Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Карикатуры, которые потрясли мир...

8 февраля, 2006 - 19:54
ОГОНЬ ВОЗМУЩЕНИЯ ПРЕВРАТИЛСЯ В НАСТОЯЩИЙ. (НА ФОТО — БЕСПОРЯДКИ ВОЗЛЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ДАНИИ В БЕЙРУТЕ) / ФОТО РЕЙТЕР

Скандал вокруг публикации карикатур на пророка Магомета в европейской прессе спровоцировал новые противоречия между исламским и западным миром. Ситуацию можно оценивать по-разному. Однако если бы, например, что-то подобное об Иисусе Христе напечатали газеты арабских стран, мне это, однозначно, тоже не понравилось бы. Ведь существуют вещи, на которые наложено негласное табу. И что бы там кто-то ни думал или ни пытался доказать, но оскорбление чувств представителей других религий, возможно, не вполне понятных или непохожих на нашу, не может заслуживать одобрения.

Демонстрации протеста прошли во многих мусульманских странах. Так, в Бейруте тридцать человек были ранены во время демонстраций протеста против карикатур на пророка Магомета, опубликованных в европейских СМИ. Было подожжено консульство Дании, разорены церкви и торговые точки в христианском квартале. «Ситуация трагическая, — пишет ливанская газета «Daily Star», — но она еще более трагическая потому, что возможное насилие не смогли предусмотреть. Экстремисты своими действиями причинили больший вред образу ислама, нежели карикатуры на пророка Магомета. Необходимо покончить с культурой безнаказанности в Ливане». Другая ливанская газета «L’Orient-Le Jour» отмечает, что «нужно искоренять ростки и вирусы, которые некоторые фундаменталистские группы неутомимо пытаются привить к исламу. У мусульманских, шиитских и суннитских политических и духовных лидеров есть национальный долг. Они обязаны спасать ислам, начиная подметать перед своей дверью, они обязаны его очищать, преграждая путь любым проявлениям фанатизма».

Меж тем этот конфликт можно рассматривать под разными углами, и давать ему разные оценки. Но единственное, чего нельзя сказать, — что он был неожиданным. Несмотря на то, что в той или иной степени были нарушены определенные нормы этики при публикации карикатур и следовало заранее обдумать и спрогнозировать возможные последствия, можно также поспорить по поводу того, стоило ли политическим деятелям приносить извинения на политическом уровне. Поскольку это также является очень сложной проблемой, если рассматривать ее не только в сугубо ситуативном спектре, но и в диапазоне тактического или стратегического протекания событий.

Его нельзя признать неожиданным потому, что глобализация, и особенно ее информационная часть, превратила все земное пространство в единый дом. Если раньше можно было сказать, что происходящее в Европе не касается тех, кто живет в исламском мире и наоборот, то это, по большей степени, было так. Потому что суверенность политическая, экономическая или социальная совпадала с информационной. Сегодня же любая информация, опубликованная в СМИ, быстро становится доступной всему миру. В том числе — и мусульманскому. И тут вступают в силу законы бытия социума как единой системы, единого организма.

Дело в том, что социумы — как европейский, так и исламский — это некая личность, составленная, так сказать, сложным мультиплексом личностей всего социума. А также, в первую очередь, тех ценностей, которые этот социум исповедует, и тех способов и алгоритмов, которые заложены в реализацию целей и организацию защиты его идентичности. Таким образом, поскольку в базисе личности одной и другой цивилизации находятся ценности часто диаметрально противоположные (например, как сейчас оказалось, относительно свободы слова или, с другой стороны, абсолютной ценности религиозных догматов), то конфликт при условии глобализации был неминуем. Здесь стоит отметить, что этот конфликт является определенным предостережением, в первую очередь, для европейского сообщества, потому что он, видимо, является первым, но далеко не последним. Поскольку в исламской цивилизации религиозные ценности являются абсолютными, то, случайно или нет, но возникла ситуация, когда идеологическая подпитка «Аль-Каиды» и ей подобных террористических движений будет происходить именно в этом ключе.

Трудно сказать (да и вряд ли), что этот конфликт был катализирован этими радикальными группировками. Но если раньше, например, лет 25 назад, террористические группировки вынуждены были иметь мощную агентуру, чтобы отслеживать, что печатается в СМИ или в литературе европейских стран, то сейчас подобную работу выполняют СМИ исламских стран, которые периодически готовят международные обзоры прессы, отмечая интересные для местного социума факты и события. В том числе и контраверсионные или даже конфликтные.

В этом смысле можно сказать, Салману Рушди очень повезло, что он издал свою книгу «Сатанинские стихотворения» почти двадцать лет назад, поскольку сейчас он, по-видимому, не успел бы, написав ее, скрыться от своих непримиримых мусульманских «оппонентов» даже в Великобритании. Таким образом, не проводя оценку того, стоило ли с какой-то локальной точки зрения печатать карикатуры, стоило ли извиняться, стоило ли делать что-то другое, можно сказать следующее: теперь (особенно это касается европейского сообщества), необходимо пересмотреть не базовые ценности (возможно кто-то с обеих сторон противостояния считает, что Европа должна отступить от своих базовых ценностей), а определить, как эти ценности будут проектироваться на тактические и оперативные планы деятельности всех институций в функционировании социума.

Нужно пересмотреть правила коммуникации между этими большими цивилизациями и попробовать наладить диалог. Тем более, что он давно уже назрел. И конфликт, возникший из-за «Аль-Каиды» и подобных исламских радикальных организаций, собственно, отражает тот же процесс. Не изменив правил коммуникации, наши параллельные цивилизации попали в ситуацию даже не конфликта, а смертельной вражды. Т.е. еще более серьезного обострения противостояния. Сейчас фактически нагнетается конфликт на уничтожение по причине того, что не отработаны цивилизованные правила и логарифмы общения. И тут на западной цивилизации, как более старшей и более зрелой, лежит, значительно большая вина. С этой точки зрения, возможно, стоит действительно ввести мораторий на любые действия, которые могут вызывать непредсказуемую реакцию с противоположной стороны. Во всяком случае до того времени, пока не будут выработаны если не правила с обеих сторон, то, по крайней мере, четкое видение решения накопившихся проблем интеллектуальными силами Европы, ее руководящими институциями и, конечно, средствами массовой информации, как того звена, которое проводит глобальные коммуникации.

Если же забежать немного вперед и представить гипотетически, что конфликт уже полностью улажен — не только конфликт касающийся карикатур, а и конфликтная ситуация между исламской и нашей христианской цивилизацией в целом — то, бесспорно, в этой ситуации, по-видимому, учитывая дружбу и взаимоуважение сторон, подобных карикатур не было бы вообще. Но в то же время не было бы и многих шагов, которые сегодня могут себе позволить радикальные исламисты. О чем мы также не должны забывать.

Однако цивилизационный конфликт можно проследить не только в ситуации с карикатурами. На сегодня в Европе, особенно во Франции, возникли серьезные проблемы навязывания исламских ценностей европейскому социуму. В этом смысле европейское сообщество и, особенно, его руководящие институции вынуждены уже стоять на несколько иных позициях. Если мусульманская община проживает на европейских территориях, то она должна выполнять все, без исключения, правила, или покинуть эту территорию и проживать там, где этих правил не нужно придерживаться. И ни в коем случае не навязывать своих правил другим. Но так же четко и жестко должны быть установлены правила толерантности по отношению к ценностям с обеих сторон. И это должно касаться не только обмена информацией, а и других сфер коммуникативных контактов. Кроме того, стоит всегда помнить об одном — все мы верим в единого Бога, и только среда и воспитание делает из нас христианина, мусульманина, буддиста или иудея...

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ