Драматичные события, которые состоялись вблизи Верховной Рады 14 октября, прогнозировались. «На эту дату запланированы провокации!» — сообщали накануне журналисты и политики, блогеры и аналитики. Собственно, об этом предупредил и Президент Порошенко. Однако случилось так, как случилось. При этом, вина за совершенное неизвестными молодыми людьми в балаклавах (которые расспрашивали перед атакой на помещение Рады нацгвардейцев и милиционеров на русском языке: «Ну, что, пацаны, страшно умирать?») лежит не только на тех парламентариях, которые даже не захотели внести в повестку дня законопроект 2111а «О признании Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии воюющей стороной во Второй мировой войне за свободу и независимость Украины», но и на организаторах массовой акции.
И дело не в том, что не стоило проводить под Радой сегодняшнюю манифестацию (в которую легко влились несколько десятков провокаторов, которые умело использовали общее возмущение и обеспечили надлежащую «картинку» для московского телевидения), а в другом. В том, что сегодня проблема не в срочном признании УПА, а в срочном принятии целого ряда законов. И прежде всего — того, который обеспечит беспроблемное голосование бойцов и командиров, которые находятся в зоне АТО (таких, по словам главы МВД Арсена Авакова, более 50 тысяч). И ряда других, также весьма и весьма неотложных законодательных актов.
Среди них, по словам спикера Александра Турчинова, и вопросы защиты вкладов физических лиц в банковском секторе (а это залог стабильности финансовой системы и общественного покоя), и обеспечения большей прозрачности организации избирательного процесса (выборы, как говорится, «на носу»), и изменений в бюджет в части, касающейся социальной защиты инвалидов, ветеранов, участников АТО, и вопросы волонтерской деятельности. Если бы не провокации неизвестных персонажей с балаклавами на лицах, то, вероятнее всего, депутаты бы не разбежались, кто куда, и удалось бы принять если и не все, то некоторые из этих законопроектов. Понятное дело, массовая депутатская безответственность — дело плохое, если не сказать больше, однако зачем ее будоражить?
Конечно, время до выборов еще есть, Верховную Раду можно собрать на внеочередное заседание, хотя это будет трудно, но... Лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок уже успел заявить журналистам, что фракция возглавляемой им партии не будет принимать участия в последующих заседаниях действующего парламента, за исключением рассмотрения сверхважных вопросов, например, введение военного положения. Мол, в знак протеста против того, что Верховная Рада не согласилась включить в повестку дня вопрос о признании воинов ОУН и УПА на государственном уровне, депутаты «Свободы» вообще не будут ходить в Раду (очевидно, и на заседание комитетов также). Да, Украине такой закон нужен. Но не меньше нужен (и немедленно!) закон, который даст возможность проголосовать 50 тысячам фронтовиков АТО, и закон о социальном обеспечении инвалидов АТО, и закон о большей прозрачности выборов (откладывать некуда!). Политикам, особенно в нынешних обстоятельствах, следует правильно строить иерархию целей и действовать прагматично.
И если 14 октября действительно нужно было выводить манифестантов под Раду, то ради немедленного принятия законопроектов, которые дают право голоса бойцам АТО и защищают социальные права инвалидов, которые вернулись с фронта. Чтя память погибших героев, нельзя забывать героев живых, не так ли?
Что же касается поддерживаемого ВО «Свобода» законопроекта с длинным названием (авторы — Вячеслав Кириленко, Олег Медуница и Иван Стойко), то он априори несет в себе определенные недостатки. Ибо разве только ОУН и УПА боролись против всех разновидностей тоталитаризма и колониализма во Второй мировой войне? Разве не существовало УНРА Тараса Бульбы-Боровца? Разве президент УГОР Кирила Осьмак и вице-президент УГОР Василь Мудрый были членами ОУН? Да, ОУН и УПА были самыми массовыми структурами украинского Движения Сопротивления, но он ими не ограничивался. Так не стоит ли подождать до избрания и начала работы новой Рады — и представить ей усовершенствованный законопроект?
Тем более, что законопроект этот станет самоочевидным тестом на патриотизм для парламента нового созыва, он сыграет для него роль своеобразного Рубикона, перейдя который депутаты психологически и практически уже не вернутся в «стойло» УССР или Малороссии.
И вообще, на мой взгляд, очень нужен универсальный законодательный акт, который объединит статус всех сыновей и дочерей Украины, которые воевали против тоталитаризма во Второй мировой войне. Не забываем, что для украинцев (не только одетых в военную форму, но и для гражданских) эта война началась 1 сентября 1939 года, когда немецкие самолеты нанесли удары по галицким и волынским городам, а сто тысяч воинов-украинцев в составе Войска Польского встретили огнем немецкие танки, и закончилась 2 сентября 1945 года, когда 6-я гвардейская танковая армия генерала Андрея Кравченко вышла на берег Тихого океана в районе Порт-Артура, а генерал Кузьма Деревьянко на борту линкора «Миссури» от имени СССР подписал Акт о капитуляции Японии. Украинцы воевали в той войне под многими флагами, и в том, что бесноватый претендент на мировое господство вынужден был покончить с сбой — их большая заслуга. Как и в том, что Сталин в 1948—1949 годах отказался от захвата Западной Европы, побаиваясь восстаний в тылу, и в том, что в 1953—1954 годах пал ГУЛАГ. И хотя хронологически две последние политические коллизии выходят за пределы войны, но в обоих случаях движущей силой выступали ее участники. Интеграция всего украинского патриотического потенциала прошлого и современного — вот то направление, в котором следует идти новой Верховной Раде и парламентским партиям. Идти взвешенно и решительно, а не в расчете на пресловутое «авось», как 14 октября.