Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конец социального партнерства?

Риски победы правых в Австрии
19 декабря, 2001 - 00:00

Лишь немногие смены правительств в Европе привлекали такое внимание прессы, как прошедшие в октябре 1999 года выборы в Австрии, приведшие в правительство Партию свободы Йорга Хайдера. По прошествии двух лет после сформирования правительства можно уже оценить влияние этого правительства на австрийскую экономику — ту область, в которой правящая коалиция в своей предвыборной риторике обещала наибольшие перемены.

Чтобы понять, что делает австрийское правительство сейчас, необходимо понять, каким было экономическое положение Австрии раньше. Экономика Австрии твердо стояла на ногах на протяжении 1990-х годов и ее показатели в основном были на уровне средних значений для стран Евросоюза и зоны евро. Но многие австрийцы ожидали более высоких темпов экономического роста, поскольку в 1995 году Австрия вступила в Евросоюз, а также делала инвестиции в перестройку экономики соседних стран Восточной Европы и торговала с ними.

Более низким, чем ожидалось, темпам экономического роста Австрии способствовали два фактора: замедленная финансовая консолидация и запаздывающие структурные реформы. В 1990-е годы усилия по проведению финансовой консолидации обычно приводили к более значительному структурному дефициту и, хотя рыночные реформы обсуждались, лишь немногие из них претворялись в жизнь. Две эти проблемы внесли свой вклад в падение правительства социал-демократов и консерваторов (the Volkspartei — народная партия), долгое время находившегося у власти.

Коалиции консерваторов и Партии свободы, образованной после выборов 1999 года, предстояла трудная работа. Хотя программы партнеров по коалиции совпадали по многим пунктам, между ними существовало разногласие по вопросам в отношении Европы. Консерваторы надеялись, что если Австрия сделает более гибкими рынки товаров и труда и возьмет на себя обязательства провести тщательную ревизию системы управления государственного сектора экономики, то она увеличит свою конкурентоспособность и таким образом поднимет темпы экономического роста.

Партия свободы, в противоположность консерваторам, никогда не была проевропейской, по крайней мере, начиная с 1990 года; она также не поддерживала принятие в состав Евросоюза бывших коммунистических государств Восточной Европы. Введенные после выборов санкции Евросоюза против Австрии сделали рекламу Партии свободы, привлекая к ней австрийцев, придерживавшихся антиевропейских настроений. Как следствие всего этого, остается неясным, рассматривает ли нынешнее правительство Австрии расширение Европы и Евросоюза на восток как базис, который обеспечил бы Австрии более привлекательный облик на международной арене и еще больший экономический рост.

В самом начале своего правления коалиционное правительство ввело в действие программу стабилизации, разработанную с целью ликвидации бюджетного дефицита к 2002 году. Эта цель может быть достигнута в этом году, главным образом за счет увеличения доходов, полученных от более высоких косвенных налогов (например, налогов на электроэнергию, увеличение налога на страхование транспорта, пошлины на табачные изделия, а также введение платы за обучение в университетах). Были также введены более жесткие налоги с корпораций.

Для уменьшения расходной части бюджета были применены меры структурного характера, в особенности пенсионная реформа, а также программа поэтапного снижения количества государственных служащих и более целенаправленное распределение социальных выплат. Но эти ограничения расходов протекают исключительно медленно, и это означает, что стабилизационная программа перегружена бременем увеличенных налогов, которые достигли беспрецедентного уровня.

Сделанные правительством шаги в направлении сбалансированного бюджета были отчасти смелыми, поскольку они вызывали сопротивление со стороны людей и организаций, интересы которых они затрагивали. Некоторые из мер правительства, такие как система государственного пенсионного обеспечения, были хорошо продуманы (хотя необходимость в дополнительной реформе все-таки остается), в то время как другие меры, например меры, направленные на увеличение доходов и снижение издержек в системе здравоохранения, были осуществлены слишком поспешно — скажем, новая система совместной оплаты за лечение требует доработки. Более того, реформа системы здравоохранения пока что не привела к ожидаемому уровню экономии средств бюджета.

Новое правительство также начало процесс перемен в различных областях государственного управления. Оно уменьшило количество рабочих мест в правительственных учреждениях, гарантировало лишь незначительное увеличение зарплаты и резко сократило государственные инвестиции. Все это помогло консолидировать бюджет, однако создало в стране оппозиционный климат.

Обычно реформы системы управления требуют тщательной подготовки, и эту подготовку правительство пыталось провести с помощью исследования, выполненного комиссией по целевым реформам, результаты которого были опубликованы в марте 2001 года. И хотя предложений о том, как увеличить эффективность государственного сектора экономики, было очень много, законодательных инициатив, основанных на рекомендациях комиссии, было недостаточно, и они не были разработаны должным образом.

Хорошо известно, что с помощью политических средств сложно превратить государственные учреждения в предпринимательские структуры. Прошлый опыт Австрии дает мало положительных примеров. Одна из причин такого положения дел может заключаться в том, что перед этими предпринимательскими отделениями часто ставились нереальные цели, и создавались они без тщательного анализа выгод и издержек, ожидаемых от их деятельности.

В 2000 и 2001 годах многие государственные авуары в промышленности были приватизированы, что резко сократило долговую позицию материнской компании в национализированных отраслях промышленности (ЦIAG). Ее долги накапливались из-за принятого старой правительственной коалицией решения, согласно которому потери национализированных отраслей промышленности принимало на себя государство. Новое правительство, наряду с дальнейшим проведением приватизации, предприняло множество политических мер, направленных на улучшение функционирования рынка: например, оно раньше других стран Евросоюза открыло для конкуренции рынки электроэнергии и газа, а также телекоммуникационный сектор, посредством изменения налоговой системы усилило рынок ценных бумаг, унифицировало контроль на финансовом рынке и предприняло ряд других мер.

И все-таки, несмотря на эти реформы, еще осталось много ограничений. Например, время работы магазинов должно подчиняться жестким правилам. Действительно, в секторе розничной торговли Австрия сохраняет среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития самые жесткие регулятивные нормы. Сохраняются также и многие ограничения на рынке труда.

Однако остается без ответа более фундаментальный вопрос о природе австрийской политической/экономической системы. Успехи Австрии в области экономики и политическая стабильность после Второй мировой войны основывались на системе социального партнерства. Экономическая политика в основном определялась четырьмя социальными партнерами: торговой палатой, объединением сельскохозяйственных палат, палатой труда и австрийскими профсоюзами. Первая связана с консерваторами, а две последних — с социал-демократами. Образование коалиционного правительства консерваторов/Партии свободы поставило под вопрос это партнерство.

В ближайшее время последствия этих событий, возможно, и не будут отрицательными, так как именно из-за отсутствия согласия среди социальных партнеров не решались структурные проблемы, существовавшие в экономике в 90-е годы. Поэтому нынешние усилия правительства, направленные на их разрешение, могут оказаться успешными. Но долговременные последствия этого распада социального партнерства остаются неизвестными. Поскольку доказано, что именно социальное партнерство позволяло Австрии на протяжении десятилетий быть стабильной и процветающей страной, мы должны надеяться, что происходящие в наши дни изменения послужат катализатором для возобновления социального согласия.

Георг Винклер, ректор университета Вены, профессор экономики.

Георг ВИНКЛЕР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ