Трудно даже вспомнить, когда еще мы встречали Новый год в столь унылом состоянии духа, как теперь — в канун самого любимого всенародного праздника... Мое поколение, к счастью, не знает тягот и лишений военного времени. Та разруха, инфляция денег и ценностей, которая случилась на территории бывшего СССР в конце восьмидесятых — начале девяностых и повторилась в конце девяностых годов прошлого века, даже близко не может сравниться с испытаниями, пережитыми нашими родителями, нашими бабушками и дедушками. Но вот что удивительно: кажется, они прошли через все испытания революцией, войнами и их последствиями с гораздо более легкой, светлой душой, нежели мы переживаем нынешний финансовый кризис. Да и мы сами крушение советской империи, которая сопровождалась пустыми полками магазинов, совсем никудышними зарплатами, крахом заводов, предприятий, переживали не столь пессимистично, как это происходит сейчас.
Лично я нахожу этому одно объяснение: всякое уныние, пессимизм, нежелание жить (а уже появились первые сообщения о спровоцированных экономическим кризисом суицидах) вызваны именно кризисом веры. Наши предки — хоть и не все, но многие — прошли с достоинством через суровые испытания благодаря вере, если не в Бога, то в светлое будущее человечества, пусть в последнем случае эта вера и была основана на ложных ценностях. Нашим старикам столь тяжело переживать нынешние, несравненно более благополучные в материальном отношении, времена потому, что их вера была разрушена страшной правдой о прошлом, а новой они не обрели. Те же, кто вопреки фактам и здравому смыслу цепляется за старую веру в истреблявших целые народы вождей, глубоко несчастны от обиды на разрушившее их страну и их ценности новое время. Как это ни обидно осознавать, но в их времени, со всеми его преступлениями тоталитарного режима, со всем его официальным безбожием, было больше истинной веры, нежели в нашем демократическом настоящем, восстанавливающем церкви. Наши родители были воспитаны на идее жертвы, жизни ради других, что привносило в их существование высший смысл и возвышало их над будничными неурядицами. Нынешнее поколение воспитывается в эгоизме, в идее жизни ради себя, ради пустых, примитивных удовольствий, доступных, притом в несравненно больших количествах, даже животным. Поэтому когда над этими сомнительными, опустошающими не только кошельки, но и души удовольствиями нависла угроза, мы оказались полными банкротами. Мы утрачиваем смысл жизни, когда нам приходится расставаться с удовольствиями, доставляемыми покупкой десятков, сотен вещей, в которых нет никакой необходимости.
Мы должны бы радоваться тому, что пока еще не голодаем (а такую перспективу не исключают даже привыкшие рисовать розовое будущее политики). Но сытость сама по себе тоже не может быть смыслом жизни, как не может им быть зарабатывание и накопление денег и прочих материальных ценностей, которые, простите за тавтологию, могут обесцениться в одно мгновение.
Печальнее всего то, что в уныние сегодня впали даже люди религиозные. Это их уныние равно безверию — оно означает, что они, хоть и ходят в церкви, костелы, молельные дома, но не за тем, чтобы внять призыву Спасителя искать богатства на Небе, а не на земле, где их уничтожит неумолимое Время. Ставя свечи, крестясь, шепча молитвы, мы, в большинстве своем, просим у Бога все тех же тленных богатств, не веря, что духовные дары обладают несравненно большей ценностью. Не веря в них, мы не верим в вечность, не верим в милость любящего Бога, который, если мы допускаем Его существование, воспринимается нами как машина по исполнению наших желаний. А раз так, то народ, недавно громко отпраздновавший 1020-летие крещения Руси, как кощунственно это ни звучит, на поверку оказался безбожным. Ибо уверовавшие в Бога алчут только одного — встречи с Ним, любви к Нему.
Тем более безбожной является и избираемая нами власть, где бы она сегодня ни находилась — на Грушевского, на Банковой или в оппозиции. Потому что не стояние со свечами в храме, не лобызание со священниками делает человека личностью духовной, божественной, а самоотверженная жизнь ради других. Власть же наша в условиях мирового кризиса лишний раз подтвердила, что существует она исключительно ради себя любимой. Те спекуляции с гривней, которые еще больше ограбили и без того нищий наш народ и в очередной раз заставили почувствовать себя обманутым, лишь подтвердили демонизм наших политиков и бизнесменов. Потому что, не защищая доверившихся им людей, ввергая их в уныние и страх за будущее, власть отбирает у них саму возможность обрести душевное спокойствие и думать о Боге. А думая о Нем, просить у Него не защиты от кризиса, не земного хлеба, а любви, которая и есть хлебом насущным, и им живет душа. Который насыщает ее, делает ее счастливой и неуязвимой перед лицом любого кризиса. В обретении этой божественной любви и заключен смысл веры и всякой истинной религии, подтверждение чему легко найти в Евангелии, где говорится, что первейшая заповедь предписывает нам возлюбить Бога, а вслед за этим возлюбить и ближнего своего. Учат ли этому не на словах, а на деле наши заигрывающие с властью церковники? Совместима ли вера, служение Богу с грязными политическими и финансовыми махинациями, в которых участвуют не только политики, но и иные близкие к ним священники? Отвечая здесь на эти простые вопросы, я оскорбил бы читателя, заподозрив его в инфантилизме, в непонимании базовых духовных истин.
Всякий кризис, какие проблемы и лишения он ни приносил бы, без сомнения, содержит в себе положительное начало. Оно заключается в предоставленной нам возможности увидеть наконец ранее затаившуюся болезнь и избавиться от нее. Какие бы экономические причины ни искали в нынешнем плачевном состоянии мировой экономики специалисты, очевидно одно: истоки финансового и прочих мировых кризисов (политического, экологического и т.д.) нужно искать в нашем мировоззрении, в наших базовых ценностях, в нашей алчности. Те, кто исполнится решимости не просто избавиться от симптомов болезни, а излечиться от нее, несомненнно выйдут из всех нынешних и грядущих катаклизмов обновленными. Но для этого им нужно будет проделать очень болезненную операцию: вырвать из сердца ложную, навязанную политиками и торгашами, веру в материальное процветание и посадить там росток подлинной веры, взращивая и защищая которую, мы станем неуязвимыми перед лицом любой опасности. Подтверждением тому является опыт святых и людей, близких к состоянию святости, то есть людей, живущих не для себя. И никакой всеобщий скепсис, никакое безверие не в состоянии будут одолеть обретенную подлинную веру, от кризиса которой мы все сегодня страдаем.