( Продолжение, начало в № 212 от 18 ноября 2000г. )
БЮДЖЕТ — ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ИЛИ ЭКОНОМИКА — ДЛЯ БЮДЖЕТА?
Для плательщиков и сборщиков налогов ответы очевидны и абсолютно противоположны.
Каждый год экономика облагается новыми налогами ради пополнения бюджета. Если бы прибыльные предприятия Украины полностью платили все налоги, то остатка средств не хватало бы и на покрытие их текущих затрат. Создана система, разоряющая украинские предприятия.
Поэтому не удивительно, что до 60% всех доходов предприятия получают через «теневые» схемы. Фактически бюджет вместе с пенсионным фондом составляет 37% от объема ВВП Украины, потенциально — в случае полной уплаты всех налогов по действующим ставкам — достигнет 67% ВВП и на всех других придется лишь треть произведенного...
Разрабатывая Бюджет- 2001, правительственные финансисты «забыли» о политических обязательствах ослабить налоговое давление. При подготовке бюджета ко второму чтению об этом вспомнили и предложили смягчить налог на прибыль — с 30% до... 29%.
Фактически же налоги в следующем году возрастут… На замечание сборщиков налогов, дескать и при этих обстоятельствах производство в Украине будет увеличиваться, следует спросить: неужели целью налоговых изъятий является подавление национального производства?
Для всех очевидно — лишь при кардинальном снижении налогов в Украине легализируются теневые капиталы и увеличится количество предприятий-плательщиков налогов с сегодняшних 40—50 тысяч до 200—250 тысяч через 1—2 года, приумножившись со временем еще в 2—3 раза.
НАЛОГИ И НЕВЫПЛАЧЕННЫЕ ЗАРПЛАТЫ — СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ
Чем предприятия, которые не могут «спрятаться» от сборщиков налогов в «тень», платят свои налоговые обязательства? Средствами, которые в другом случае пошли бы на зарплаты или на расчеты с поставщиками (сырья, энергии, услуг и т.п.). При такой низкой прибыльности, недостатке кредитов и высоких налогах других возможностей платить нет.
Активный прирост долгов по зарплатам начался с 1996 года, когда первоочередными и обязательными стали для предприятий именно бюджетные платежи. Бюджет начал наполняться лучше, тем не менее пустели карманы рабочих и служащих.
Пока что долги по зарплатам не возвращаются. Цифровое их уменьшение в этом году — такой же финансовый «фокус», что и погашение долгов по пенсиям:
— во-первых, возвращаются долги в основном работникам бюджетной сферы за счет дополнительных бюджетных доходов инфляционного происхождения;
— во-вторых, продолжаются текущие невыплаты зарплат, экономия на которых становится источником погашения старых долгов.
Из чего предприятиям погашать задолженности по зарплатам? — Или не платить поставщикам, или — в бюджет, или же — из прибылей, если уменьшить налоги… В ином случае реальным ресурсом является использование средств, которые поступают от приватизации или от продажи имущества при банкротстве должников.
ЭНЕРГЕТИКА БЕЗ ФИНАНСОВОЙ ЭНЕРГИИ
Последней в очереди за деньгами предприятий-должников оказалась электроэнергетика.
Она непрерывно отпускает электроэнергию посредникам — государственным распределительным структурам, несмотря на постоянные задержки в расчетах. Предприятия-потребители не платят из-за своей убыточности после уплаты налогов, используя существующую возможность избегать ответственности перед энергетиками. Так же поступают и граждане, не получающие зарплат и пенсий.
Что в такой ситуации остается делать энергетикам?
Скрывать свои доходы, лишь бы тоже не платить в бюджет, поставщикам газа, угля и — своим рабочим...
Правительство попробовало силой нажать на всех участников энергорынка, лишь бы добиться полной оплаты. Политически это выглядит привлекательно, но принуждать работать больше и интенсивнее, не увеличивая при этом вознаграждения за работу, как минимум, — бесперспективно. Сегодня всех энергетиков кормят из одной государственной кормушки (распределительный счет правительственного предприятия «Энергорынок»), не обращая внимания на то, кто и как работал.
Какова наиболее вероятная реакция предприятий на такой «порядок»?
Они еще большую часть энергии начали «отпускать» вне официальных договоров и вне банковских расчетов. Классическое явление «тенизации» экономики вследствие искаженного государственного спецконтроля…
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
Если не платят тебе, почему должен платить ты? — по этой логике работники правительственного бюджетного ведомства с завидным постоянством каждый год не начисляют деньги для оплаты электроэнергии в школах, больницах, коммунально-жилищном секторе, армии, правоохранительных и административных учреждениях. Не платят энергетики — не будем платить и им.
Вместе с тем это создает предпосылки централизованных взаимозачетов между энергетиками и бюджетом для погашения задолженностей, которые достигают астрономических цифр. Взаимозачетов не избегнуть, даже запретив их поправками к закону об электроэнергетике, как было сделано в этом году. А неденежные расчеты усиливают денежный кризис, невыплаты зарплат и опустошают счета в банках.
Если же счета предъявляет Россия, энергетики лишь разводят руками... А ее претензии — не только финансовые, но и политические. «Погашением» политических претензий приходится заниматься прежде всего Президенту, поскольку он — единственная фигура, способная реально влиять на российский истеблишмент. Погашение экономических «процентов» принимает на себя правительство. Удастся ли ему просчитать возможные ходы своего визави по ту сторону экономической шахматной доски — вопрос неоднозначный. Пока что Украина играет «черными», преимущественно в глухой защите и с постоянными жертвами...
СВЕРХЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТА — ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ОСНОВ ДЕМОКРАТИИ
С какой целью каждый год суживаются доходы региональных бюджетов — финансовой основы местного самоуправления?
В общем консолидированном бюджете Украины возрастает централизованная часть и фонд дотаций регионам. Если в бюджете 2000 г. областные, районные и бюджеты низшего уровня составляют 34%, в проекте на 2001 г. им будет оставлен только 31% общих доходов. Дотации увеличиваются с 4 млрд. до 6 млрд.грн. Именно местные бюджеты финансируют школы, больницы, учреждения культуры, выделяют средства на льготы и субсидии для оплаты населением коммунальных услуг. Уменьшаются доходы местных бюджетов — ухудшается финансирование социальных потребностей, возрастает зависимость регионов от центра.
Увеличивая средства центрального бюджета — создаются условия для бюрократических затрат, гигантоманий, игнорирования человеческих потребностей.
Мы не готовимся к войне, не собираемся строить новую БАМ, или удерживать в покорности мятежные провинции...
Каждый нормальный местный руководитель ищет пути и возможности избежать перечисления средств в Киев, обострения социальных задолженностей вследствие несвоевременного поступления дотаций из центра и одновременного ослабления своей власти в регионе. Так порождаются новые плоскости теневой экономики, пробелы в бюджете, политическое недоверие к главнейшим государственным учреждениям.
СИЗИФОВ КАМЕНЬ ПРИВАТИЗАЦИИ
Пустопорожние споры относительно сути и цели приватизации, а также — куда направлять средства от нее, враз умолкли, как только счет от продажи госимущества пошел на миллиарды. Все всё сразу поняли: без нее не обойтись. Денег нужно как можно больше и как можно быстрее. В бюджет.
Как тратить — это вопрос другой...
А долги по зарплатам и перед энергетиками будут оставаться? Навсегда. Кого беспокоит судьба предприятий? Никого. Больше того, последними нововведениями в приватизации украинских облэнерго новые собственники не только освобождаются от обязательств погашать кредиторские долги перед рабочими и за использованную электроэнергию, а еще и на 5 лет получают правовую защиту от требований поставщиков платить накопленные долги почти в четверть миллиарда гривен!
Правительство идет на любые экономические и моральные потери, лишь бы получить в бюджет заветные 9 млрд.грн.
Так вот — снижать налоги в 2001 году чиновники не предусматривают, а дополнительными доходами в бюджет от приватизации — делиться не собираются. Вопрос же стоит так: или доходы от приватизации или сохранение старых налоговых поборов? Направить в казну и первое и второе — невозможно и неправомерно.
Снижение налогов временно уменьшит бюджетные поступления. Эти потери должны компенсировать дополнительные доходы от приватизации. За уменьшение налогового бремени реальная экономика готова заплатить деньгами от продажи имущества. Неснижение же налогов — будет требовать дополнительных поступлений предприятиям для оплаты их долгов. При таких обстоятельствах приватизация может осуществляться через процедуры банкротства предприятий. Тогда первыми получат деньги рабочие предприятий, вторыми — поставщики продукции и прочие кредиторы. Государство в этой очереди будет последним, значит ему ничего и не перепадет, оно уже получило налоговую дань.
ВОПРОС ДНЯ: НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
Бюджет не может быть присвоен чиновниками с неограниченным правом изымать из экономики все, что приобретает денежную форму: прибыли, поступления от операций с капиталом и имуществом, возвращение долгов, сбережения, заработки и пенсии граждан...
Время делиться и реагировать на общественные потребности. Время отвечать перед экономикой.
Время дать возможность работать и зарабатывать — честно, открыто, законно...