Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каких патриотов воспитывают в Сумах?

Олег КОРНИЕНКО: «Не стоит сосредоточиваться на сугубо кадетских традициях, забывая о казацко-рыцарской культуре»
21 марта, 2013 - 11:51

Похоже на то, что, задекларировав амбициозное намерение превратить Сумщину в центр всемирного кадетства, местная областная власть не собирается от своих слов отступать. Все, что связано с возрождением кадетских традиций и поддержкой возобновленного кадетского корпуса, на личном контроле главы облгосадминистрации Юрия Чмыря. При содействии губернатора укрепляется материально-техническая база учебного заведения (не всем сумским лицеям так везет), возобновлена церковь «домовая» на его территории, возвращено из Нью-Йорка историческое знамя, которое когда-то принадлежало Сумскому кадетскому корпусу. Но главное — с каждым днем учиться в упомянутом лицее-интернате с усиленной военно-физической подготовкой становится все престижнее — всюду и везде подчеркивается его элитность. Кадеты принимают участие во встрече православной святыни (конечно, идет речь об УПЦ Московского патриархата). Кадеты — галантные кавалеры на самом масштабном сумском балу...

По инициативе областной власти началась подготовка к первому Всемирному съезду кадетов, который запланировано провести в Сумах в начале осени. А на днях на базе кадетского корпуса состоялась первая международная научно-практическая конференция на тему: «Кадетское образование и воспитание — эффективная система подготовки молодежи к государственной службе с детства на лучших военно-патриотических традициях». К участию в конференции были приглашены «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев, кадетов России» из Москвы, кадетские объединения из Беларуси и Казахстана, Украинский Союз ветеранов Афганистана, Фонд возрождения кадетских корпусов в Украине.

Излишне говорить, что рабочий язык конференции был русским. Собственно, некоторых моих коллег-журналистов покоробило другое: многочисленные смысловые клише наподобие «наш великий народ», «патриотические традиции нашей великой страны», «наша славная история» и т.д., которые звучали в приветствиях и выступлениях как минимум обобщающее. О патриотических традициях какой страны идет речь? Великой Российской империи? Ведь она же, кажется, давно канула в Лету... О патриотических традициях Советского Союза? Так и не при Союзе мы в настоящее время живем.

Однако в официальной информации было сказано, что участники конференции обсудят пути развития кадетских учебных заведений именно как «продолжателей лучших, многовековых традиций военно-патриотического воспитания молодежи», а само мероприятие проходило при поддержке Министерства образования и науки Украины.

«Мы стремимся создать национальный проект по подготовке государственных служащих. Сумской кадетский корпус имеет все шансы, чтобы стать активным участником этого проекта», — цитирует председателя Совета Всеукраинской ассоциации «Кадетское содружество» Владимира Чепового пресс-служба главы Сумской облгосадминистрации. Именно так — речь идет о воспитании украинских чиновников на кадетских традициях.

«По-видимому, это какой-то особенный, универсальный и непонятный нам, простым смертным, патриотизм, что его так ревностно будут культивировать сумские высокопоставленные должностные лица», — иронизирует историк, архивист Геннадий Иванущенко. Он приводит одно из описаний флага Сумского кадетского полка из брошюры С.Кремера, изданной в эмиграции: «На немъ — родной Орелъ Двуглавый и вензель нашего Царя...» «Следовательно, двуглавый российский имперский орел должен стать «роднымъ» для наших юношей, которые завтра будут служить и на Хуторе Михайловском, и на Тузле, будут охранять маяки в Крыму», — делает вывод историк.

Вместе с тем, отношение со стороны властных структур к таким формам воспитания молодежи, как патриотический лагерь «Коловрат», который традиционно устраивают члены Молодежного Националистического Конгресса, неоднозначное. Летом прошлого года один из организаторов «Коловрата», член МНК Александр Бойко рассказал журналисту «Украинской правды», что заместитель главы Сумской облгосадминистрации Игорь Яговдик якобы запрещает проводить лагерь. «Уже два совещания заместителя губернатора были посвящены нашему лагерю, они сопровождались мозговым штурмом милиции, службы по делам несовершеннолетних, специалистами управления молодежи и спорта, — утверждал Бойко. — Нам говорят, что в таких лагерях «учат не любить власть и бороться с милицией».

А вот лагеря вроде тех, которые устраиваются при содействии военно-патриотического клуба «Мужество» (город Глухов Сумской области) и где молодежь играет в знакомую многим из советского детства «Зарницу», всячески поддерживаются. «Это способствует формированию у молодежи патриотического сознания», — считает начальник по делам семьи, детей и молодежи Сумской ОГА Олег Лата.

Поэтому, понятие патриотизма у каждого свое. И не хотелось бы усматривать откровенную тенденциозность в настойчивом пиаре и пропаганде кадетского образования, но поневоле настораживает культивирование в общественном сознании именно такого образа украинского патриота: под знаменем двуглавого великоимперского орла.

КОММЕНТАРИИ

Олег КОРНИЕНКО, член правления Национального союза краеведов Украины:

— Сумской кадетский корпус — это часть нашей истории, и мы не должны ее отбрасывать, как и любой другой исторический опыт. Интересно, между прочим, что самым численным набор в это учебное заведение был в те времена, когда у власти был гетман Скоропадский, и ни до того, ни после такого набора не было. Другое дело, что не стоит сосредоточиваться на сугубо кадетских традициях воспитания, забывая при этом о таких сильных военно-патриотических традициях, как казацко-рыцарская культура. Сумщина может гордиться тем, что находится на казацких землях. Это бывшие территории Гетманщины и Слобожанщины, здесь располагались казацкие полки, и мы должны об этом помнить. Украинская казацкая культура — составляющая общеевропейской рыцарской культуры, это богатейший пласт, на котором стоит воспитывать нынешнее молодое поколение. К сожалению, сегодня во многих СМИ пропагандируются совсем другие ценности. Возвращаясь к традициям кадетского воспитания, хочу сказать, что в них есть много плюсов, и нам не стоит полностью отбрасывать то хорошее, что есть. Но в то же время нужно отказываться от чужих, имперских, не присущих нашей культуре элементов, избежать «перекосов». Как говорил Тарас Шевченко, «і чужому научайтесь, і свого не цурайтесь».

Александр БОЙКО, глава Сумской организации МНК в Сумской области:

— Воспитание нужно начинать с осознания национальной идентичности, своего исторических корней. Как пример — традиции казацкого воспитания, пластовское движение, воспитательная деятельность Союза украинской молодежи в 20-х годах XX века. Это примеры воспитания настоящего гражданина, с мощной внутренней мотивацией к самоусовершенствованию и к тому, чтобы быть полезным для своего народа. Простое заимствование каких-то элементов военной подготовки или чужих традиций, не привязанных к национальной почве, не даст долговременного результата. К тому же, важно в первую очередь воспитать общественно- и национально-сознательного педагога, который будет обучать молодежь.

Александр ЛИХОВОЗ, Сумы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ