Отвечая на вопрос о проволочках, глава «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко проинформировал Леонида Кучму, что подготовлен и направлен в Россию и Германию проект договора между «Нефтегазом Украины», немецким «Рургазом» и российским «Газпромом».
Вице-премьер РФ Виктор Христенко, этого проекта еще, по-видимому, не получил, и потому ничего о нем не сказал. Зато четко определил сроки активного вступления Германии в российско-украинский газовый консорциум. По мнению вице-премьера, они будут определены «к октябрю», то есть ко времени запланированных в Екатеринбурге российско-германских консультаций. В.Христенко объяснил задержку по срокам тем, что для определения условий работы Германии необходимо выбрать одну из трех разработанных бизнес-моделей развития газотранспортного консорциума. «Чтобы выбрать, какая из них наиболее оптимальная, необходимо определить инвестиционные проекты, которые могут обеспечить инвестиционное покрытие развития газотранспортной системы Украины», — говорил вице-премьер, ссылаясь на график дальнейшей работы (в июне будут проведены консультации с украинскими партнерами, в июле пройдет российско-украинское совещание по газовому консорциуму, также запланированы консультации с немецкой стороной). При этом В.Путин сказал, что канцлер Германии Герхард Шредер терпеливо ждет, когда определят сроки активного участия ФРГ. «Но, хотя он и терпеливо ждет, мы должны сами как-то ответить на этот вопрос как можно быстрее», — торопил президент России своих чиновников.
Между тем федеральный канцлер Германии Герхард Шредер, несмотря на деликатность постановки вопроса и высказываемые надежды на то, что формы участия германских фирм в российско-украинско-германском консорциуме определятся уже в этом году, также не чужд интересов своей страны и имеет что предъявить первым двум учредителям. «Еще в этом году должно быть подготовлено исследование по поводу осуществимости этого совместного проекта, которое более зримо продемонстрирует возможный вклад германских предприятий. В первую очередь, это дело предприятий трех стран — найти подходящие формы сотрудничества», — сказал Г.Шредер. Из этого можно сделать вывод, что в случае слишком затяжных переговоров вывод об осуществимости можно будет легко снабдить приставкой «не» или же «перевесить» все заботы о консорциуме, движущей силой которого была, в первую очередь, политическая составляющая, на «предприятия».
Тем более, что начальный раунд переговоров между «Газпромом», «Нефтегазом Украины» и «Рургазом» (в первой декаде мая) не дал особых результатов. Судя по всему, немецкая делегация была просто ознакомлена с позициями Украины и России, которые пока не смогли ощутимо приблизиться к согласию. Было решено продолжить работу по обоснованию трех вариантов функционирования консорциума — концессии, операторских и транзитных услуг. «Рургаз» готов вести переговоры по всем моделям, хотя посол ФРГ в Киеве Дитмар Штюдеманн высказался за передачу украинских газопроводов в концессию международному консорциуму. Ю.Бойко высказался против. Россияне консорциумный вариант поддержали. В то же время расчеты, представленные экспертами в апреле, переговорщиков не устроили. В связи с этим разработку бизнес-плана было решено отложить. По мнению двух сторон, привлечение третьего в таких условиях было чревато усилением противоречий. Хотя на самом деле, украинская сторона явно могла бы с началом работы третьего участника обеспечить себе дополнительные преимущества. Но она, очевидно, не спешит использовать эту возможность. А поторопиться бы стоило.
Недавно The Boston Consulting Group (BCG) завершила всемирное исследование развития газового рынка, в котором прогнозируется двукратный рост спроса на газ в Европе в течение ближайших 30 лет. По мнению экспертов группы, уже к 2010 году Евросоюзу потребуется около 600 млрд. кубометров газа в год по сравнению с нынешними 450 млрд. Российскому газу вполне по силам получить от трети до половины «дополнительной квоты». Для этого придется серьезно расширять мощности украинских трубопроводов, конкурентом которым может стать дорогостоящий Североевропейский газопровод или газопровод в обход Украины, о котором нам было рекомендовано не беспокоиться... Но кто поручится, что последний проект предан забвению в самой России?
Тем временем глава правления немецкого акционерного общества «Рургаз» Буркгарт Бергман считает, что ситуация с газовым консорциумом, в котором должны принимать участие Украина, Россия и Германия, сдвинулась бы с места, если бы состоялась трехсторонняя встреча на высоком уровне. Для «Рургаза» и немецкой стороны, отметил Б.Бергман, этот транспортный путь даст важные гарантии поставок и наличия газа. «Для Украины важно, чтобы этот транзит оставался привлекательным относительно других альтернативных путей. А для России — чтобы этот консорциум всегда был в распоряжении, чтобы можно было поставлять газ в большом количестве на запад», — считает он. Сможет ли проект окупиться, удастся ли достигнуть рентабельности, по его мнению, зависит от переговоров. «Мы только в начале процесса. Тот, кто считает, что необходимая работа по подготовке консорциума уже сделана, глубоко ошибается», — подчеркнул руководитель «Рургаза».
А в конце мая определился еще один потенциальный участник консорциума. По сообщению премьер-министра Украины Виктора Януковича, руководство французской компании «Газ де Франс» передало украинской стороне свои предложения об участии в реализации проекта по созданию международного газотранспортного консорциума. По словам премьера, Украина заинтересована в участии Франции в международном газотранспортном консорциуме. В реализации этого проекта также принимает участие и Италия, заверил Янукович. Что же касается Москвы, то ее устраивает вариант организации международного газового консорциума с передачей украинских транзитных газопроводов в управление. «И аренда подойдет, и концессия подойдет», — считает российский посол Виктор Черномырдин. По его мнению, консорциум не будет полноценно работать, если он не может распоряжаться газотранспортной системой.
Говоря о переговорных разногласиях, российская «Газета СНГ» утверждает, что именно украинская сторона тормозит переговорный процесс, отпугивая потенциальных инвесторов. Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов рассмотреть возможность участия в консорциуме. По мнению экспертов, ЕБРР мог бы выступить кредитором или стать одним из акционеров консорциума. Однако пока не определена модель работы консорциума, ни о каком дополнительном участии говорить не приходится, считает газета. Создается впечатление, что российская сторона искусно, возможно, используя связи в украинских нефтегазовых кругах, стимулирует тактические противоречия, возникшие между украинской и немецкой сторонами.