Конфликт по линии «Коломойский — власть + другие олигархи», похоже, исчерпан. По крайней мере, на этом этапе. Президент Петр Порошенко принял отставку главы Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского, впоследствии в отставку подали и его заместители — Геннадий Корбан и Святослав Олийнык. Также глава государства подписал закон, который изменяет механизмы деятельности акционерных обществ, после принятия которого парламентом собственно и началось противостояние.
Что на поверхности во всей этой истории? Фактически состоялась отставка одного из самых эффективных губернаторов Украины, который в отличие от того же Рината Ахметова согласился возглавить, а главное — удержать область в очень сложных условиях. И это первая заслуга Коломойского. Вторая — именно его масс-медиа с новой силой подняли тему, которую много украинских СМИ давно похоронили. Речь идет о резонансных уголовных делах — убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, похищении и избиении общественного деятеля Алексея Подольского, покушении на жизнь народного депутата II и III созывов Александра Ельяшкевича. Можно сколько угодно говорить о бизнес-разборках, главное, что необходимость наказания заказчиков этих преступлений и их фамилии прозвучали на всю страну.
Третья — «явка с повинной» на заседание Специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации. Здесь Коломойский сделал ряд сенсационных заявлений по поводу особенностей приватизации во времена президентства Леонида Кучмы, которые давно уже должны были стать предметом расследования соответствующих правоохранительных структур. В свою очередь, соратник Коломойского — Геннадий Корбан — делает заявление, которое выглядит железным аргументом: «Сегодня лично против меня открыто около 8 уголовных дел. А вот, например, против Вилкула — ни одного, наверное, это показатель, на Бойко нет ни одного — ни в прокуратуре, ни в СБУ, ни в МВД».
Конечно, мы не идеализируем Игоря Коломойского. Он продукт олигархической системы, рожденной во времена Кучмы. И его последние действия вокруг «Укртранснафти» далеки от идеальных. Но Коломойским были сделаны определенные шаги навстречу — это был шанс для власти изменить старую конструкцию и изменить правила игры. Этого, собственно, и требовал Майдан. Однако власть избрала другую сторону — ту, на которой находится большинство олигархов, привыкших к старым схемам, которых не изменила даже война.
«Сняв с повестки дня вопрос своей должности, Коломойский ставит Президенту, его вертикали и обществу ряд других вопросов, — пишет в ФБ народный депутат Сергей Высоцкий. — И боюсь, что на многие из них Порошенко и команда не даст вразумительных ответов. Первый же вопрос будет касаться нового губернатора Резниченко — друга главы АП Бориса Ложкина и самого Порошенко. Не хочу прорицать, но мне кажется, что традиция посадки трех друзей — только на должность, а не в тюрьму — и в этот раз сыграет с Президентом злую шутку. И если вместо того, чтобы рыть траншеи, новый губернатор начнет свою работу с инвентаризации «тем» и административно-кулуарных «войнушек» — это критически отразится на авторитете Президента. А потом критически на авторитете Президента отразится ситуация, при которой схемы в «Укртранснафті» останутся даже после отхода с предприятия менеджмента Коломойского. Критически на имидже Президента отразится невнимание Банковой к игрищам других олигархов».
КОММЕНТАРИИ
«ЕСЛИ ДЕОЛИГАРХИЗАЦИЯ СТРАНЫ НЕ БУДЕТ СДЕЛАНА СВЕРХУ, ЭТО БУДЕТ СДЕЛАНО СНИЗУ»
Андрей ЗОЛОТАРЕВ, политолог:
— Пока преждевременно говорить, кто выиграл, а кто проиграл в конфликте между Президентом и Коломойским, потому что этот процесс еще идет. Но на очереди другой конфликт — между Президентом и премьером. Громкие заявления о коррупции в правительстве, арест главы ГСЧС (который с Винницкой области) на заседании Кабмина — этому свидетельство.
После этой ситуации нужно подождать, чтобы сделать определенные выводы — или Президент понял необходимость изменений и деолигархизации страны, от чего он и сам теряет как олигарх. Но если это не будет сделано сверху, это будет сделано снизу. Иначе может развязаться настоящая олигархическая война, когда одна стая оттолкнула другую.
Сейчас олигархи на фоне заявлений Коломойского на заседании Комиссии по вопросам приватизации объединились против него, но это не снимает разногласий между ними. Сам же Коломойский умеет, как серфингист, заскочить на волну. Он хорошо понимает общественный запрос и умеет формировать доверие и как человек с 80-х — 90-х годов имеет в этом определенный талант. Поэтому он начал действовать на опережение. Коломойский и его команда никогда не были оппозиционными, но они превратились в оппозиционеров, когда начался Майдан — тогда экс-губернатор Днепропетровщины все просчитал и сделал соответствующие ставки.
Пока Коломойский не выносил свое противостояние с президентской командой на глаза общественности, у него были достаточно неплохие позиции. Кстати, в Лондонском суде в процессе с Виктором Пинчуком он так же имеет неплохие перспективы. Некоторые депутаты из «Відродження» пытались блокировать изменения к Закону «Об акционерных обществах». Но инцидент вокруг журналистов сослужил Коломойскому плохую службу. Этот скандал стал топ-темой, предметом обсуждения, и к нему приобщилась внешняя сторона, подтверждение чему — предостережение посла Джеффри Пайетта (Он заявил: «Закон джунглей, который существовал во времена Януковича, — это рецепт трагедии и катастрофы для Украины», — Ред.).
Баланс сил за субботу и воскресенье радикально изменился, что мы по позиции Авакова и Наливайченко увидели уже в понедельник. Я думаю, что разрешение этого конфликта модерировали извне именно потому, что отставка Коломойского состоялась, когда в Киеве была глубокая ночь, а в Вашингтоне — разгар рабочего дня. Однако, как я думаю, стороны договорились о мягком трансфере власти в Днепропетровской области. Мы видим, что резко изменился акцент «вече», перенесенного со среды на субботу, и уже никто не призывает на баррикады, как это делал депутат Денисенко. Сейчас речь идет об отчете команды Коломойского о проделанной работе и акции за единую Украину. Сам экс-губернатор оставляет должность, но получает гарантию неприкосновенности собственных легальных активов и того, что его интересы в нефтяной отрасли будут учтены. Как я думаю, уголовное дело против Корбана и Олийныка заглохнет «в связи с отсутствием доказательств». Дениса Гордеева же будет искать Интерпол, но так и не найдет.
«НУЖНО АБСОЛЮТНО ЧЕТКО НАЧИНАТЬ ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ПОЛИТИКИ ПРЕФЕРЕНЦИЙ К ПОЛИТИКЕ ПРАВИЛ»
Анатолий МАТВИЕНКО, народный депутат, заместитель председателя фракции «Блок Петра Порошенко»:
— Коломойский подал в отставку сам, потому что его эмоциональность очевидно является признанной ошибкой. Нельзя не реагировать на ошибки, а заслуги вчерашнего дня никому не дают право заниматься бесчинствами.
О результатах разрешения этого конфликта мы сможем говорить только впоследствии. Но если это искреннее желание начинать жить по правилам, то результаты будут хорошие. Если же это личные недоразумения, которые будут стоять в основе деятельности одного, второго и всех остальных участников конфликта, то это ничем хорошим не закончится.
Я думаю, что это противостояние двигалось вокруг наведения порядка в стране. Ведь каждый должен иметь защищенность своей собственности, которой он владеет. Если миноритарный владелец диктует мажоритарному свои условия, то это нечестно. С точки зрения национального интереса неправовым является факт, когда владелец 42% распоряжается всем имуществом и игнорирует интересы государства, которое имеет 51%. Но Коломойский боролся, чтобы оставить за собой право влияния на 42%. Точно так же не может в государстве быть выделенных феодальных регионов. Думаю, совершенно справедливо это могло стать темой разговора и компромисса между Президентом и Игорем Коломойским.
На мой взгляд, Коломойский попытался атаковать всех олигархов, и он был не меньшим возбудителем состоявшегося противостояния. Но этот конфликт не стоит раздувать, ведь никаких трагедий не произошло. Однако эта ситуация продемонстрировала необходимость выведения всех олигархов на платформу законности. Надо абсолютно четко начинать переходить от политики преференций к политике правил, когда все владельцы — мажоритарные и миноритарные — действуют по закону и четко понимают, какие будут результаты их работы и как делить прибыли. Жизнь по правилам требует ответственности каждого за нарушение законов, так же, как гарантируется право неприкосновенности частной собственности. Власть же не должна давать преференцию, а всего лишь создавать правила и гарантировать их соблюдение.