Какие выводы напрашиваются после громких событий последних недель? Нас обвели вокруг пальца, обманули, предали, продали?
Мы стали жертвой хитроумных комбинаций некоего злого гения (гениев)?
Нас выкинули в самом начале пути из скоростного поезда, и мы все в синяках и ссадинах ошарашенно смотрим ему вслед, не в силах опомниться: как такое могло случиться?
Не обвели, не обманули, не стали жертвой, нас никто не выбрасывал. По словам из песни Булата Окуджавы, ставшими метким заголовком статьи в мудрой газете, «мы сами открыли ворота, мы сами...»
И чему теперь удивляться?
Долгие годы мы делали вид, что не замечаем коммунистов и социально близкий им (как всегда) криминалитет. Нам очень легко внушили мысль: то, что происходит в стране, естественно и закономерно, именно так и должно быть, и мы получили тот самый капитализм и ту самую демократию, которыми издавна стращали людей большевики.
И мы, привыкшие к облегченным интеллектуальным нагрузкам, оказались не в состоянии самостоятельно строить и осмысливать свою жизнь. Нельзя не поразиться тому, насколько успешными были усилия советской власти в создании человека нового типа: человек, получавший минимальный, но стабильный пряник с одной стороны, и жесткий репрессивный кнут — с другой, за несколько поколений утратил способность критически мыслить. Его мышление за десятилетия бездеятельности не то, чтобы совсем атрофировалось, как мышцы у лежачего человека, а приобрело особенные качества, неоднократно описанные теми, кто пытался осмысливать этот феномен. Это типичное мышление человека массы тоталитарного образца начало напоминать программу низшего уровня, не способную к самообучению («к массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе удовлетворяется готовой мыслью, которая уже сидит в его голове», он «нисколько не сомневается в собственном совершенстве» — Ортега-и-Гассет). Но самой главной чертой человека массы является «ненависть к Другому, а отсюда и фанатизм... энтузиазм, нетерпимость. Все они требуют слепой веры, безусловного подчинения и нерассуждающей преданности (Ю. Афанасьев «Мы — не рабы?»). Посттоталитарный человек массы одновременно послушен и агрессивен, бесконечно доверчив и болезненно подозрителен, самоуверен и безынициативен, а главное — не знает, что делать со свободой, которая очень его обременяет и кажется чем-то неестественным, граничащим с хаосом.
С этим феноменом сталкиваешься повсеместно — он свойственен не только людям малообразованным. Даже эрудированные, иногда с несколькими высшими образованиями, гомо сапиенс, услышав элементарный вопрос «что такое свобода?», болезненно морщатся и уклоняются от ответа. При попытке выяснить, почему ваш визави симпатизирует именно этому конкретному депутату, услышишь ответ, поразительный по своей простоте: «Мне кажется, ему можно верить».
Если же избиратель кого-то невзлюбил, то его гневная тирада обычно содержит обвинения в воровстве в крупных размерах и наглой лжи. При этом на вороватость и лживость «симпатичного» глаза автоматически закрываются. Справедливости ради стоит заметить, что иногда избиратель и в других странах не лучше, но там работают устоявшиеся традиции демократии, которые обеспечивают гражданину не только свободу выбора, но и благосостояние, точнее, там давно осознали главный принцип: свобода в рамках закона есть необходимое условие благосостояния. Но зададим вопрос: почему же мы, те, кто живет далеко не в роскошных условиях, при почти полном отсутствии демократических традиций и вполне реальной угрозе диктатуры, позволяем себе такую роскошь — не думать? Ведь от думания непосредственно зависит наше будущее, и неужели же все трудности, связанные с приведением в действие нашего заржавевшего интеллектуального аппарата, настолько непосильны и болезненны, что мы согласны быть несправедливо брошенными в тюрьму, сбитыми машиной на дороге, покалеченными или убитыми подгулявшим депутатом, выкинутыми из собственного дома на улицу, жалкими, униженными нищими — просителями благ у тех, кто существует на наши налоги, кто успел вовремя подсуетиться и украсть нашу же собственность? Все перечисленное — это реальная угроза для каждого, тут срабатывает закон русской рулетки, и револьвер к виску уже приставлен.
Возможно, те, кто отвык думать, скажут: «Глупости, не надо нас запугивать! Этого просто не может быть, по крайней мере, со мной». И сами того не замечая, они уже следуют одному из главных принципов зоны: умри ты сегодня, а я завтра!
Последние события со всей очевидностью показали, насколько предусмотрительными и мудрыми были люди, вышедшие на Майдан в 2004 году. Не зная наверняка, что их может ожидать в будущем с теми, кого они отстаивали, они все же абсолютно точно понимали, чего нужно бояться, как огня, и чего ни в коем случае нельзя допустить.
Прихода силы, которая привела к власти Януковича. Того симбиоза уголовных элементов с коммунистами, которые сейчас получили возможность рвать страну, как пираньи, пока что как свои «дикие капиталисты» в условиях полного беззакония, ими же и созданного (пока что как свои, потому что с их подачи уже нарисовался сценарий овладения Украиной «успешными менеджерами» соседнего государства). Закон животного мира: если на твоей территории у тебя нет конкурентов, ты можешь плодиться и хозяйничать, как хочешь, при случае загрызая разную мелкоту, которая не принадлежит к твоей стае. Правда, иногда возникает и внутривидовая борьба, но это уже мелочи, главное — общая сплоченность стаи. Но мы, те, кому отведена роль корма для стаи (простите, элиты), помещены в специальные загоны с очень плохими условиями содержания и это реальное положение вещей еще не осознали, продолжая пребывать в каком-то гипнотическом состоянии, как кролики, которые до последнего мгновения не понимают, что удав имеет намерение их съесть. То, что именно эта роль нам отведена, не вызывает ни малейшего сомнения, достаточно сравнить себя с жителями соседних стран Центральной и Восточной Европы или американцами. Минимальная зарплата врача, например, в Польше составляет 450 долларов, в Чехии — 2377 долларов, Румынии — 1500 долларов (Италия — 6,5 тыс. евро, США — 12,5), на сайте в интернете висит объявление о трудоустройстве врачей из стран СНГ в Германии и Польше. Стартовая зарплата — 2000 евро, выучите язык и езжайте хоть сегодня. Зарплата учителя в Эстонии — 784 доллара, средняя по ЕС — 3504 доллара в месяц. Мы же платим своим врачам 992 грн. в месяц, учителям — полторы тысячи.
За 19 лет независимости мы не только не удосужились понять, что элите мы образованные и здоровые не нужны (спрашивается, зачем нам такая «элита»?) и что ориентиром в образе жизни для нас должна быть именно демократичная Европа, а не авторитарная Россия (там количество населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к началу ІІ квартала 2009 года достигло 24,5 млн. человек, официально названо количество бездомных — свыше трех млн., и это при таких колоссальных природных ресурсах!), мы еще и сочувственно выслушиваем бесконечные разглагольствования о том, кто именно виноват в нашей нескончаемой нищете. Замечу, что разглагольствования длятся со времен советской власти и по своему характеру существенно не изменились: сначала в нашей нищете была виновата Первая мировая война, потом революция, потом гражданская война, потом враги народа и разные проклятущие буржуи с империалистами, потом Вторая мировая, потом буржуазные националисты, тунеядцы, которые не работают, а только едят, дальше — неправильный социализм, которому надо придать человеческое лицо, развал Союза, олигархи, оппозиция, «демократия», почему-то постоянное отсутствие денег в бюджете при фантастическом росте количества миллиардеров и т.д. Но когда ресурс объяснений, казалось, уже был исчерпан, очень вовремя подоспел мировой кризис. Вот он теперь и объясняет все, даже ледяные колдобины на улицах и невывезенный мусор во дворах.
Совершенно понятно, когда жулики, изо всех сил пытаясь нас одурачить, убеждают в том, что ну просто нет другого выхода, как нарушить закон. Главное, видите ли, как можно скорее исправить экономическую ситуацию. Поэтому не нужно обсуждать смертельно опасное Харьковское соглашение по Черноморскому флоту, ни к чему придерживаться процедуры при рассмотрении бюджета, уважать собственный Закон про Голодомор (ну не геноцид это украинского народа!). Понятно, когда жулики, использовав в своих махинациях Конституционный Суд, изо всех сил убеждают нас, что безразлично, кого на самом деле мы выбрали — Партию регионов или БЮТ. Завтра по их милости вполне может оказаться, что на самом деле ты выбрал коммунистов, и кричи тогда, сколько хочешь: «Нет! Не выбирал!»
Все это понятно, ведь наперсточники действуют по собственным правилам: тот, кто ведется, — лох, которого грех не обмануть.
А теперь подумаем, с какой стати мы с этим всем миримся?
И одновременно посмотрим на наших демократических лидеров. На первый взгляд, все выглядит вроде бы прекрасно — все дружно высказываются за единство. Вот только есть загвоздка: нужно из него исключить господина «х» , госпожу «y» или господина «z». Господин Кендзьор, например, по его же словам, «плевался на митингах, потому что это были вече для поднятия рейтинга Тимошенко», президент Ющенко, надежда Майдана, заявляет, что он дважды объединялся с Тимошенко, а результатом была еще большая раздробленность, Тимошенко растолковывает, что Ющенко, критикуя ее, пытается таким образом повысить свой рейтинг. Наверное, есть и другие политики из демократического лагеря, недовольные Тимошенко (или Ющенко, или Яценюком). Вполне возможно, что избиратели катастрофически ошиблись, отдав ей (им) свои голоса. Однако дело сейчас явно не в этом. Это не просто видно невооруженным глазом, а уже торчит в нем гвоздем: ЗАВТРА У НАС НЕ БУДЕТ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА! Так какое же вы, господа, имеете право продолжать ваши свары на краю пропасти? Или, может, вы и есть главные враги Украины, которые своей неслыханной дуростью ее уничтожают?
По моему мнению, современных украинских политиков национальной направленности по всем признакам можно отнести к категории хронически неспособных к построению государства. Ведь для такой работы нужен набор вполне конкретных качеств: умение ставить перед собой конкретную цель, разрабатывать четкую стратегию и соответствующую тактику, объединяться вокруг общей идеологической концепции (в нашем случае — концепции последовательного и системного созидания государства), умение отличать главное от второстепенного и лишнего на сегодняшний день, действовать оперативно и грамотно, договариваться между собой относительно перспектив общей деятельности и конкретных планов на четко определенные временные перспективы и ни в коем случае не позволять себе не исполнять договоренностей или пытаться избавиться от партнера на полдороге. Ничего этого мы в наших политиках не видим, ведь их тоже произвели в советском инкубаторе — самоуверенных, неумелых и непрофессиональных, недальновидных и агрессивных. В этой среде если и находятся единицы, способные трезво мыслить, им все равно не хватает силы для преодоления болтливой и бессмысленной инерции большинства. Таким образом, у нас в доме беда, которую так или иначе все равно нужно преодолеть.
А мы смотрим разные телешоу, читаем разнообразные газеты, в основном те, которые легче воспринимают наши атрофированные мозги, и все же даже для нас уже стало очевидным, что нам врут, нагло и бессовестно, держа нас — иногда, простите, небезосновательно — за дураков. Дошло до того, что нас совершенно серьезно убеждают, что Чехов на самом деле поэт и на самом деле украинский. И плевать, что мы когда-то учились в школе и точно знаем, что это не так. Глядя нам в глаза и ничуть не стыдясь, нам объяснят, что в юности Чехов писал стихи, следовательно — поэт. И так объяснят все: что нам надо отдать свою территорию, язык, суверенитет, энергетику, самолетостроение, и это не просто хорошо, а даже замечательно! Да что там, думаем мы, скребя затылок, главное — этот человек наведет порядок, и мы будем дружить с Россией. А вопиющая безграмотность того, кто будет все это обеспечивать, — пустяк, на который можно не обращать внимания. «Каждый имеет право на ошибку», — сказал не кто-нибудь, а сам министр образования! Поверим ему, ведь историк, доктор наук, власть, в конце концов!
Хотя министр все-таки, наверное, погрешил против истины, назвав то, что произошло, «ошибкой», ошибкой могла быть Анна Ахметова (ну, оговорился человек), даже «геноцид» вместо «генофонда» — тоже бывает в ораторском запале, но то, что случилось с пострадавшим Чеховым, — яркое свидетельство того, что у нашего Президента нет даже начального образования. Не знать Чехова в Советском Союзе было просто невозможно, он (и вполне заслуженно) был везде: в школе, начиная с младших классов («Каштанка») и заканчивая старшими («Вишневый сад», «Чайка» и т.д.), в театре («Чайка» — один из ведущих спектаклей МХАТа и даже его эмблема), в кино, на телевидении, на радио. Не заметить Чехова можно было только пребывая на другой планете.
И тут для минимально знакомых с азами логики выходит: если президент страны имеет право не знать о существовании одного из самых выдающихся русских писателей той страны, с которой он так стремится дружить, то что уж говорить о нас, корме для элиты, со своими примитивными представлениями об образовании и культуре. Нужно подтянуться до уровня высшего лица страны и пересмотреть свои стереотипы. Ну, не нужны нам Чехов, Ахматова, разные там Гулаки-Артемовские с Хвылевыми и Зеровыми, не нужны книжные магазины (ну, а на страже возле них поставим по КАМАЗу, чтобы ненароком книги не начали читать и не поумнели).
И вот я думаю, уверены ли вы, уважаемые мои сограждане, что ваш Президент знает толком, кто такие Бандера с Шухевичем? Прочитал ли он о них хоть одну строчку, кроме тех, которые в российском темнике? У меня есть большое подозрение, что нет.
А вы прочитали?