Тема вхождения украинской «правицы» в предвыборный лево-либеральный блок «Нашей Украины» и «Народной самообороны» долгое время остается едва ли не главной при обсуждении перспектив досрочных парламентских выборов в Украине 2007 года. Слишком уж они идеологически несовместимы — украинские правые и либералы, не говоря уже о левоцентристах.
В последнее время обсуждение этой проблемы охватило и непосредственно наши правые партии: НРУ, УНП и КУН. Лидеры этих партий, в частности, обвиняют своих соратников, не приемлющих данного сомнительного альянса, в том, что те протестуют против него, потому что сами не попали в избирательный список «мегаблока». А не попали вторые номера наших партийных патриотов туда якобы из-за недостаточной активности — кто в рядах парламентариев, а кто партийных функционеров. То есть их протесты основаны исключительно на личных интересах.
Лидерам в данном случае, как говорится, виднее. Однако так ли уж в этом плане безупречны они сами — остается весьма спорным вопросом. По крайней мере, едва ли не по единодушному мнению отечественных политологов, это блокирование не принесет дивидендов национально-демократическому движению в Украине.
В самом деле, вполне возможная широкая сине-оранжевая коалиция в будущем составе Верховной Рады поставит крест на политической карьере сегодняшних лидеров «правицы». Сами они, похоже, это прекрасно понимают и предпочитают, тем не менее, депутатские (а то и министерские) кресла статусу лидеров внепарламентских партий. Ведь представить и Костенко, и Тарасюка, и Ивченко (исходя из их биографий) министрами от широкой коалиции легко и просто. Но вот сохранение ими после этого авторитета партийных лидеров среди широкого круга однопартийцев представить уже затруднительно.
Возможно, это и к лучшему для национал-демократов в целом, так как в конечном итоге может привести к появлению в их рядах новых харизматичных лидеров, способных вывести свои партии из явно затянувшегося кризиса. А то, что этот кризис является реальностью, четко просматривается из невозможности всех этих партий самостоятельно преодолеть трехпроцентный барьер, при том, что их суммарный электоральный потенциал составляет примерно 25%.
Однако сегодня своим вхождением в «мегаблок» эти партии, на мой взгляд, упускают неплохие шансы вхождения в парламент исключительно на своей идеологической платформе путем создания блока правых патриотических сил. Обусловлено это в первую очередь тем, что сегодня все больше украинцев сомневаются в искренности патриотических деклараций Виктора Ющенко, а от Юлии Тимошенко их и вовсе в последнее время не слыхать.
Однако можно не сомневаться, что тогда на этот избирательный блок было бы вылито море черного пиара не только со стороны левых и регионалов, но и в первую очередь со стороны тех же БЮТа, «Нашей Украины» и «Самообороны». И если Юрий Костенко еще как-то был готов к этому (именно он в свое время был инициатором создания такого блока), то Борис Тарасюк, и особенно Алексей Ивченко — ни в коей мере. Именно это обстоятельство, возможно, и стало решающим при определении в конечном итоге предвыборной стратегии правых сил.
Ведь идти самостоятельно на выборы ни одна из них сегодня не готова. И связано это в первую очередь со слабой харизматичностью их лидеров. Трудно себе представить, чтобы такой патриот, как господин Ивченко, пользовался авторитетом в широких кругах национально-демократического электората. Тот же факт, что он до сих пор остается лидером КУНа, свидетельствует лишь о том, что эта партия переживает глубочайший кризис в своих структурах и в ближайшее время либо исчезнет с политической карты Украины, либо кардинально перестроит свои ряды.
Что касается Бориса Тарасюка, то его лидерство в НРУ — хороший урок тем партийным функционерам, кто считает, что любой патриотически настроенный госчиновник высокого ранга в состоянии быть лидером их политической силы…
С Юрием Костенко все несколько сложнее. По-моему, он просто не понял, каким образом олигархические БЮТ и «Наша Украина» забрали у его УНП в свое время избирателей этой партии. А может, наоборот, слишком хорошо понял, что бороться ему с этими троянскими конями украинского национализма куда более рискованно в плане его личных шансов попадания в парламент, чем если не дружить с ними, то заключить пакт о ненападении.
Те же условия, на которых лидеры «правицы» входят сегодня в «мегаблок», не стоит считать унизительными. Ведь когда генералы (включая свадебных) сдаются в плен, они должны быть готовы к тому, что ими будут командовать унтер-офицеры противника. Так и места в избирательном списке «мегаблока» для лидеров УНП, НРУ и КУНа, похоже, определяют политтехнологи «Нашей Украины» и «Самообороны», исходя исключительно из личной харизмы господ Костенко, Тарасюка и Ивченко. Более того, есть все основания предполагать, что любой из них проведет с собой в Верховную Раду не более двух-трех своих однопартийцев…
В этой ситуации появляются неплохие шансы для прохождения в парламент украинских крайне-правых. Ведь среди нашей патриотической общественности достаточно людей, которые не собираются голосовать за Порошенко, Третьякова, Мартыненко, Жванию, Бычкова и компанию только для того, чтобы видеть в Верховной Раде Тарасюка, а тем более Ивченко. Уже сегодня, по данным социсследований, «Свобода» Олега Тягнибока занимает по электоральным симпатиям в западных регионах Украины третье место, значительно опережая при этом те же УНП, НРУ и КУН. И можно не сомневаться в том, что те, кто стоит за Тягнибоком, не пожалеют ни средств, ни политтехнологий для того, чтобы их люди попали в парламент… Но хорошо ли это?