Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как выстоять и укрепиться

На смену пропаганде и популизму «для внутреннего употребления» должны прийти стратегические коммуникации власти с гражданским обществом
8 июля, 2019 - 19:01

Недавно глава Генштаба Великобритании сэр Марк Карлтон-Смит посетил «нули» на востоке Украины. Генерал собственными глазами увидел, как на практике Россия тестирует новейшие способы ведения войны не только с Украиной, но и со странами Запада. Он охарактеризовал это как «теневую войну» с применением убийств, политического вмешательства, пропаганды, кибер-нападений, использованием уголовных группировок и вооруженных формирований параллельно с «традиционной войной». Можно спорить относительно названия «теневая война», мне больше  нравится американское определение — война новой генерации (New Generation Warfare), но суть британским военным топ-лидером выражена точно: эта война затрагивает и направлена в разные сферы деятельности нации и государства, совмещает комбинированные действия — как скрытые, так и открытые по всей территории Украины, а не только в отдельных ее регионах.

В действительности, война стала такой, что не только классическая военная, но и политическая, экономическая, в частности, энергетическая, социальная, информационная и другие сферы превратились в поле ожесточенной межгосударственной и надгосударственной борьбы, что по эффекту и последствиям может быть соразмерной с вооруженной борьбой в традиционном ее понимании. Учитывая разнообразие сил, средств и способов навязанного Украине гибридного противоборства, а также соотношения скрытых к открытым действиям на уровне 4:1, победный потенциал адекватного реагирования на угрозы «теневой войны» не может быть сформированным исключительно Вооруженными силами Украины — у них на это просто нет соответствующей компетенции и возможностей. То есть, следует прекратить смотреть на нейтрализацию, локализацию и ликвидацию современных угроз нацбезопасности Украины как на исключительно военную миссию в традиционных доменах вооруженной борьбы (суходол, аэрокосмический и морской) — угрозы являются комплексными и разноплановыми, следовательно, реагирование должно соответствовать.

Отмеченные угрозы активизировались не сами по себе — на сильного не нападают, и они направлены по слабым, уязвимым местам нашей нации и государства.  Успешное кризисное реагирование базируется на профессиональной идентификации отмеченных  слабых мест, многие из которых не связаны с Вооруженными силами Украины, а также на определение стратегии и тактики действий по нейтрализации, локализации и ликвидации активированных угроз и превращения слабых мест в сильные. В мире уважают сильных, но сила государства — это не только и не всегда исключительно крепкий милитарный кулак, это в первую очередь профессиональная мудрость государственной элиты, живучесть нации, государственные приоритеты, концентрация усилий на главных направлениях и маневр. Наша симметричность в противодействии угрозам нацбезопасности в течение последних лет — не лучшая черта, и этот урок следует хорошо изучить действующей власти. Следует стать не просто необычными по отношению к противнику, а нелинейно другими, сильными и успешными — именно это должно определить национальную цель и измерение национального успеха.

Национальный успех невозможен на базе непрофессиональности и позиционирования слабости, достичь победного результата возможно лишь путем высокопрофессиональных совместных усилий разных министерств и ведомств, в том числе тех, что никогда раньше не были связаны с военной сферой, и гражданского общества — противодействовать войне новой генерации должны комплексно, с использованием разных способов и на разных направлениях, безусловно, сосредоточивая усилия на главных, что в свою очередь не являются статическими, нуждается в стратегической мудрости, гибкости и проактивности. Понимание отмеченного является принципиальным и нуждается в другом, чем в настоящее время, подходе к формированию государственной стратегии безопасности и обороны, как комплексной, эффективной и гибкой, и, в то же время, операционно результативной. Вопрос формирования содержательной части такой стратегии должен стать предметом серьезной профессиональной дискуссии в рамках СНБО Украины, как совещательного органа президента Украины.

Не является тайной, что государственная стратегия не измеряется общими фразами или красивым стилем ее написания — она является квинтэссенцией профессиональности, мудрости и прозорливости властной элиты, в кризисные времена стратегия — или победная, или проигрышная. Наиболее успешные комплексные стратегии являются результатом профессионального коллективного разума и лидерства властной элиты. Принципиальным при этом есть то, что в таких тонких профессиональных вопросах как формирование победной стратегии шаблонные или стереотипные решения, пропаганда или популизм не помогут — только помешают. На смену пропаганде и популизму «для внутреннего потребления» должны прийти стратегические коммуникации власти с гражданским обществом — откровенные, открытые и честные — как эффективный путь укрепления живучести нации и государства. Это требует совсем другой политической культуры, культуры государственно частного партнерства, диалога власти с гражданским обществом, а не вождизма, обмана и манипуляций общественным сознанием, что разрушают доверие людей к власти и плохо заканчиваются для последней...

В рамках реализации стратегии ключевым является взаимосогласованное межведомственное операционное планирование и тесное взаимодействие разных министерств, ведомств и соответствующих гражданских структур в реализации утвержденных планов. Для этого нужен центр принятия решений и координации общих государственных действий на всей территории Украины, не только в зоне ООС. Такой орган государственного управления должен быть операционным, то есть способным работать в режиме 24/7, ведь обстановка в рамках войны новой генерации изменяется очень быстро. Он мог бы быть развернутым в структуре Совета национальной безопасности и обороны Украины или в другой, это также может быть Ставка Верховного Главнокомандующего, конечно, трансформируемая под реализацию стратегии, главное — такой центр управления является необходимым.

Интересы выживания Украины в условиях современных геополитических реалий также требуют государственно-центричной элиты на ключевых государственных должностях. Непростая задача для нации ввиду того, что уже состоялось, но посильная и целесообразная, чтобы выжить — современная политическая дилемма довольно проста: соединять и крепить государство, строить профессиональный Сектор безопасности и обороны (в целом, нация имеет право знать правду о собственной безопасности и в этом власти следует быть предельно честной), развивать союзнические отношения и побеждать общими нестандартными, несимметричными действиями на опережение, или... провозглашать лозунги, ждать и терять. Третьего не дано. Главное осознать это и начать действовать, потому что только сознательные убеждения гражданского общества имеют шанс выкристаллизовать действительную национальную элиту, высокопрофессиональную и мудрую, и выдвинуть ее на высшие государственные должности — не для следования клановым интересам и обогащения, а для служения нации и государству. В целом, любое решение украинской власти должно коррелировать с ответом на вопрос: как это решение поможет нам выстоять и победить? Эта война тотальная по своей сути, и если никак — решение должно быть изменено или отменено.

В идеале государственная политика — это сконцентрированное выражение национальных интересов. У разных стран они могут совпадать, а могут и нет — и это является нормальным. Вопрос в другом: насколько мы являемся эффективными в отстаивании собственных интересов? Безусловно, география никуда не делась, но ее роль изменилась: там, где раньше господствовал вопрос борьбы за владение природными ресурсами и биологического выживания, на первое место выходит проблематика доступа к рынкам сбыта, глобальной торговли и политико-социального равновесия. В этих условиях геополитическое партнерство является важным фактором стабильности и безопасности. То есть, нам следует научиться быть такими, кого союзники и партнеры не только слушают, но и к которым прислушиваются. Это соответствующее качество стратегического мышления и партнерских отношений, что концентрируется на умении принимать на себя обязательства в продвижении и защите единых ценностей, достижении общего успеха собственными действиями.

Есть еще один, ключевой, аспект. Стрелы активированных внешних угроз нацбезопасности Украины будет трудно отвести без замены пагубной для Украины системы государственного менеджмента кланово— олигархического типа, сформированной в конце 90-х, на демократическую. С самого начала эта система была построена на искусственном разделении общества на основе большого властного расстояния между олигархической верхушкой в руководстве страны, которая следовала собственным узко полезным интересам, и нацией. Но, это верхушка айсберга, в его нижней части — многочисленные антагонистичные противоречия между недемократической кланово-олигархической (авторитарной по своей сути) формой правления и конституционно определенными демократическими принципами построения государства. Эти противоречия следует рассматривать в пуле основных причин двух революций, они также разрушают живучесть государства и нации, создают внутреннюю слабость, чем провоцируют агрессию извне. Именно поэтому, отделение владельцев крупного бизнеса от государственного управления следует определить приоритетом государственных трансформаций, и эта реформа должна состояться эволюционным путем.

Парадокс: якобы после революций 2004 и 2014 годов это позорное явление в политической системе Украины должно было кануть в лету, но в жизни состоялось с точностью до наоборот. К сожалению, шансы провести целесообразные изменения политико-административного уклада, которые открывались в 1999-ом, потом в 2004-ом и в буреломном 2014-ом, не были использованы. Последствия известны. По-видимому, не следует надеяться, что украинские олигархи «созреют» к целесообразным изменениям, к большому сожалению, у нас нет американского стандарта национального единства, когда самые богатые люди этой страны не отделяют себя от нации. Ярким свидетельством этого является недавнее предложение власти США от самых богатых людей Америки ввести налог на роскошь, то есть на них.

Но, без работы над ошибками и целесообразных изменений в политической системе Украины будет крайне трудно.

Кто должен это сделать? Мы с вами, в настоящее время актуальным является не популистическо-политический, а профессионально-государственный подход к кандидатурам на этих выборах. Во власти должна быть элита нации, люди, которые готовы отдать следующие несколько лет не «для себя родненького», а для государства и его граждан. Делегирование управления страной именно таким людям должно стать главным лейтмотивом  избирательного процесса, чтобы снова не потерять время и возможности, а с ними — шанс. Реальных шансов в жизни не бывает много, вообще, их бывает мало, но в настоящее время он есть и им целесообразно воспользоваться.

Следует разрушить искусственные политические стены в ментальности наших граждан — за подобными стенами в прошлом веке осталось 60 миллионов жизней, потерянных в двух мировых войнах. Должны научиться не воспринимать политические вкусы как «свои-чужие», а выстраивать внутренние отношения на базе ценностей, которые объединяют, — свободы и демократии, безопасности и благосостояния, семейного уюта и уверенности в будущем детей. Жизнь не является белой или черной — всегда существует поле для компромиссов, чтобы выстроить внутренние и внешние равновесие — основу устойчивого развития любой нации и государства. В то же время, мы должны четко идентифицировать красные линии вокруг этих ценностей, через которые нельзя переступать ни при каких обстоятельствах, потому что за ними — неприемлемые национальные потери. Давайте двигаться в этом направлении, а не впадать в отчаяние, потому что «мне все равно» или ожидать политической, вождисткой или какой-то другой манны небесной.  

Бойтесь тех, кто убеждает, что после прихода во власть «все будет хуже», не изменяя грабительской системы уклада власти — они говорят неправду, без этого мы и дальше будем ходить по кругу. Категорически не голосуйте за тех, кто хочет скупить ваш голос — для них власть является исключительно способом личного обогащения, и нам с ними точно не по пути. Смотрите на бэкграунд кандидата — не доверяйте тому, у кого ничего нет за плечами, но он «все знает, все умеет», лучше проголосовать за битого профессионала, который имеет достойные принципы и государственную позицию, чем за «новое лицо», которое ничего не видело и ничего не умеет. Конечно, нужны общественные лифты, но на базе профессиональности и достижений.

Мы должны научиться избирать во власть лучших, высокопрофессиональных и достойных.

В то же время, есть другой аспект, на который следует обратить серьезное внимание. Рядовые граждане страны, которые являются геополитическим игроком №1 в мире, мало говорят о внешней (даже и внутренней) политике, не критикуют жестко-эмоционально оппонентов или врагов Америки — в основном говорят о работе, семье, здоровье и отдыхе. На улице при встрече абсолютно незнакомых людей они приветствуют друг друга, с уважением воспринимают окружающих, независимо от того, где это происходит — на работе в даунтауне или в пригородном субарбе, и там нет очень высоких заборов и искусственного разделения по расе, полу или вкусам. Они всегда поддерживают респектабельные стандарты внутренней коммуникации на базе взаимного уважения и доверия, гордятся тем, что являются американцами. Почему же нас так заносит, почему общество переполнено полярными политическими эмоциями, которые разделяют людей? Может ответ заключается в том, что мы слишком зациклились на политическом популизме, пустых лозунгах и подогретых негативных эмоциях, которые засевают поле внешней дезинтеграции, хотя должны заботиться об интеграции внутренней?

Стратегически признав демократический путь развития страны, украинцам нужно самим измениться — сплотиться как нации, стать больше коллективными, чем индивидуалистскими. Это не о советских стандартах коллективизма, совсем о другом. Должны научиться уважать себя, как единую нацию, которая имеет неотъемлемое право на собственную территорию и национальные ценности, то есть заботиться об объединительных мотивах и, в то же время, выработать нулевую толерантность к пагубному, но, к сожалению, распространенному «бросанию грязи на вентилятор», при этом нулевую толерантность не эмоциональную, а законно— прагматичную. Достоинство — это не лозунги, а поступки. Нам всем следует научиться использовать наше разнообразие для созидания, а не разрушения — и начать следует с простых вещей, со своего личного позиционирования в коллективе, комьюнити и обществе. Без взаимного уважения не будет взаимного доверия, ничего не будет...

Надеюсь, что наши власть и нация все же изменятся. Изменятся на основе опыта великой истории нашей нации и ее традиций, принципов национального духа, профессиональности и достоинства путем целесообразной внутренней интеграционной трансформации, чтобы выстоять перед внешними угрозами и укрепиться ради развития и процветания.

Должны стать едиными и сильными. Шанс для этого есть.

P.S. Огромная благодарность США, Великобритании, Канаде и странам Балтии за последовательную союзническую миссию по отношению к Украине.

 

Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, эксперт по вопросам безопасности и обороны, политик
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ