Госкомиссия по ценным бумагам по поручению Президента обьявила о начале работы над Кодексом корпоративного управления. Этот документ может стать неплохой новостью для 17 миллионов украинцев, которые сегодня номинально являются акционерами. Правда, большинство из них в середине 90-х получили акции в обмен на различные компенсационные сертификаты и сейчас не имеют ни малейшего представления о своих корпоративных правах. Да и само слово «корпоративное» звучит для них как-то угрожающе. Но Кодекс для того и готовится, чтобы решить в том числе и эту проблему.
Планируется, что новый документ станет своеобразным сводом правил, по которым будут добровольно работать все акционерные общества страны. Отметим — добровольно. Главной целью Кодекса станет защита прав акционеров и открытость деятельности компаний хотя бы перед всеми, кто имеет их акции. Документ, например, задекларирует обязательность приглашения всех без исключения акционеров на собрание АО. Сегодня этот вопрос урегулирован нежестко, чем часто пользуются владельцы крупных пакетов акций для «проталкивания» нужных решений. Также Кодекс может хотя бы в рекомендательном порядке решить извечную проблему выплаты дивидендов. В принципе, все акционеры имеют одну цель — получения прибыли от своих корпоративных прав. Но сегодня на деле большинство акционерных обществ дивидендов не выплачивают. Дело в том, что владельцы крупных пакетов просто не хотят делиться и с легкостью находят иные способы получения прибыли от акций. Например, навязывание руководству АО «специальных» сделок со своими фирмами, как правило, оффшорными.
В принципе, эти проблемы можно было бы решить и в законодательном порядке. Но, со слов члена Госкомиссии по ценным бумагам Сергей Бирюка, в парламенте слишком плотно пересеклись интересы депутатов и большого бизнеса. Так что рассчитывать на принятие закона, выгодного мелким акционерам, не приходится. А вот Кодекс, как документ сугубо декларативный и в какой-то степени даже имиджевый, наверняка мог бы стать неплохим компромиссом между украинскими миллионерами и гражданами, хранящими пару акций в домашней шкатулке.
Будет ли такой Кодекс соблюдаться — это уже отдельная проблема. В России, где подобный документ начал действовать два месяца назад, требования Кодекса соблюдают лишь 10% акционерных обществ. Это данные их Госкомиссии по ценным бумагам. Хотя несмотря на это все без исключения российские бизнесмены отмечают рост интереса к рынку со стороны иностранных инвесторов именно в связи с опубликованием Кодекса — появились хоть какие-то правила игры. Подобные документы действуют и еще в 92 странах мира, но там они преимущественно носят общий характер, все сводится лишь к требованиям быть честными перед акционерами и вести дела публично. Что впрочем не спасло США от крупного скандала среди акционеров в связи с банкротством гиганта «Enron», теневыми финансами которого руководили аферисты. А тут еще отдельные традиции украинского, да и всего постсоветского бизнеса — они таковы, что декларативная форма разрабатываемого документа может сделать его изначально бесполезным. Для решения этой проблемы Госкомиссия по ценным бумагам Украины наверняка воспользуется российским опытом. Там власти постоянно инициировали слухи о том, что Кодекс в конце концов будет предложен Госдуме для утверждения в качестве закона. Это вызвало огромный рост интереса к документу у всех крупнейших АО России, и они приняли участие в разработке документа от начала до конца.
И все же слабая эффективность действия российского Кодекса очевидна. Причина, судя по всему, заключается в том, что изначально идея Кодекса была спущена «сверху». Все первичные формулировки документа были выписаны Федеральной комиссией по фондовому рынку России. Поэтому функции Кодекса как одной из форм самоорганизации рынка выполняются там далеко не полностью. К сожалению, в Украине решили пойти по тому же пути. Президент издал Указ о необходимости разработки проекта, проект начала разрабатывать Государственная комиссия с привлечением ограниченного числа представителей рынка, и лишь потом документ будет предложено подкорректировать участникам рынка.
Впрочем, даже чисто декларативный Кодекс нужен. Если свою подпись под ним поставят хотя бы ведущие компании страны, акции которых активно торгуются на фондовом рынке, это будет уже огромным шагом вперед на пути к открытости украинской экономики. В качестве контроля за соблюдением требований Кодекса предполагается создать своеобразный наблюдательный совет. Во всяком случае такой путь сейчас обсуждается в стране- эталоне для наших разработчиков — России. В зависимости от степени соответствия Кодексу компаниям планируется даже присваивать рейтинги. Правда, в России в такой наблюдательный совет предполагается почему-то включать госчиновников, что создает откровенные коррупционные угрозы. Будем надеяться, что российский пример не будет копироваться слепо.
Ну а что касается интереса 17 миллионов украинцев, владеющих акциями, то для них огромным прогрессом будет хотя бы наличие обязательного индивидуального приглашения на собрание акционеров и доступ к годовому финансовому отчету АО с возможностью голосования по поводу получения дивидендов. Ведь на сегодня фактическими владельцами большинства приватизированных по сертификатному принципу предприятий являются их директора, бесцеремонно пользующиеся тотальной необразованностью мелких акционеров. Будет неплохо, если декларативный Кодекс поможет хоть кому-то удивиться наличию прав у мелких акционеров.
Разработку Кодекса Госкомиссия планирует завершить к концу апреля. С этого момента документ будет вынесен на обсуждение «всех заинтересованных сторон». Очевидно, это будут владельцы крупных пакетов акций промышленных гигантов и депутаты-финансисты. Что, впрочем, часто одно и то же. Обсуждение, по предварительным планам, продлится до года. Потом, не исключено, документ будет оформлен в виде указа Президента. Хотя, может быть, все ограничится обычной публикацией в официальной прессе. Остается надеяться, что к тому времени украинский рынок уже будет готов к добровольному соблюдению своеобразного экономического Кодекса чести.