Сам характер утверждения нового премьера и все, что ему предшествовало, стало неопровержимым свидетельством морального поражения как правой, так и левой оппозиции. При всем поднятом проющенковскими фракциями шуме они так и не сумели собрать достаточно сил, чтобы провалить кандидатуру Кинаха, что было для них вопросом принципа. Одновременно они продемонстрировали и нелепость самого этого принципа — ведь, собственно, против Кинаха у них не нашлось аргументов, кроме, разве что того, чтобы показать свою обиду. И тем самым оказались на обочине политической жизни: с одной стороны, ясно, что с ними теперь не обязательно всегда считаться, а с другой — и при всем желании с ними невозможно договориться. Голосование фракции Мороза показало, что окончательно развалилась «лево-правая оппозиция»: по-видимому, он сам махнул рукой на правых, решив продемонстрировать прагматизм. Другое дело, что не ясен характер этого прагматизма: союзников у Мороза не осталось, с властью и центристскими фракциями ему все равно не договориться. Ну, а потерпевшие поражение правые, конечно же, не простят ему «отступничества». Можно ожидать, что сторонники оппозиции в активной части общества переживут серьезное разочарование в ней. Люди увидят, что правая оппозиция покричала-покричала, представила уход Ющенко как катастрофу, и вот он ушел, а жизнь течет по- прежнему. Значит, надо не шуметь, а жить и работать.
В проигрыше остались и коммунисты. Соображения имиджа — остаться оппозиционной партией в глазах избирателей — перевесили прагматические соображения. Они упустили не только шанс принять участие в формировании правительства, но и в, хотя бы частичном, «восстановлении в правах» в парламенте. Ну а центристские фракции, сыгравшие роль «стабилизатора» политической ситуации, продемонстрировали высокую степень координации своих действий, что внушает оптимизм, особенно учитывая предстоящую избирательную кампанию.
Утверждение Кинаха, причем такое успешное, должно бы повлиять и на отношение Запада к Украине. Приветствия в адрес нового премьера со стороны недавних критиков позиции парламентских центристов — первые признаки этого. Теперь, вероятно, западные аналитики вынуждены будут пересмотреть свои оценки политической ситуации в Украине. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, насколько последовательными и энергичными будут действия нового правительства. А задачи, стоящие перед ним, легкими не назовешь.
Правительственный кризис завершен, страна узнала имя нового премьера. Анатолий Кинах возглавил правительство в очень сложный момент, которому трудно дать однозначную оценку.
Нельзя отрицать определенные достижения предыдущего кабинета (погашение пенсионных задолженностей, уменьшение взаиморасчетов и бартера и т.д.). Но только политическая зашоренность, сознательное игнорирование фактов мешают многим трезво соотнести подлинные масштабы сделанного и нерешенных проблем. Пока нет серьезных оснований говорить о радикальном улучшении экономической и социальной ситуации в стране, об обеспечении условий для устойчивого роста экономики и благосостояния граждан.
Вотум недоверия правительству В. Ющенко никак не повлиял на позитивную макроэкономическую динамику. Вопреки многочисленным апокалиптическим прогнозам сторонников экс-премьера, темпы роста ВВП и промышленного производства даже несколько возросли, укреплялся курс гривни. Объяснить это достаточно просто — продолжается действие благоприятных внешнеторговых конъюнктурных факторов, которые привели к стабилизации и росту производства, начиная с послекризисного 1999 года. Сохраняется высокий спрос на основные товары украинского экспорта (продукцию металлургии и химии), восстановление производства в странах СНГ резко расширило рынок сбыта для украинского машиностроения. В результате — значительное позитивное внешнеторговое сальдо, большой приток валюты в страну, позволяющий без особых усилий пополнять резервы Национального банка, находить средства для погашения внешних долгов.
С точки зрения позитивных внешнеэкономических условий, уход правительства В. Ющенко ничего не меняет и перспективы нового кабинета выглядят неплохо. Хотя никто не может дать гарантий, что завтра конъюнктура не ухудшится и украинская экономика вновь не окажется беззащитной от внешнеэкономических потрясений. Положение же на внутреннем рынке, который определяет устойчивость экономики, вовсе не выглядит беспроблемным. Особенно тревожная ситуация складывается на рынке потребительских товаров.
На фоне ускорения роста ВВП и объемов промышленной продукции темпы прироста производства товаров народного потребления за январь— апрель были почти на треть ниже, чем в прошлом году (при этом по непродовольственным товарам чуть ли не вполовину ниже ).
Причина ясна: катастрофически низкие доходы населения. Их некоторый реальный рост зa I квартал 2001 г. пока не соотносится с высокими темпами роста производства и совершенно недостаточен, если учитывать очень низкий исходный уровень. Перед новым правительством со всей остротой стоит задача радикального пересмотра никуда не годной политики доходов и оплаты труда, не решенная предшественниками.
В качестве «наследства» оно получает и 4,6 млрд. грн. задолженности по выплатам заработной платы, и свыше 44 млн. грн. (то есть столько же, сколько и в момент прихода к власти правительства В. Ющенко) задолженности по выплатам социальной помощи семьям с детьми, и проблему постоянно возрастающей задолженности населения за оплату жилищных услуг, которая превышает 6,5 млрд. грн.
В 2001 г. по-прежнему углублялся платежный кризис, интенсивно росла задолженность предприятий. В I квартале текущего года существенно (на 5%) сократились объемы прямых иностранных инвестиций.
Список «переходящих достижений» можно продолжать. Но, пожалуй, главное в том, что новое правительство приступает к своим обязанностям в тот момент, когда реальной стала угроза невыполнения годового бюджета. Незадолго до отставки представители прежнего кабинета достаточно определенно заговорили о необходимости секвестра бюджетных расходов. По оперативным данным, за январь— апрель в общий фонд Государственного бюджета мобилизовано чуть больше 8,9 млрд. грн., что составляет 97,4% плановых поступлений. Недоимка по платежам в сводный бюджет за I квартал выросла на 1 млрд. 741 млн. грн. и составила на 01.04.2001 г. 11.8 млрд. грн.
План поступлений в Госбюджет от приватизации за январь— апрель составлял 1 млрд. 564 млн. грн., фактически же получено лишь 714, 2 млн. грн. План апреля полностью провален, поступления составили 5 млн. грн.
Плата за транзит газа при плане 827,5 млн. грн. достигла только 534,4 млн. грн.
Поскольку ушедшее правительство не смогло нормализовать отношения с международными финансовыми организациями и Парижским клубом, решение новым кабинетом задачи наполнения доходной части бюджета чрезвычайно затруднено.
Он должен будет расплачиваться и за провал приватизации, который непосредственно связан с некомпетентным и зачастую противозаконным вмешательством представителей предыдущего правительства в приватизационные процедуры. И за то, что вопреки требованию Президента, Налоговый кодекс так и не был принят в прошлом году. А в нынешнем отставленный кабинет уверенно вел дело к утверждению бюджета-2002 на старой налоговой базе. Сохранение порочной налоговой системы — основная причина роста налоговой недоимки, а также того, что план по налоговым поступлениям в общий фонд госбюджета за I квартал 2001 г. выполнен лишь на 78% (характерно, что поступления от штрафов и финансовых санкций составили 127,5% плана — прекрасная иллюстрация того, как последовательная и кропотливая работа по повышению собираемости налогов подменяется примитивным фискальным нажимом).
Новому правительству придется по-новому решать и задачу социальной направленности бюджета, которая до сих пор была по преимуществу лозунгом. По результатам 1 квартала вновь было объявлено о профиците госбюджета при том, что по расходам госбюджет выполнен лишь на 90,3% квартального плана. И, конечно же, расходы на образование, здравоохранение, культуру значительно недофинансированы.
Такова пока реальная цена и профицита, и социальной ориентации бюджета.
Отставка кабинета В. Ющенко породила множество прогнозов о неизбежности нового витка роста задолженностей по пенсиям. Следует признать, что проблема действительно существует: недоимка в бюджет Пенсионного фонда к началу апреля составила 1347 млн. грн. Новому правительству предстоит приложить немалые усилия, чтобы «доброжелатели» не оказались правы.
Нет смысла лишний раз останавливаться на критической ситуации в ТЭКе или на «успехах» прежнего кабинета в налаживании взаимоотношений с поставщиками энергоносителей.
Вызывает серьезную тревогу и резкий скачок инфляции в апреле.
Анатолий Кинах заявил о нежелании начинать работу «с чистого листа». Об этом не стоит беспокоиться, поскольку лист не так-то уж и чист. Предстоит, по чьему-то меткому замечанию, «разгребать успехи».
Есть основания рассчитывать на то, что новое правительство достойно справится со стоящими перед ним очень и очень непростыми задачами. Выдвинутые новым премьером приоритеты: усиление социальной направленности реформ, налоговая реформа, экономически обоснованный протекционизм, активная структурная промышленная и аграрная политика, административная реформа, изменение стратегии развития топливно-энергетического комплекса, пенсионная реформа, повышение роли регионов и другие — могут стать реальной основой консолидации общества, взаимодействия правительства и здоровых сил в Верховной Раде.
Обнадеживает то, что новый Премьер рассматривает вопрос о своем утверждении Верховной Радой прежде всего в контексте необходимости восстановления и углубления конструктивного сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти. Опыт доказывает, что без такого сотрудничества эффективная правительственная политика невозможна.