Мы готовы к широкому сотрудничеству с новой властью. Именно так можно кратко сформулировать посыл, данный в интервью «Дню» представителем парламентской фракции «Регионы Украины» Кириллом ПОЛИЩУКОМ. Член команды экс-кандидата в президенты Виктора Януковича не видит также оснований для конфликта административных и бизнес- элит востока и юга Украины с Президентом Виктором Ющенко и его соратниками. Итак, господин Полищук продолжает «внутрипартийную» дискуссию, начатую Владимиром Рыбаком, Валерием Коновалюком и некоторыми другими «регионщиками», о том, следует ли Партии регионов сегодня идти в оппозицию.
— В чем, по вашему мнению, заключалась главная ошибка Виктора Януковича на выборах?
— Надеяться, что кто-то решит твои избирательные вопросы — это заранее поражение. Если Виктор Федорович собирался действительно победить, он должен был идти на выборы сам, олицетворяя себя и свою политическую силу — Партию регионов. Назначив Януковича премьером, Леонид Кучма фактически выпустил джинна из бутылки. Поддержка власти нашему кандидату была не нужна.
— Как вы оцениваете работу команды Януковича по защите его интересов в ЦИК и Верховном Суде после голосования 26 декабря?
— Там была та же самая ошибка — партии Виктора Януковича следовало самой защищать своего лидера.
— Вы ожидали от вердикта Верховного Суда чего-то большего?
— Нет, у меня не было никаких иллюзий.
— Так нужно ли было вообще «заваривать кашу?»
— Как политик Виктор Янукович должен был пройти через этот суд. Я с ним недавно разговаривал, — поверьте мне, этот опыт пошел Виктору Федоровичу на пользу. Кроме того, он был обязан пройти эту процедуру как человек, за которого проголосовали около 13 млн. избирателей. Потому что те миллионы просто не поняли бы его. Они бы сказали: как же так, у тебя еще был шанс доказать свою победу, а ты этого не сделал? Всегда нужно доигрывать до конца.
— Виктор Янукович объявил целью победу на парламентских выборах 2006 года. Вы разделяете его оптимизм по поводу того, что коалиция оппозиционных сил с Януковичем во главе способна взять реванш за нынешнее поражение?
— На мой взгляд, это больше будет зависеть от Президента Ющенко и его правительства, чем от самого Януковича. От того, сколько новая власть наделает ошибок — в первую очередь в экономике. Насколько серьезными будут эти ошибки, и окажется ли команда Ющенко способна их быстро исправлять.
— Виктора Януковича поддержал крупный бизнес — в частности на востоке страны. Теперь, когда Янукович проиграл выборы, его сторонники-бизнесмены оказались перед непростой дилеммой: идти вслед за ним в оппозицию или, кардинально изменив симпатии, поддерживать новую власть...
— Думаю, этим бизнес-структурам сложно будет пойти в оппозицию. Во всяком случае, аргументы, которые бы убедили их в необходимости именно такой позиции, должны быть очень серьезными. Любой бизнес тяготеет к двум вещам — власти и стабильности. Бизнес, особенно крупный, обречен искать с властью компромисс. С другой стороны, оппозиционность или провластность бизнес-структуры — вещи довольно абстрактные. Что значит для частной компании быть в оппозиции к власти? Не ходить на «поклоны» к чиновникам? В «Нашей Украине» масса бизнесменов. И чем им мешал их политический статус?
— Они жаловались, что «налоговая давила», например.
— В отношении некоторых депутатов действительно применялись неправомерные меры. Но Виктор Ющенко сагитировал большое количество деловых людей именно тем, что дал слово не позволить государственным структурам творить беззаконие в отношении бизнеса. Как же бизнес на востоке или на западе страны может стать в оппозицию, если новый Президент такое обещает?
— В парламентских кулуарах кое-кто высказывает мнение, что сейчас фракция «Регионы Украины» оказалась на грани распада. Говорят, что вышедшие из нее депутаты — это только «первые ласточки». Можете подтвердить или опровергнуть подобные утверждения?
— Для распада фракции не вижу никаких оснований. Хотя я бы не ручался за людей Азарова — бывших членов группы «Европейский выбор». Не исключал бы также разделения фракции из тактических соображений. Две фракции — это два руководителя на согласительном совете и два голоса.
— В мире существует практика создания оппозицией теневого правительства. Янукович и его сторонники рассматривают такой вариант?
— Разговоры о подобном среди членов фракции идут. Я думаю, это было бы очень уместно.
— Как быть с теми, кто фальсифицировал выборы?
— Если будет доказано, что фальсификации действительно имели место, конечно же причастных к этому нужно наказать. Но важно, чтобы к ответственности были привлечены настоящие фальсификаторы, а не «стрелочники» типа председателей участковых, территориальных комиссий. Правовую оценку всему тому, что произошло во втором туре, в любом случае дать нужно. Еще один вопрос — кто будет проводить расследование? Мне кажется, его нужно поручить Верховной Раде с привлечением представителей всех политических сил. Прокуратура, МВД могли бы помогать. Если же это единолично поручат прокуратуре, можно заранее догадаться, что из этого выйдет.
— Ряд сторонников Ющенко упорно пропагандирует идею люстрации власти, то есть запрета работать там ее бывшим представителям...
— Эта идея была своевременной в 1991 году. Возможно, еще в 1994 она была бы актуальна. Сейчас — вряд ли. Все это время наше общество не стояло на месте. И общественное мнение, и менталитет украинцев трансформировались в направлении демократии. За последние годы Украина взяла курс на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Это происходило не без участия высокопоставленных лиц, работавших при президенте Леониде Кучме.
— В восточных регионах, в частности в Донбассе, местная власть практически на 100% сформирована из людей, которые на выборах были не с Ющенко. Найдут ли общий язык власть киевская и, например донецкая?
— А в чем они могут общий язык не найти? Ну, хорошо, в каких-то вопросах не найдут. А что, раньше такого не было? Было, и не раз. И что же? Вопросы решались просто. Либо в центральной власти кого-то меняли, либо — в местной.
Сейчас общество изменилось. И к власти пришли демократы — по крайней мере Ющенко и его сторонники именно так себя называют. Как известно, постулатами демократии являются, во-первых, верховенство закона, во-вторых — защита интересов меньшинства. Если признать, что это — меньшинство, то центральная власть должна его всячески защищать. Если действительно власть получили демократы, проблемных регионов в отношениях с центром просто быть не может. У вас есть свое мнение, у меня — свое. Но мы оба работаем в правовом поле. Вот и все — наши отношения являются деловыми отношениями. Если они еще и дружеские — это только дополнительный плюс.
— Назначение Юлии Тимошенко исполняющим обязанности премьер-министра Украины вызвало неоднозначную реакцию даже в команде Виктора Ющенко, которая еще несколько дней назад казалась достаточно монолитной. Насколько, на ваш взгляд, этот шаг нового главы государства отвечает национальным интересам Украины?
— Я считаю, что для Ющенко — это очень удачный ход. Юлия Тимошенко — единственная из всех возможных кандидатура на премьерский пост, способная выполнить если не все, то во всяком случае хотя бы часть предвыборных обещаний, которые были даны кандидатом в президенты Виктором Ющенко. Убежден: это назначение перевернет работу Кабмина — в хорошем смысле слова. И очень много нового будет привнесено в работу исполнительной ветви власти.