Супружеская пара депутатов Луценко — Юрий и Ирина — свой зимний отпуск провела на острове Маврикий. Об этом по-женски доверчиво рассказала пани Ирина известной украинской телеведущей Екатерине Осадчей. Загоревшая Ирина Луценко «по секрету» поделилась, что стать депутатом, несмотря на предыдущие заявления мужа Юрия о том, что в Раде не может быть «семейных подотрядов», ее убедил сам Петр Порошенко, потому что знает ее как «порядочного человека и патриотку».
Мы бы не обратили на это внимание, если бы минимум не два обстоятельства. Во-первых, Юрий Луценко является главой президентской и самой большой фракции в парламенте. А во-вторых, за подобными разговорами как-то забывается о таких «пустяках», как линия фронта. А там ночью с 2 на 3 февраля наши войска в который раз отбили атаку бандитов на Станицу Луганскую. В Дебальцеве наши военные отражаются от безумного нашествия обкуренных (это не ошибка и не форма высказываний, а факт) наемников. В частности Дмитрий Тымчук сообщает, что враг понес за последние дни существенные потери.
У всех своя работа — кому отбиваться от боевиков, кому собирать деньги по копейке на берцы для солдат, а кому-то несколько раз в месяц собираться под куполом Верховной Рады. Если депутаты так устали, что во время потери территорий и жизней своего народа позволяют себе отдых, то, может, им лучше сложить мандат и не обременять себя лишним грузом?
Поведение депутатов, их культура и отношение к работе символизируют состояние общества и уровень государства. Такая ответственность, такое ощущение долга, такое виденье завтрашнего дня. Война только подчеркнула старые язвы на теле нашей страны. Иногда возникает ощущение, что банкеты во время войны только оттеняют глубинную катастрофу, к которой пришли все мы.
Наш автор Сергей Грабовский точно вспомнил некоторые факты из истории парламента Великобритании. А именно «24 члена палаты лордов погибли на фронтах Первой мировой войны — лейтенанты, капитаны, майоры, полковники и даже фельдмаршал. Отдали жизнь за родину и 19 членов палаты общин. Несмотря титулы и должности они шли в бой, ведь речь шла о судьбе Британии. Всего больше 100 членов обеих палат надели военную форму, из них 10 членов палаты лордов закончили войну генералами, адмиралами и полковниками».
Конечно, дело не в том, чтобы депутаты шли на фронт, а в том, чтобы они добросовестно выполняли обязанности, которые на них возложены. Слабостью, задержкой депутаты только подрывают доверие и к парламенту, и к Президенту, ведь всем известно, что именно Президент имеет доминирующее влияние на Раду. Сейчас мы наблюдаем такую тенденцию — комбаты надевают пиджаки с депутатскими значками, журналисты превратились в представителей интересов народа в Раде. Но по крайней мере во время войны недавно избранные украинские депутаты в парламентской стране могут избавиться от студенческой привычки «хилять пары»? Не потому ли, что власть исповедует такую философию «свободного посещения», мы наблюдаем критическое отставание в принятии срочных решений в период войны, когда мы должны перегонять время.
«Такое поведение проявилось, как только началась российская агрессия с Крыма — парламент дважды под председательством Турчинова брал отпуск на две недели, что было недопустимо, — комментирует «Дню» бывший народный депутат Олесь Доний. — Я писал письма, требовал немедленного созыва заседания. С моей точки зрения, в период агрессии парламент должен работать в ежедневном режиме, показывая пример для всей нации. И второе — Верховная Рада адекватно быстро и мгновенно должна отвечать на все угрозы, в том числе в законодательной сфере. Но парламент этого не показывает. Таким образом он расхолаживает нацию, демонстрируя пример бездейственности».
«Парламент демонстрирует старый стиль работы, — отмечает в комментарии «Дню» политолог Виктория Подгорная. — Тот факт, что парламент вроде бы обновился на 58 %, стал авансом, который депутаты не оправдывают. Конечно, парламент работает еще мало времени, ведь не прошло и полгода. Но тенденции показывают, что Рада не изменилась по существу. Она и не могла измениться, потому что депутаты не изменили свое понимание политики, какой она должна быть. Это результат того, какой была избирательная кампания и каковы нынешние политические партии. Каковы партии, таковы и их депутаты. Из девяти партий, зашедших в парламент, восемь не являются партиями по критериям, которые существуют в мире. С крахом режима Януковича произошло крушение партийной системы, которая существовала 10—12 лет в Украине и закладывалась в 99-м году. Тогда была внедрена модель, основанная на интересах олигархов и специфических методах работы с обществом, которые носили рекламно-пиарный характер. Сейчас эта система находится в глубоком кризисе и должна быть изменена. Это вопрос не следующих выборов, это происходит сегодня. Эти депутаты не представляют ни одного сегмента общества. Это своеобразные клубы. Оправданий этому нет. Надо менять партии и строить их снизу. Очень мало было в этой кампании политических сил, которые в этом направлении сделали хотя бы шаг. Только «Самопомич» действительно делала какие-то попытки, чтобы работать с людьми. Все остальные использовали традиционные методы — большие билборды, телереклама и очень много денег. Вот и получается, что партии не являются партиями, а только клубами с большими рекламными бюджетами. Надо разработать нормальную модель партии, которая была бы связана с обществом. Пока я таких тенденций не вижу. И поэтому сейчас депутаты просто демонстрируют следствие этих проблем. Ведь можно предъявлять претензии персонально, но попытка разбирать каждого отдельно ничего не даст. У нас проблема системная. Отсутствие связи с обществом становится причиной отсутствия обязательств перед обществом. И вот это опасно — отсутствие прямых, четких обязательств, потому что они чувствуют себя в долгу только перед своими спонсорами. Поэтому они и будут кататься на Маврикий, делать себе отпуск на пять дней. Повторяется ситуация, которая была до Майдана. Но в условиях войны, в условиях общества, пробужденного политически и общественно, это воспринимается весьма негативно».