Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каким быть Институту Национальной Памяти?

20 декабря, 2005 - 19:31

В последнюю субботу ноября 2005 года украинцы, пожалуй, впервые за всю свою историю действительно «всем миром» почтили память безвинных жертв Голодомора. Потихоньку, словно крадучись, наше общество начинает поворачиваться лицом к собственному народному самоопределению, постигая глубину и весь ужас трагедии 1932—1933 годов, сопереживая ее как «свою», как «нашу». И хотя ни степень проникновения, ни ясность понимания горького, аж до умопомрачения, этапа отечественной истории еще не бьет родниковым ключом, скорее, мерцает слабым, неуверенным огоньком, все же шаг за шагом, украинцы «открывают» для себя Голодомор как национальную катастрофу, изменившую дух и душу народа на долгие века: возможно, навсегда. Для должного обновления национальной памяти неотъемлемым фактором является сочетание искренней гражданской предприимчивости с разумной государственной политикой. Важную институционно-соединяющую роль в процессе этого диалога сыграет задекларированный в президентском указе Институт Национальной Памяти, миссия которого должна заключаться в исследовательской деятельности в трех принципиальных направлениях: историко-фактологическом, просветительском и международно-правовом.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРОСТИТЬ — НУЖНО ПОСТИЧЬ!

Среди трех основных сфер деятельности Института Национальной Памяти наиболее очевидной является именно историко-фактологическая. Ее суть заключается в собрании документальных материалов о Голодоморе, которые еще можно найти в архивах и спецхранилищах.

Для эффективности этого процесса Институт должен быть обеспечен беспрепятственным доступом ко всем архивным данным, находящимся на территории нашего государства. В некоторых странах, в частности, в Польше, в аналогичной институции такая информация была передана в полное ведомственное распоряжение.

Ввиду того, что большинство архивных источников по вопросам Голодомора находится за границей, важным направлением в пределах этой сферы деятельности должно стать налаживание сотрудничества с соответствующими учреждениями для получения/обмена соответствующей информацией.

Еще одним аспектом историко-архивной деятельности Института должно быть сведение в единый реестр многочисленных документальных свидетельств очевидцев, уже собранных правительствами нескольких государств мира, рядом институций украинской диаспоры и многими отечественными исследователями.

Аккумулирование и систематизация научных разработок, которые велись и ведутся украинским и мировым академическим сообществом, вместе с разработкой, опубликованием и постоянным обновлением каталога исходных данных завершает первое направление деятельности Института.

ОТ РАЗУМА — К СЕРДЦУ

Второй миссией Института Национальной Памяти должна стать разработка, но главное — внедрение эффективной просветительской системы для распространения среди украинских граждан, в первую очередь — молодежи, правдивой информации о Голодоморе.

На современном этапе украинское общество чтит память жертв Голодомора на инстинктивно-аматорском уровне. Нынешняя ситуация, когда только незначительная часть граждан постигает сердцем степень этой трагедии и активно, часто даже сгоряча, пытается достучаться в сердца большинства соотечественников, свидетельствует, что большинство украинцев боль Голодомора не волнует.

Корни такого равнодушия лежат глубоко, причем сразу в нескольких разных сферах. Подчас это от незнания и долголетнего воспитания на сфальсифицированной истории советских учебников и на зомбированных идеалах советской пропаганды многих генераций украинцев.

В определенной степени — из-за отсутствия надлежащей просветительской политики государства и институций гражданского общества. Но также и из- за разнеженной психологии, сформированной на рафинированных сценах из кинофильмов и других форм виртуальной реальности, уверенно заменившей многим из нас настоящий мир.

У избалованных драматизмом судеб киногероев украинцев-потребителей нет ни времени, ни желания постигать черно-белые и молчаливые страницы собственной истории. Боль Голодомора в Украине молчит — она даже не дремлет, она крепко спит! И храпит рефлекторными отмахиваниями многих из нас: «Да оставьте уже нас в покое со своим голодомором — тут и без него невесело!»…

Может, потому и «невесело», что живем как перекати-поле: правдивая история для нас — это не пожелтевшие фотографии голодных детей, но сакрализированная мастерскими советскими кинолентами «счастливая» действительность. «А голод? Но ведь, — неохотно признаем мы, — были перекосы, был неурожай — да и кому в те времена хорошо жилось!» — и такова преступно- безразличная реакция рядового гражданина Украины на одну из трагичнейших — а потому совершенно непостижимых — катастроф в мировой истории.

Чтобы растормошить ленивое к размышлениям сознание, следует заговорить с ним на его же языке. Стоит снять дорогое, артистическое кино, которое потом пустить в широкий прокат. Украинцу не достаточно «слышать» о Голодоморе — он должен его и «увидеть»! Только это побуждает его к дальнейшим вопросам.

Поразительные воспоминания очевидцев не должны припадать пылью в библиотечных хранилищах, но должным образом распространяться небольшими брошюрами при каждом удобном случае. Также стоило бы проводить встречи с людьми, пережившими Голодомор, в школах и институтах: услышанное живое слово очевидца станет для многих толчком к размышлению.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРИЗНАНИЕ?

Если присмотреться к народам, которых постигла участь геноцида, сразу заметим, что практически не существует прецедентов признания какого-либо из фактов национального истребления мировым сообществом без соответствующей международно-политической деятельности сознательных потомков этого народа.

Безнравственна уже сама идея сравнения разрушения и непоправимой, вплоть до генетического уровня, утраты, так же, как святотатством является сравнение количества погибших миллионов представителей того или иного народа, — ведь трагедия каждой судьбы, подвергшейся злому насилию, является окончательной человеческой ценностью, а поэтому не может быть сравнима априори.

Это, однако, не говорит о том, что мировое сообщество без какого-либо влияния готово признать ту или иную национальную трагедию геноцидом. Для этого необходима политическая, дипломатическая, научная, общественно-просветительская активность и необыкновенная сплоченность самого народа.

На нас, как нации, ставшей жертвой адского Голодомора, лежит исторический и нравственный долг доказать миру очевидное: Голодомор 1932—1933 годов был актом геноцида против украинского народа.

Кроме восстановления исторической справедливости и национальной сатисфакции, признание на уровне ООН Голодомора геноцидом должно ощутимо способствовать надлежащему увековечению памяти жертв Голодомора. И речь идет даже не об обязательном решении вопроса компенсаций или извинений, не о факторе в политических и культурологических дискуссиях, и даже не о ряде международных научных проектов, исследований и изучений проблематики Голодомора в контексте продвижения мировой истории, — все это важно, однако самым важным является элементарное установление исторической справедливости.

Работа в этом аспекте является комплексной и очень непростой. Даже при оптимальном формате новосозданного Института Национальной Памяти самому ему не под силу будет полноценное ее осуществление. Однако уже теперь Институт должен сосредоточиться на исследовании проблематики геноцида — как с точки зрения исторической и историографической, так и в контексте международного права и политики.

В Украине и за ее пределами существует масса молодых ученых, которые смогли бы «освоить» государственные средства в этой стратегической отрасли. Непременно стоит объявить публичный конкурс на проведение ряда исследований «Голодомор как геноцид», причем обеспечить этому конкурсу надлежащую рекламу и хотя бы минимально-достойную финансовую поддержку.

Не обязательно все проекты должны осуществляться в стенах самого Института — весь цивилизованный мир стимулирует исследование нужной ему проблематики путем предоставления исследовательских грантов. Более того, поскольку основной целью проекта является изучение фактологической и юридической стороны международного признания Голодомора геноцидом, особенно ценными были бы англо- и франкоязычные научные работы. Стоило бы найти способы в заинтересованности молодых ученых в написании дипломных работ и диссертаций по этой проблематике.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Изданный в июле 2005 года указ Президента о необходимости создания в Украине Института Национальной Памяти, до сих пор блуждает по чиновничьим коридорам.

Как пойдет дело — зависит от ряда факторов, однако есть основания считать, что проект таки получит должное «благословение», а следовательно, идея Института Национальной Памяти может обрести довольно реальные черты.

Главным фактором, на который должна обратить внимание и власть, и общественные институции, и общество, является угроза превращения Института в типичную постсоветскую академическую структуру, в которой видимость работы и формально-дидактический академизм ценится выше, чем реальные дела. Следует также держать Институт в рамках общественного контроля, обсуждая его деятельность. Именно так нам удастся приблизиться к выполнению миссии надлежащего осмысления Голодомора как в Украине, так и в целом мире.

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ШАПОВАЛ , профессор, доктор исторических наук:

— Я уже говорил и писал в вашей газете, что без этого Института не будет Украины. Считаю, что это будет эффективная институция. Только нужна поддержка на высшем уровне со стороны Президента. Потому что он поддержал на словах, а пока реально ничего не сделано. Необходимо также серьезное архивное обеспечение этого проекта.

Олесь АНДРИЙЧУК, Карлов университет, Прага, Европейский университетский институт, Флоренция
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ