Встреча Президента с лидерами оппозиционных фракций, состоявшаяся на прошлой неделе, по- большому счету не прояснила запутанную ситуацию с конституционной реформой. По- прежнему нет ответов на многие вопросы. Удастся ли выйти на единый законопроект по внесению изменений в Основной Закон? Какова степень готовности участников конституционного процесса к компромиссам, какие инструменты и механизмы будут эффективны для выработки общей позиции?
Собственно, в этом нет ничего удивительного, если учесть, какие высокие ставки разыгрываются в конституционной игре. Реформа политической системы уже привела к фактическому расколу оппозиции и ужесточению кулуарно-аппаратной конкуренции среди пропрезидентских сил.
Все это дает основания говорить о том, что реформа сегодня превратилась в особое поле политической конкуренции. Это новый спектр отечественного политического процесса уже сейчас продуцирует новые стратегии политических сил, а в ближайшей перспективе он способен породить новые коалиции и альянсы. Чтобы понять вероятные исходы «конституционной» конкуренции, важно понять и проанализировать истинные мотивации и интересы участников, которыми они руководствуются в борьбе за свое политическое выживание.
Пожалуй, основным политическим следствием конституционного реформирования на сегодня стало то, что формат «большинство—оппозиция» в значительной степени утратил свою актуальность. Традиционное противостояние между большевиками и оппозиционерами, и ставшие уже привычными интриги внутри обоих лагерей, дополнились формированием межкоалиционных неформальных альянсов, возникающих на основе общности долгосрочных политических интересов и общего видения путей конституционной реформы.
Постепенно выкристаллизовываются две основные «группы интересов».
К первой, объективно заинтересованной в переходе к парламентско-президентской форме правления, можно отнести хорошо организованные партии, располагающие устойчивой электоральной репутацией. Речь идет о СДПУ(О), Социалистической партии и коммунистах.
Ко вторым относятся влиятельные бизнес-политические объединения, чьи лидеры надеются на победу и которые заинтересованы в сохранении сильной президентской вертикали. Это «Наша Украина» и ее лидер Виктор Ющенко, возможно, Блок Юлии Тимошенко, донетчане во главе с действующим премьером Виктором Януковичем.
Глава правительства в последнее время развернул чрезвычайно активную деятельность, которую многие склонны расценивать как начало избирательной кампании. В частности, заметный резонанс в политических кругах вызвало намерение премьера объединить депутатские группы «Регионы Украины» и «Европейский выбор» в единую фракцию и амбициозные планы донетчан сделать ее наиболее многочисленным и влиятельным парламентским игроком.
Очевидно, что подобный шаг имеет практический смысл в случае, если он направлен на достижение стратегической цели и призван способствовать реализации политически значимого проекта. Учитывая уровень амбиций донетчан, просматриваются лишь два подходящих по масштабу варианта.
Первый. Донецкая фракция создается под принятие изменений в Основной Закон, а точнее — для обеспечения прохождения президентского законопроекта.
Второй. Фракция необходима для формирования парламентской, а впоследствии и общественно-политической, базы под единого кандидата от власти на президентских выборах 2004 года. В данном случае — премьер-министра Виктора Януковича.
Однако, скорее всего, эти цели неразделимы, и выполнение первой является обязательной предпосылкой для внесения в повестку дня второй. Поэтому, опираясь на статус сегодняшнего фаворита, премьер рассчитывает закрепить и развить успех. Он понимает, что благосклонность Леонида Кучмы может быть весьма недолговечной и поменяться на более прохладное отношение вместе с изменением политической или экономической конъюнктуры в стране. Тем более, вряд ли премьеру даны сколь-нибудь серьезные гарантии со стороны Президента как относительно продолжительности пребывания во главе Кабмина, так и относительно его возможных кандидатских перспектив.
В связи с этим, можно предположить, что Янукович действительно поставил перед собой задачу обеспечить прохождение президентского варианта конституционной реформы в парламенте и преподнести Леониду Кучме 300 депутатских голосов на осенней сессии Верховной Рады. Это позволило бы премьеру добиться окончательной легитимации себя в статусе преемника и продемонстрировать Президенту, что он справляется с управлением парламента эффективнее, чем «ответственные» за этот участок работы Виктор Медведчук и Владимир Литвин.
В случае успешной реализации этого варианта Янукович может рассчитывать стать безальтернативной кандидатурой от власти на президентские выборы 2004 года. К тому же, несмотря на то, что содержание президентского (либо же единого) законопроекта окончательно пока неизвестно, скорее всего, институт президентства останется в нем ключевым в институциональной архитектуре политической системы, а президент — средоточием основных рычагов власти в стране. Отсюда прямой интерес премьер-министра, как вероятного кандидата, в продвижении президентской версии реформы.
Понятно, что такой вариант развития событий не выгоден ни главе АП Виктору Медведчуку, ни спикеру парламента Владимиру Литвину. Однако сценарий Януковича более чем устраивает Виктора Ющенко, который в результате скрытого противостояния разворачивающегося в пропрезидентском лагере, может получить желанный формат политической системы и конфликт в среде своих наиболее опасных конкурентов в борьбе за высший пост в государстве. Поэтому не исключено, что осенью, недостающие до конституционного большинства голоса, донецкие эмиссары будут искать и находить как раз в рядах «Нашей Украины».
Если создание большой депутатской фракции перейдет в практическую плоскость, то это повлечет за собой изменение устоявшихся балансов и перераспределение традиционных зон влияния как внутри парламентского большинства, так и в Верховной Раде в целом. Тактика, исповедуемая Виктором Януковичем, может привести к возникновению неформальных антипремьерских альянсов и коалиций и осложнить отношения премьер-министра с другими бизнес-группами, входящими в президентское окружение.
Между тем принципиально разное видение путей и способов конституционной реформы и ее конечных целей привело к фактическому распаду оппозиционной «четверки».
Позиция лидера социалистов Александра Мороза, выступающего за скорейший переход к парламентско-президентской форме правления не находит отклика у партнеров по оппозиции.
Так, Юлия Тимошенко заявила, что, скорее всего, ее фракция не поддержит ни один законопроект о конституционной реформе. Это говорит о том, что Тимошенко хочет сначала решить вопрос о своем политическом будущем, и, уже исходя из этого, продвигать приемлемый для нее вариант политической реформы. Сегодня для лидера БЮТ более актуальным вопросом является способ ее участия в выборах главы государства — самостоятельный или в рамках единой кампании оппозиционной коалиции.
Возможен сценарий, когда действующая власть будет оказывать Тимошенко закулисную поддержку в президентской кампании с целью отколоть максимально возможное количество правого протестного электората у Виктора Ющенко. При этом, заявив о своей готовности участвовать в выборах, если не будет выдвинут единый кандидат от оппозиции, Юлия Владимировна держит в уме теоретическую вероятность снятия Ющенко с дистанции. То, что это не исключено, демонстрируют прецеденты со снятием Сергея Клочко на выборах мэра Сум и Натальи Витренко на довыборах по 206 избирательному округу в Чернигове.
В этом случае Тимошенко получает шанс привлечь на свою сторону значительную часть ющенковских симпатиков и побороться за выход во второй тур. Даже если этого не удастся сделать, и третье, и четвертое место оставляют неплохие возможности поторговаться между турами с потенциальным победителем и получить ощутимые дивиденды в виде высокой административной должности или же гарантий личной безопасности и неприкосновенности бизнеса.
Это важный для Тимошенко аргумент, поскольку сегодня цивилизованного торга с Ющенко (то есть формирования предвыборной коалиции с распределением постов в теневом правительстве) у нее не получается. Тем более, что у лидера нашеукраинцев возможности в этом плане несколько ограничены, поскольку он с трудом сохраняет внутренний баланс между различными группами «Нашей Украины» — костенковцами, руховцами, порошенковцами, радикалами, которые мысленно уже поделили все сколько-нибудь значимые посты в стране.
Однако недавно лидер БЮТ озвучила тезис, адресатом которого был, несомненно, Виктор Ющенко: «конституционная реформа после президентских выборов 2004 года». Этим Юлия Тимошенко сделала недвусмысленное приглашение Виктору Андреевичу к более тесному сотрудничеству.
В ответ Ющенко выступил с предложением в адрес БЮТ и СПУ о создании предвыборной коалиции, формирование которой должно проходить по следующей формуле — летом проходят региональные форумы, осенью — общенациональный форум оппозиционных сил.
Похоже, что усилия Мороза и Тимошенко, постоянно подталкивавших обладателя наивысшего рейтинга к активизации, принесли свои плоды. Главное предложение лидера «Нашей Украины» заключается не в технологии совместных действий, а в моратории на дискуссию о едином кандидате от оппозиции (в варианте Ющенко — от демократических сил), по меньшей мере, до октября. Это попытка вывести за скобки фактор, который сегодня лежит в основе противоречий в оппозиционном лагере.
Обращает на себя внимание, что среди адресатов предложений отсутствует Коммунистическая партия. Фактически, это легитимация распада оппозиционной «четверки» на пока еще сохраняющее видимость единства трио НУ—СПУ—БЮТ и КПУ.
Логика распада проистекает из того, что коммунисты, пожалуй, меньше остальных подвержены рискам, связанным с конституционной реформой. КПУ при любом развитии событий не понесет невосполнимых имиджевых, электоральных или политических потерь.
В случае сохранения сильной президентской вертикали КПУ сохранит статус (и привилегии) крупнейшей оппозиционной силы еще на протяжении как минимум нескольких избирательных циклов.
Переход к парламентско- президентской республике будет для Компартии наиболее приемлемым вариантом, поскольку даст возможность нарастить свой политический вес через традиционно сильное представительство в парламенте и, возможно, поучаствовать в раcпределении постов в исполнительной власти.
Если будет реализован силовой вариант конституционной реформы в виде референдума и продления срока полномочий нынешнего Президента, КПУ способна стать лидером социального протеста.
Кроме того, необходимо учитывать, что элиту КПУ сегодня гораздо больше волнуют внутренние проблемы, неминуемая кулуарная борьба за власть среди партийных тяжеловесов — Петра Симоненко и Леонида Грача. Поэтому вполне объяснимо стремление коммунистов сыграть сольную партию отдельно от всего оппозиционного оркестра.