Даже студент-первокурсник экономического факультета знает, что дееспособность рыночной экономики зависит от наличия открытой и эффективной конкуренции. Эта конкуренция должна не только поощряться, но и защищаться государством путем проведения соответствующей конкурентной экономической политики. В Украине конкуренция есть — к такому выводу пришли участники круглого стола «Конкурентный порядок — базис социальной рыночной экономики», организованного представительством Фонда Конрада Аденауэра в Украине и аналитическим центром «Институт Реформ» в рамках серии мероприятий «Социальная рыночная экономика — основные ориентиры для Украины». «День» уже посвящал публикации немецкой модели социальной рыночной экономики — экономической системы, которая пытается соединить принцип свободы рынка с принципом социальной компенсации.
В структуре социальной рыночной экономики, кроме правового государства, денежного (стабильность стоимости денег) и социального (институционные условия для направления на социальные цели деятельности частных и государственных агентов) порядков, центральное место занимает конкурентный порядок, который обеспечивается через специальную политику, основанную на обязательных правилах конкуренции. Например, в Германии правила конкурентной борьбы сформулированы еще в 1958 году в «Законе о недопущении ограничений конкуренции» (в последний раз он подвергся изменениям в 1999 году). Основными направлениями конкурентной политики в Германии являются, во-первых, антимонопольная политика (препятствование сговору двух или более предприятий об общих параметрах деятельности на одном экономическом уровне), во-вторых, надзор за недопущением злоупотреблений (доминирование на рынке тех или иных фирм), в-третьих, контроль за слиянием предприятий (над процессом концентрации на рынке). Вполне очевидно, что в условиях абсолютной свободы любой может стать жертвой произвола более сильного. Ситуация будет напоминать эдакую Гобсовскую «войну всех против всех». Ведь свобода превратится в простую формальность, если отдельный человек будет лишен возможности выбора. А сам выбор возможен только при условии наличия конкуренции.
Как ни странно, Украина имеет вполне приемлемое законодательство для защиты конкуренции, кроме того, есть соответствующий государственный орган — Антимонопольный комитет Украины. Сейчас нужна только эффективная государственная регуляторная политика и законы о соблюдении конкуренции на рынках.
По мнению директора Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Акимовой, украинская экономика чрезмерно регулируется государством, да и законодательная база оставляет желать лучшего. В качестве примера эксперт напомнила о законопроекте Антимонопольного комитета Украины «О государственной помощи», который уже несколько раз отклонялся Кабмином. В целом же в Украине исторически так сложилось, что государственная помощь достигает очень больших масштабов. В основном за счет субсидий (приблизительно 80% государственной помощи предоставляется таким образом). Стоит упомянуть также об отсутствии прозрачности и высоком уровне коррумпированности, ведь главный инструмент в получении госпомощи — умение дать взятку нужному чиновнику. К тому же, по словам директора Института экономических исследований и политических консультаций, АМКУ сегодня имеет слишком большие обязанности при слишком маленьких полномочиях. Во-первых, негативные решения АМК могут игнорироваться Кабмином. Во-вторых, вопросы отраслевой госпомощи не входят в компетенцию АМКУ, а у нас как раз госпомощь и предоставляется на отраслевом уровне. То есть главная задача сегодня — максимальная минимизация субсидирования и ограничение его по времени и объемам.
Основные три предпосылки для существования конкуренции — отсутствие монополии на собственность, на цены и на внешнюю торговлю, — по словам начальника Управления методического и информационно-аналитического обеспечения департамента конкурентной политики АМКУ Виктора Талаха, в Украине есть. По состоянию на 2002 год общая доля в производстве монополий составляет только 10%, доминирующих субъектов (контроль около трети рынка) — 12,6%, олигополия (3 — 5 кампаний, контролирующих две трети рынка) — 28,7%. Рынки с конкурентной структурой составляют около 49% производства. Интересно, что аналогичная ситуация была в США в 1939 году. В то же время представитель АМК отметил, что уровень конкуренции очень сложно исследовать и измерять, ведь она может ограничиваться и осложняться определенными факторами. В Украине таковыми являются неформальные связи бизнеса и чиновников и непрозрачные схемы государственной помощи. То есть необходимо прежде всего устранить институционные ограничения (для начала принять закон «О государственной помощи»), создать благоприятный инвестиционный климат для иностранных производителей и усилить процессы детенизации экономики. Как отметил эксперт АМКУ, сегодня остро стоит проблема олигополии, конгломератных образований. И в этой сфере государство должно уделить внимание препятствованию сговорам производителей на рынке. Вместе с тем концентрация экономической власти в рамках финансово-политических групп — это не так уж и плохо. Например, в Южной Корее это помогает эффективно направлять финансовые ресурсы в определенных направлениях. С другой стороны, такие образования достаточно неустойчивы, поскольку упадок одной составляющей приводит к краху всего конгломерата.
Без особого оптимизма исполнительный секретарь Совета предпринимателей Украины Олег Мироненко напомнил присутствующим об экономическом кризисе, в котором оказалась Германия в начале 90-х годов, когда груз социальных гарантий привел к потере темпов экономического роста и увеличению безработицы. Основная причина — неучитывание и неприспособленность к процессам глобализации мировых рынков. Сегодня и Украина вынуждена конкурировать с транснациональными корпорациями. Выход один — наращивание достаточной конкурентоспособности. Так или иначе, конкуренция может быть и несправедливой, но пока что лучшего механизма как основного двигателя и регулятора рыночной экономики не существует.