Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кристально чистый вкус...»

Когда реклама становится антирекламой
6 октября, 2004 - 20:01

Чем ближе выборы, тем больше в городе агитационных материалов за того или иного кандидата в президенты. Первое, что бросается в глаза: политическая реклама выступает в разных весовых категориях. В прямом и в переносном смысле слова. С одной стороны — огромные бигборды, с другой — плакаты, плакатики и листовки. Разительно отличается реклама и по месту ее размещения. Одна украшает драмтеатр в центре города, другая ютится на столбах, остановках, в подземном переходе или где-нибудь на задворках. Наверняка есть и специально установленные для политической рекламы стенды, но пока ни население, ни агитаторы не уделяют им должного внимания.

«За Донбасс! За Януковича!» — гласят лозунги местной организации Партии регионов. Если за Донбасс, то против кого? Содержание рекламы в поддержку Виктора Януковича носит чисто региональный характер, поэтому создается впечатление, что нам предстоит выбирать не главу государства, а президента Донбасса. Удивляет, что донбасский патриотизм ставится не только впереди украинского, но и как будто в противовес ему. Именно такое впечатление производят многочисленные бигборды «С Донбассом в сердце», «Донбасс — это мы», «Донбасский характер» и т.д. В то же время любви к Украине был посвящен только один бигборд, установленный в канун Дня Конституции. Да и название нашего края — Донетчина, лишь частью которого является угольный бассейн. В Приазовье, например, где расположен наш Мариуполь, уголь не добывают. Политики регионального уровня явно недооценивают роль политической рекламы, направленной на консолидацию граждан всей Украины. Вместо этого сплошь и рядом встречается реклама, направленная на разделение страны по географическому признаку.

Политическую рекламу можно встретить в самом неожиданном месте. Например, в телефонной будке. Сняв трубку, буквально немеешь от того, что с плаката с надписью «За Симоненко!» на тебя пристально смотрит вождь мирового пролетариата. Придя в себя, понимаешь, в чем дело. Очевидно, в ожидании ответа неуловимого абонента неизвестный художник дополнил висевший перед ним портрет, пририсовав ему усы и бородку точь-в-точь, как у Ильича. Наверное, как пламенный ленинец П.Симоненко не обижается на такие художества. А вот бизнесмены, похоже, обиделись на то, что для рекламы их продукции уже практически не осталось места. Впрочем, отбросив эмоции, деловые люди успешно используют в нужных им целях слоганы плаката «За Симоненко!», наклеив прямо на него свою рекламу. В результате получается следующее: «С людьми и для людей! Утром и вечером! Доставляем в нашей таре. Кристально чистый вкус. Артезианскую воду: 10 литров — 6 гривен. Честность, забота о людях, профессионализм». Но это еще что! Вот перед парламентскими выборами биографии кандидатов с их фотографиями можно было увидеть на цирковых афишах под заголовком «Экзотические животные!» Однако больше всего плакатов «За Симоненко!» висит почему-то на столбах. Так, проезжая по длинному мосту через речку Кальмиус, на каждом столбе видишь портрет Симоненко, от чего даже начинает в глазах рябить. И тогда, по аналогии с титулом «столбовой дворянин» в сердцах присваиваешь главному коммунисту титул «столбовой кандидат».

Агитационные плакаты в поддержку А.Мороза чаще всего встречаются на остановках, и в этом есть свой резон. Во время ожидания нужного транспорта иногда можно успеть не только лозунги, но и программу кандидата прочитать. Но как же это сделать, если она висит снаружи маршрутного такси и к тому же напечатана мелким шрифтом? Словно соревнуясь за приз в конкурсе черного юмора, сторонники Виктора Януковича разместили его программу «Надежное будущее» таким образом, что прочесть ее можно разве что забравшись на крышу маршрутки и свесившись оттуда вниз головой. При этом текст окажется перед глазами вверх тормашками. Поистине надежное будущее наступит после такого акробатического этюда, выполненного при езде с ветерком...

Но есть еще один вид рекламы, точнее, антирекламы — несанкционированной, подзаборной как по форме, так и по содержанию. В минувший четверг по дороге на работу из окна трамвая неожиданно увидела разукрашенный забор: «Ющенко — фашист. За Симоненко!» Эти надписи и свастику никто не стер и поныне. Трудно представить, чтобы обычный житель города, озабоченный повседневными проблемами, специально ехал в такую даль трамваем, затем метров пятьсот возвращался назад для того, чтобы взбираться на крутой склон, продираясь сквозь заросли бурьяна к искомому объекту. И художники — вовсе необязательно из стана коммунистов. Возможно, наоборот, здесь имеет место попытка приписать им авторство содеянного неизвестными отморозками. Их и искать-то никто не будет. И мариупольский депутат Александр Колониари не заклеймит их позором с трибуны Верховной Рады. Интересно, что этот забор с надписью, порочащей кандидата в президенты Украины, сына узника нацистских концлагерей, находится непосредственно на территории избирательного округа А.Колониари.

Галина АЛЕКСАНДРОВА, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ