Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КОММЕНТАРИИ

2 декабря, 2003 - 00:00

Александр ЛИВШИЦ, экс-министр финансов России:

— Ни у кого из создателей зон свободной торговли, таких, как ЕС, NAFTA и пр., не было более комфортных условий, чем у нас: они не были некогда одной страной, не имели наработанных кооперационных связей. Я часто бываю в Украине, у меня там множество друзей, и все ваши страхи относительно ЕЭП мне известны. Страх номер один: а как же перспектива членства в ВТО? Все участники зон свободной торговли — помимо той, которую сейчас пытаются создать — входят в ВТО, и с ними ничего плохого не случилось. Более того, они создавали свои зоны, еще не будучи членами ВТО... Проблемы могут возникнуть — но это будут проблемы, а не непреодолимые препятствия. Страх номер два: а как же интеграция в Евросоюз? Вот это страх обоснованный. Нельзя войти одновременно в два поезда, даже если они идут в одну сторону, а уж тем более — если в разные... То есть в две зоны свободной торговли одновременно войти невозможно, это факт. Казалось бы, нужно выбирать — либо туда, либо сюда. Но и это проблема решаемая. Поскольку Украина официально объявила о своем продвижении в Евросоюз, то совершенно очевидно — если, конечно, этот курс не изменится, а изменится он едва ли, — что ее вхождение в зону свободной торговли с Россией, Беларусью и Казахстаном временно. Только и всего. Приведу пример: Эстония, в частности, в свое время заключила соглашение о свободной торговле с Украиной. Сейчас она выходит из данного соглашения, объясняя это своим вступлением в Евросоюз... Украина не вступит в ЕС через год. Она не вступит туда, на мой взгляд, даже через пять лет. Срок, который называет сам ЕС, — это лет десять. Почему нельзя десять лет побыть в зоне свободной торговли с Россией, Беларусью и Казахстаном? Потом сказать: мол, друзья дорогие, засиделась я у вас, хорошо с вами — но пора! Это же реально: получить за эти десять лет определенные выгоды, подготовиться к вступлению в ЕС — и уйти! Почему нет?

Страх номер три: да, будет свободная торговля, Россия нам надает дешевых энергоносителей — «посадит на иглу», а потом подойдем к Евросоюзу, цены на энергоносители, естественно, поднимутся, украинская промышленность снова окажется неконкурентоспособной и т.д. Не мое дело давать советы суверенной и любимой мною соседней стране. Но «если бы директором был я», как когда-то говорили, я просто навскидку предложил бы вариант решения и этой проблемы: те выгоды, которые получит Украина, используя дешевые российские энергоносители, не проедать, а создать соответствующий бюджетный фонд. С тем чтобы подойти к Евросоюзу во всеоружии...

Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— На мой взгляд, ЕЭП и ЕС не подлежат противопоставлению. Естественно, если рассматривать ЕЭП в ракурсе, не соответствующем действительности, как, скажем, организацию, предполагающую единую экономическую политику и валюту, то противоречия легко усматриваются. Но на сегодня речь не идет о такой модели. Если же рассматривать ЕЭП просто как возможность интенсифицировать торговлю, движение капитала, услуг и рабочей силы между соседними государствами, то здесь нет никаких проблем в связи с тем, что Украина намеревается в будущем стать членом ЕС. В таком понимании ЕЭП, когда оно просто активизирует экономические процессы в государствах-соседях, не противоречит декларируемым устремлениям Украины в евроструктуры. Хотя я достаточно пессимистически отношусь к срокам интеграции в ЕС, к тому, что вступление произойдет через 5 — 15 лет.

Что касается единой таможенной политики в рамках ЕЭП, то пока что речь об этом не идет. Сейчас все внимание сконцентрировано на создании зоны свободной торговли. Желание ввести единую валюту, создать таможенный союз, передать управление единому наднациональному органу — это видение российской стороны, а не то, что отвечает реалиям ЕЭП. Понятно, что Украина не может ввязываться в объединение, предполагающее единую валюту, или вступать в конфедерацию государств, а вот зона свободной торговли с членами ЕЭП нам очень выгодна. Вступление в ЕЭП также ничем не противоречит членству в ВТО. Если бы у ВТО к нам возникли вопросы по этому поводу, то это мгновенно бы всплыло. Секретариат ВТО не заморозил процесс интеграции Украины в эту организацию, поэтому я не вижу здесь никаких проблем. Я надеюсь, что в следующем году наше государство станет членом ВТО.

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День», Дмитрий ЖИРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ