Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто мы?

Львовский социолог Наталья ЧЕРНЫШ: «Идентичность должна реализоваться в повседневных практиках людей»
21 февраля, 2013 - 12:26
РИСУНОК С САЙТА DESIGN-KHARKOV.ORG

«Михаил Грушевский сделал очень важный шаг, когда в 1919 году открыл в Вене Украинский институт социологии. С помощью своих исследований он решил не только выяснить причины поражения украинской национально-освободительной борьбы, но и дать ответ на вопрос: Кто мы есть? Мы являемся нацией-государством или мы являемся нацией-культурой? ... Именно поэтому сегодня социологи акцентируют внимание на исследовании идентичности, на том, как мы ее приобретаем, откуда она берется и куда ведет», — сказала во время встречи во львовском книжном магазине «Є» заведующая кафедрой истории и теории социологии ЛНУ им. И.Франко, доктор социологических наук, профессор Наталия ЧЕРНЫШ. Наиболее интересные фрагменты разговора — вниманию читателей «Дня».

***

Насколько за период своего существования развилось понятие самотождественность и как в наши дни его трактует социология?

— За 60 лет своего существования термин «идентичность» эволюционировал от понимания его как индивидуальной, присущей исключительно конкретному лицу неповторимости. Социологи начали рассматривать социальную составляющую идентичности, которую мы приобретаем в процессе взаимодействия с другими. В наши же дни исследование идентичности эволюционировало к включению в поле анализа ее культурной составляющей. Это является отражением одной из ведущих тенденций современности — выдвижения культуры на острие общественного развития, поскольку именно новые культурные программы в настоящее время все больше определяют социальные изменения. Френсис Фукуяма говорил по этому поводу, что сегодня продолжается процесс одухотворения экономики культурой. Именно культура сегодня определяет, что производить, сколько и для чего, ведь мир просто заполонили продукты избыточного производства и избыточная эксплуатация природных ресурсов, сырья. Наша задача — заменять материальные ценности духовными, теми, которые лежат в основе любой культуры, в частности религией. Люди должны знать, кем они являются, и жить в соответствии с этим. Однако и после окончательной идентификации может возникнуть проблема, когда человек знает, кто он, но не может себя реализовать. Часто в обществе не хватает возможностей для самореализации граждан, которые бы предпочитали жить свободно, заниматься самоусовершенствованием, развитием личности, улучшением качества своей жизни.

Чувствовали ли украинцы во времена СССР подобные проблемы?

— Тогда над этим не задумывались, нужды не было! Подобную ситуацию очень метко иллюстрируют слова из когда-то популярной песни: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз!». Поэтому существовало лишь понятие «советский человек». Зато после распада СССР возникла проблема, ведь нужно было выбрать идентичность и последующий жизненный путь. Мы не привыкли выбирать, ведь, чтобы выбрать, нужно много думать, сравнивать, трезво оценивать свои силы. На индивидуальном уровне в течение двух декад независимости ситуация изменилась к лучшему, стали разнообразными выбранные идентичности, однако уже на групповом или социетальном уровнях (в частности, отождествление себя с социальными группами, обществом в целом) у украинцев появляются проблемы. Человек с мизерными доходами в предложенном социологами опросе может выбрать ответ — богатый, считая себя духовно богатым. Причиной неопределенности наших граждан на групповом уровне является то, что наше общество плохо структурировано на социальные группы, осознающие свои интересы.

Как сейчас характеризуют украинцев социологические исследования на тему идентичности?

— В марте 2010 года международная исследовательская группа, в состав которой входят, в частности, научные работники ЛНУ им. И. Франко, провела всеукраинский социологический опрос по проблемам идентичности. Такого сорта исследования мы проводили с 1994 года, чтобы выявить главные тенденции изменений в процессах идентификации населения городов Львова и Донецка, которые уже с тех пор считались центрами Запада и Востока Украины. Социологи предлагали респондентам из всех областей страны выбрать понятие, которое лучше всего их описывает; они выбирали среди 28 вариантов. Поэтому, на первом месте в 2010 г. был ответ — гражданин/ка Украины (67,9 %), при этом на юге Украины подобный ответ набрал аж 69,7%! На втором месте по всей стране — украинец/ка (64,1%). Будто все в порядке, однако, доказательством того, что нашим людям и в самом деле трудно выбрать, является третий в рейтинге вариант — женщина (46,3%), а пятый — мужчина. То есть опрашиваемые часто руководствуются гендерными признаками, ведь в этом варианте ответа они уверены на все сто процентов.

Относительно групповой идентичности, то главным вопросом было — С какой группой вы чувствуете больше всего общего? Больше всего респондентов — аж 30,7 % — отождествляют себя с украинцами, на втором месте — с пенсионерами (23,7%), на третьем — с рабочими (20,7%). Интересно, что за последние 16 лет количество тех, кто считает себя пенсионерами, выросло на 7%: это является свидетельством того, что население стареет. Относительно самотождественности с рабочими, то наши люди, по-видимому, привыкли думать: или я работаю, или — пенсионер.

А как выглядит рейтинг антиидентичности? Кем не хотят чувствовать себя украинцы?

— Больше всего украинцы не любят богатых, такой вариант избрали в 1994 г. 16,9% опрошенных, а в 2010 г. — уже 24,6 %. Эти цифры, между прочим, объясняют и популярность левых партий в Украине, ведь чем больше граждан, которые чувствуют отвращение к богатым людям, тем более сильны позиции, к примеру, коммунистов и социалистов. На второе место опрашиваемые поставили украинских националистов: целых 16,3 % не хотят отождествлять себя с этой категорией. Однако и такую ситуацию можно объяснить, ведь население Юга и Востока количественно преобладает над другими регионами страны. А, как известно, именно на этих двух территориях и существует больше всего мифов о Западной Украине, в частности. Третье место респонденты отдали коммунистам, с ними антиидентифицируют себя 12,1%. В целом полученные данные говорят о том, что в настоящий момент в украинском обществе идет процесс кристаллизации групповой идентичности. Это хорошо, ведь начинаются определенные рефлексии по этому поводу.

Какую ситуацию наблюдаем на уровне идентификации себя с украинским обществом?

— И на этом уровне есть свои проблемы. Доминирует в стране гражданская идентичность, ощущение себя в первую очередь гражданином Украины. Но в ответ «гражданин Украины» житель, к примеру, Львова и Одессы вкладывает разное значение. По этому поводу наши польские соседи говорят нам, мол, украинцы являются лишь этнографической массой, с до сих пор не выработанной общей для всех граждан идентичностью. Поэтому, пока мы не будем вкладывать в это понятие одинаковое содержание, не сможем двигаться дальше. Ведь следующим после вопроса — «Кто вы есть?» — идет «Согласно ли этой идентичности вы живете?» То есть идентичность должна реализоваться в повседневных практиках людей.

Нас и до сих пор пугают, что существует две Украины — на Востоке и на Западе, две нации со своими отличными культурно-мировоззренческими традициями. В действительности же данные нашего исследования свидетельствуют, что Украина — значительно более пестрое образование. С помощью кластерного анализа мы определили, что Украина имеет в себе, по меньшей мере, восемь Украин. То есть, в настоящее время существует восемь кластерных групп из представителей областей, жители которых имеют общую или схожую идентичность. Интересно, что один такой кластер может включать области, которые территориально не граничат с собой. Например, кластер с областями Закарпатская, Черкасская, Херсонская и Черниговская. Что это значит? А то, что украинцы имеют общую почву для объединения: да, они являются достаточно разными, но полученные отличия не носят политического характера, ведь ни одна предложенная политическая идентичность (коммунист, украинский националист, реформатор и тому подобное) не была в числе приоритетных. Политика разъединяет людей, а граждан объединяют общие проблемы, и если бы не власть, которая постоянно акцентирует на региональных отличиях, мы бы могли скорее осознать всех себя как единый народ.

Пани Наталия, каким, по-вашему, будет последующий процесс развития украинской идентичности?

— Думаю, что сегодня происходит достаточно хороший процесс — кристаллизация украинцев, подчеркивание их самотождественности. Мы постепенно начинаем понимать, чего хотим. Конечно, нам свойственен «регионализм по-украински» — отличие регионов, но такие расхождения никогда не приведут к расколу Украины. Мы все хотим одного — единой Украины; правда, кто-то хочет единства с Таможенным союзом, а кто-то с ЕС, но таких, которые отстаивают тезис о расколе страны на ряд малых политических образований буквально единицы (по последним данным, 3,7%). Каждый день независимости Украины ведет к укреплению двух идентичностей — гражданской и украинской, и тогда, когда они сольются в одну и будут присущи большинству населения, родится единая Украина.

Марта КОВАЛЬЧУК, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ