Как ни прискорбно, но все эти показатели — некоторым образом всего лишь бутафория. На фоне роста ВВП на 5,3 процента происходит реальное снижение заработной платы (за 7 месяцев нынешнего года на 9,3 процента), а взаимная задолженность предприятий на 1 августа составляла 235,1 миллиарда гривен, т.е. с начала года возросла на 20 процентов. Предприятия живут по принципу «рука руке должна». Поэтому эти долги увеличиваются, накапливаются, что приводит к искажению макроэкономических показателей. Кроме того, нарушается цепочка воссоздания национального капитала — товар не превращается в деньги. Специалисты утверждают, что платежный кризис в значительной степени препятствует экономическому росту страны.
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило считает, что для решения проблемы платежного кризиса следует перейти к экономическому прагматизму в монетарной сфере и рассматривать гривню как средство хозяйственного обращения, а не фактор макроэкономической стабилизации. Однако решение этого вопроса нуждается в серьезных системных изменениях на уровне приоритетов экономической политики. Сегодня нужно говорить о нестандартных мерах, в которых будут сочетаться преодоление системных факторов платежного кризиса и сохранение потенциала экономического роста — финансового, кадрового, организационного.
Платежный кризис возник не от жадности нескольких предпринимателей. Эксперты Национального института стратегических исследований считают основной причиной возникновения платежного кризиса, в первую очередь, гиперинфляцию начала 90-х, которая привела к обесцениванию оборотных средств предприятий. Во-вторых, фискальная нагрузка, которая хоть и «на европейском уровне», однако не под силу украинским предприятиям из-за дефицита оборотных средств. Ведь ликвидная доля предприятий в 1993 году составляла 77 процентов, а в 1999 году она уменьшилась до 27 процентов.
Кризис неплатежей негативно влияет прежде всего на экономическую политику. Вместо того, чтобы осуществлять кредитную, бюджетно-финансовую, налоговую политику, что должно обеспечивать стойкий экономический рост, проводится политика выдавливания живых денег из национальной экономики. Причем денежное обращение обслуживает не более трети хозяйственного оборота, а это значит, что монетарная система не имеет эффективных рычагов влияния. На фоне увеличения объемов реализованной продукции увеличиваются объемы задолженности и создается иллюзия, что у нас ускоряется обращение денежной массы. Кроме того, платежный кризис ведет к хронической нерентабельности производства, а следовательно, закладывает будущую убыточность предприятий.
По словам вице-президента УСПП Александра Шнипко , рассматривая вопрос платежного кризиса, следует иметь в виду реальный сектор и виртуальные деньги. Платежный кризис может быть следствием не только объективных, но и субъективных причин. Тем более что с развитием технологий увеличилась возможность управления большими денежными массами, предприятиями. Кроме того, у нас есть такое понятие, как «информационные войны», составляющей которых являются экономические войны с целью ослабления или уничтожения конкурента.
Не известно как войны, а кризис «денежного жанра» ощущает на себе подавляющее большинство граждан Украины, которые уверены в том, что лучше иметь деньги в «твердой обложке», т.е. доллары, чем эту национальную гордость — гривни. Однако помимо того, что украинская гривня фактически не выполняет функций средства платежа и средства накопления, даже чисто технически денежная масса не может обеспечить полноценное обращение валового национального продукта. Система хозяйственного обращения имеет два независимо функционирующих сектора: денежный и безденежный, соотношение которых оценивается специалистами как 1: 4.
Ради конструктивности стоит заметить, что для решения проблемы необходимо найти как минимум того, кому это выгодно. А такового, «к сожалению», нет. Предприятия рассматривают немонетарное обращение как способ избежать пресловутого налогообложения и вывести средства в тень. Налоговая мечтает о том, как «выдавить» деньги из предприятий в бюджет, а взаимная задолженность предприятий ее не волнует. Национальный банк «чахнет» над стабильностью национальной валюты и понимает, что при расширении сферы денежного обращения от этой стабильности не останется и следа.
Поэтому решение проблемы платежного кризиса — дело не одного дня. Оно тесно связано с рядом вопросов, которые нуждаются в комплексном решении на государственном уровне. Должна быть сформированная последовательная долгосрочная политика, направленная на снижение налогового и административного давления. Преодоление кризиса возможно только при условии восстановления функций национальной валюты как средства платежа, обращения и сбережения.