Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конституционный тупик

Тарас СТЕЦЬКИВ: Если Украина будет идти путем односторонних уступок, она придет к тому результату, к которому в свое время пришел Мазепа, — к поражению
18 августа, 2015 - 19:07
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

На прошлой неделе украинские общественные и государственные деятели, дипломаты, эксперты и интеллектуалы, среди которых Владимир Василенко, Виктор Шишкин, Тарас Стецькив, Степан Хмара, Богдан Яременко и Олег Березюк, презентовали Обращение к Президенту и Верховной Раде Украины. В нем они призвали не поддерживать конституционные изменения в части введения «особенностей местного самоуправления» в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Однако это вопрос не такой простой и однозначный, так же, как и, собственно, нынешняя позиция Украины в международных переговорах. К ней привели системные ошибки властей, из-за которых украинская армия попала в Иловайский и Дебальцевский котлы, а все государство — в минский «дипломатический котел». И, с одной стороны, упомянутые конституционные изменения являются следствием принятых Минских соглашений, которые на сегодня фактически остаются единственным инструментом мирного урегулирования. К тому же на их принятии настаивают наши западные партнеры. Но и их позиция недостаточно четкая, принципиальная и консолидированная, ведь недавно глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о необходимости встречи военных представителей сторон противостояния на Донбассе и сотрудников ОБСЕ, чтобы обсудить и договориться об отводе вооружений, ведь ситуация в регионе опасная. Таким образом, Украину подталкивают лицом к лицу сесть за стол переговоров с террористами. А фактически это является давней целью Путина — сделать вид, будто бы конфликт в Украине является не результатом российской агрессии, а «гражданской войной». К тому же, и это неоднократно подчеркивал «День», на сегодня процесс изменения Конституции, равно как и децентрализация, в условиях российской агрессии и оккупации очень опасны.

Так есть ли какие-то альтернативы этому конституционному тупику? Какую цель преследуют авторы Обращения к Президенту и парламенту? Не станет ли их инициатива дополнительным дестабилизирующим фактором в Украине? Об этом «День» спросил у одного из авторов Обращения, бывшего народного депутата, директора по развитию Центра политико-правовых реформ Тараса СТЕЦЬКИВА:

— Инициаторами этого обращения стали я, Владимир Василенко, Михаил Басараб, Виктор Шишкин и Степан Хмара. Наше замечание касается закрепления «особого статуса» оккупированной части Донбасса в Конституции. Это антиконституционная норма, навязываемая Путиным. Он продвигает ее через оба минских договора, чтобы всунуть разбомбленный Донбасс назад Украине, закрепить его «особый статус» и разобщить с помощью этого Украинское государство, чтобы получить право «вето» на европейский курс и за счет обязательств финансировать оккупированные территории сорвать внутренние резервы Украины. Это недопустимо, а весь конституционный процесс, который ускоренно идет с 5 марта, когда была образована Конституционная комиссия, — это не следствие внутренней суверенной воли украинского народа или Верховной Рады, а откровенный шантаж и давление извне — не только со стороны России.

Каков ваш план действий?

— Основная конструкция обращения построена на правовой позиции, что в Украине объективно существуют условия военного положения. И мы фактически дали аргумент депутатам Верховной Рады, чтобы они имели все основания отклонить 25 августа в первом чтении все эти изменения к Конституции и перенести их на то время, когда закончатся военные действия с Россией. Мы дали подсказку парламенту, что у него есть как минимум несколько вариантов поведения. Они дают возможность выйти из той ужасной ситуации, в которую Украину загнали Минские договоренности, и выйти из дипломатической ловушки, в которую попали, подписав их. Во-первых, Рада может не включить вопрос конституционных изменений в повестку дня, во-вторых, отклонить поданные Президентом изменения, независимо от заключения Конституционного суда. Мы вообще являемся категорическими противниками изменений к Конституции, потому что в условиях, когда в стране идет война, заниматься децентрализацией по меньшей мере преждевременно. Но если уж Верховная Рада по настоянию Президента так сильно хочет эту децентрализацию проводить и начинать административную реформу, то, по крайней мере, пусть уберут п. 18 из Переходных положений. Тогда парламент, пользуясь этой лазейкой, отправит измененный проект конституционных изменений в Конституционный суд. Тогда на следующей сессии мы должны будем рассматривать этот вопрос еще раз в первом чтении. А окончательное принятие может состояться весной 2016 г. — это для Украины правильно, потому что она не обязана спешить в угоду российскому агрессору или по настоянию западных стран, меняя Конституцию. Россия не остановит военные действия, таким образом, это политика односторонних уступок, и если Украина пойдет этим путем, она придет к тому результату, к которому в свое время пришел Мазепа, — к поражению.

Изменилась ли позиция народных депутатов после направления конституционных изменений в КСУ?

— По моей информации, 300 голосов на сегодня нет, а потому наше обращение играет на усиление этой позиции, чтобы их и не было. Сейчас с депутатами работают для того, чтобы такое количество набралось.

Включение в Переходные положения Конституции данного пункта является следствием Минских договоренностей и шагом в мирном разрешении конфликта в международных переговорах. А есть ли этому альтернатива, ведь фактически у нас нет других инструментов мирного урегулирования? К тому же этот путь поддерживает Запад, в том числе Соединенные Штаты. Следует напомнить, что мы зависим от наших западных партнеров в экономическом, политическом, военном плане.

— Петр Порошенко считает, что альтернативы минскому процессу нет, но я считаю, что есть. На наш взгляд, из минского формата следует выходить и заключать другие соглашения, которые будут выгоднее для нашего государства. Я хочу уверить, что если Украина проявит свою суверенную волю и уберет «особый статус» Донбасса из Конституции, то, в связи с тем что Россия уже сотни раз нарушала Минские договоренности, наступит другая реальность и будет другой переговорный процесс. Я вас уверяю, что западные страны поддержат эту реальность. Западу нужно объяснить, что Украина не может торговать своим суверенитетом, записывая в Конституции «особый статус», который не даст мира. Мы не можем принять такие позорные для себя условия — легче отрезать Донбасс от Украины, потому что иначе мы пустим Путина в нашу внутреннюю политику. Поэтому, убрав п. 18 Переходных положений, нужно моментально обратиться к западным странам и предложить им другой формат переговорного процесса и другие условия достижения мира. Не нужно бояться этого или поддаваться на шантаж России, что якобы они начнут широкомасштабные военные действия. Не начнут — это блеф, на который украинская сторона покупается, к сожалению, целый год.

Я неоднократно слышал «страшилки», которые разгоняются в том числе поддерживающими Президента журналистами, что якобы если Рада отменит 18-й пункт, то международная коалиция в поддержку Украины распадется. Международная коалиция не распадется, потому что Запад прагматичен — он исходит из позиции, которую занимают украинские власти. Если Украина занимает рыхлую позицию, то соответственно ведут себя и наши партнеры. А наше государство должно исходить из того, что нужно для сохранения нашего суверенитета.

Но «жесткая позиция» должна на чем-то основываться. Разве у нас есть соответствующий базис для этого?

— Сегодня у нас есть армия, и яркое свидетельство этого — линия фронта, которая остается там, где она есть. В противном же случае она проходила бы по Днепру. А Запад должен понимать суверенную позицию Украины, волю Президента и Верховной Рады. А те в свою очередь должны не заниматься пением гимнов и цитированием Шевченко, а занять четкую собственную позицию.

Однако пункт относительно «особенностей местного самоуправления» находится в Переходных положениях, что означает его временность.

— Переходные положения — это тело Конституции, и он является постоянным. Так же мы «временно» закрепили статус Черноморского флота РФ.

— Если Верховная Рада проголосует за данные конституционные изменения, какие дальнейшие действия вы планируете?

— Если парламенту будут «выкручивать руки», чтобы он проголосовал за них 300 голосами, то общество, независимо от нашей инициативы, сформирует патриотическую национальную оппозицию действующей власти вместо промосковского «Оппозиционного блока». Мы в своем документе хотели просигнализировать об этом, ведь такой процесс в Украине уже происходит. Скорее всего, это будет широкое объединение разнообразных организаций, которое будет действовать всеми доступными средствами — петиции, подписи, уличные акции, пикеты, митинги — это будет давление на Верховную Раду, чтобы не допустить таких изменений к Конституции. Будет вестись работа по объяснению украинскому обществу, что «особый статус» является угрозой разрушения Украины.

— Но не станет ли такое протестное движение дополнительным фактором дестабилизации ситуации в стране, что сыграет на руку агрессору?

— Если оно будет широким, патриотическим, умным и конструктивным, то это не приведет к раскачиванию ситуации. Но закрывать глаза на то, что власть действует вопреки национальным интересам, никто не будет. Суть нашего обращения и этого движения в том, чтобы власть прислушивалась к гражданскому обществу. Мы готовы поддерживать власть, но просим не предпринимать действий вопреки интересам Украины. И если к нам прислушаются, то ситуация изменится и проблема исчезнет.

Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ