Данные социологических исследований по Украине становятся все более неоднозначными.
И для отображения социально- политических настроений в обществе уже не достаточно заверений в представительности опросов. Нужно, пожалуй, еще суметь объяснить иногда противоречивые цифры, чтобы не быть уличенным в предвзятости или служении интересам отдельных политических групп. Или, как сказала на одной из недавних пресс-конференций руководитель социологического центра «Социальный мониторинг» Ольга Балакирева, обращаясь к коллегам, «если вы получили сенсацию — найдите ошибку или объясните ее».
В последнем исследовании Украинского института социальных исследований и центра «Социальный мониторинг», результаты которого были обнародованы позавчера, сенсаций, возможно, и нет. Но противоречивых данных много. Вероятно, они являются отражением крайне противоречивых общественных настроений. К примеру, высокий процент уровня недоверия Президенту Украины Л. Кучме (60% опрошенных), нисколько не мешает лидировать тому же Леониду Кучме в «рейтинге» кандидатов в президенты с любопытным показателем — (19%) или быть на вершине списка среди известных государственных и политических деятелей, которые вызывают у населения наибольшее доверие (36%). При этом 73% опрошенных не питает радужных надежд в связи с возможным переизбранием действующего Президента еще на один срок: (29% считают, что в случае такого исхода выборов ситуация в стране «ухудшится», 44% — «останется такой же»). Кстати, всего опрошено 1509 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, которые представляют основные социально-демографические категории населения Украины.
Не менее противоречива ситуация с рейтингами Наталии Витренко. 22% опрошенных уверены, что с ее приходом к власти жизнь станет хуже, и 25% считают, что в стране ничего не измениться. Но тем не менее уровень доверия к Н. Витренко, как и к Президенту, — 36% опрошенных. И голосовать за нее «сейчас» готово 11% населения. Кстати, эта цифра меньше, чем аналогичная в марте этого года, когда «рейтинг» Н. Витренко достиг своего пика — 18%. Социологи (в частности, О.Балакирева) такое снижение популярности политика, как и в свое время быстрый ее рост, склонны трактовать как медиа-эффект: в период с декабря 1998 года по март этого года СМИ (особенно, телевидение) уделяли личности Витренко гораздо больше эфирного времени и газетной площади, чем сейчас. То есть главным в феномене «самой прогрессивной социалистки» является массированная медиа-накачка.
Грустный и тоже труднообъяснимый штрих — среди опрошенных 58% «едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на необходимые продукты», 29% — «хватает на питание и приобретение необходимых недорогих вещей». А вот это уже, к сожалению, не сенсация.
Иными словами, проблема реального и неангажированного объяснения рейтингов остается актуальной.