по инициативе Главгосслужбы Украины, местных областной государственной администрации и областного совета при содействии Фонда Ганса Зайделя.
Консолидированное мнение участников оказалось таково: по крайней мере на местном уровне в Украине сложилась система повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, обеспечивающая выполнение своей функции, причем на основе достаточно скромной материальной базы и финансирования. В условиях политической нестабильности последних лет центры продемонстрировали необходимую гибкость, склонность к инновациям, а вместе с тем практикой своей работы засвидетельствовали — они являются ячейками сохранения и передачи институциональной памяти, без которой не может долгое время существовать ни одна система как таковая, тем более — управленческая.
В то же время, существует ряд серьезных проблем, как долговременных, так и порожденных сегодняшним днем. Среди первых назывались, прежде всего, применение критериев лицензирования Министерством образования и науки, которые должны быть уточнены и скорректированы в соответствии с особенностями образовательной области «Государственное управление», а также необходимость разработки государственного стандарта относительно повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления. Странно, но на 18-м году независимости Украины как норматива их до сих пор нет, что делает неопределенными требования к содержанию учебного процесса, формированию соответствующей профессиональной программы повышения квалификации. Ситуация досадная, но не уникальная для нашего государства. Предусматривается, что поставленные вопросы будут решаться с помощью рабочей группы при Главгосслужбе Украины, которая будет включать специалистов — представителей заинтересованных сторон.
Сложнее с другим направлением — материально-технической базой центров. В свое время во многих случаях они создавались на части площадей бывших домов политобразования — советская тоталитарная система внимательно относилась к работе с кадрами, обеспечивая для их обучения надлежащие условия. В нынешней Украине за годы ее экономического подъема центры существенно нарастили свои ресурсы в плане техники и оборудования. Но назывались и такие факты: в прошлом году Запорожский областной и Киевский городской центры лишились своих предыдущих помещений, а нынешние — проблемные с точки зрения организации учебного процесса. На взгляд автора статьи, чиновник как обобщенный субъект может нравиться или нет (в Украине доминирует второе отношение), но очевидно — с ним нужно работать, учить, а потом — требовать, что предполагает соответствующее почтительное отношение государства к собственному же управленческому аппарату. Речь идет о рутинной работе на перспективу, которая предусматривает наличие на наивысшем уровне видения перспектив развития на несколько шагов вперед, определенную стабильность и последовательность шагов.
Между тем нынешний финансовый кризис привел к существенному сокращению объемов повышения квалификации должностных лиц — почти на треть, в соответствии с прошлогодним постановлением Кабинета Министров Украины. Фактически речь идет об уменьшении расходов на развитие персонала, последствия чего будут чувствоваться в среднесрочной перспективе. Но даже эти показатели выдерживать тяжело — одновременно произошло существенное (в некоторых случаях — до 80%) сокращение расходов на командировки работников органов местной власти, что усложняет реализацию предоставленного им законодательством права и обязанности учиться, а иногда и лишает его вовсе.
В ответ центры ищут новые или актуализируют старые формы работы, меняя их в соответствии со сложившейся ситуацией. Среди таковых назывались: введение дистанционной формы обучения при помощи современных информационных технологий, выездных практических занятий, привлечение средств международной технической помощи, сотрудничество с общественными организациями.
В этом контексте относительно новым направлением работы для названных заведений последипломного образования в нынешнем году становится повышение квалификации I — IV категорий государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления (всего их семь) по договорам с Главгосслужбой Украины. Раньше такие управленцы должны были учиться преимущественно за пределами своих областей, что по разным причинам далеко не всегда оправдано.
Принципиально новым явлением для центров станет участие в Государственной целевой программе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области европейской и евроатлантической интеграции Украины на 2008 — 2011 гг. Именно эта общеукраинская сеть, обладающая достаточно большим потенциалом мобильности и способностью к саморазвитию, призвана обеспечить массовость такого рода обучения на основе уже существующего в регионах кадрового потенциала, его адаптацию к меняющимся требованиям.
Общий вывод участников встречи таков: какие бы изменения не происходили, они должны следовать принципу «не навреди», то есть быть эволюционными, а не революционными, опираться на предыдущие разработки и достижения, вместе с тем — содействовать модернизации системы.