Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто – все еще – не кормит свою армию...?

Протесты военных на Николаевщине в Минобороны свели к проблемам низового командования
9 февраля, 2016 - 18:57
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

46 бойцов 53-й отдельной механизированной бригады, которые находятся на полигоне Широкий Лан, в понедельник отправились пешком в город Николаев с требованиями повышения материального обеспечения военных. СМИ сразу распространили фотографии солдат, вид которых трудно сравнить с, например, экипированными  «с иголочки» бойцами Нацгвардии, которых киевляне могли видеть на патриотических митингах, а жители Днепропетровска при задержании Геннадия Корбана. Событие, которое является не просто эпизодом, а симптомом.

Во-первых, давно стоит вопрос — почему государство всячески заботится о Нацгвардии (это правильно), а на ВСУ смотрит как на дополнение. Тут стоит вспомнить и опыт Януковича, который делал акцент именно на формировании мощного потенциала разного рода спецназначенцев, что дало повод говорить о создании полицейского государства. К чему это привело, украинцы хорошо помнят — использованию «Беркута» для кровавого разгона протестующих и отсутствию обороноспособности против внешнего врага.

Во-вторых, не могут ли такие протесты военных так или иначе быть использованы агрессором? Российские и пророссийские СМИ уже подняли волну по дискредитации украинской армии. Мол, мало того что «каратели», так еще и голодные. В конечном итоге, главным вопросом является — что делать руководству Минобороны для того, чтобы решить проблему, а не снова замылить ее формальными комментариями. Напомним, что случаи с протестами военных произошли на фоне темы об очередной волне мобилизации.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Юрий Бутусов откровенно назвал отношение к военным ВСУ «скотским», хотя вместо конкретных пунктов предложений и, соответственно, требований эксперт разрисовал общую картину того, как должно относиться руководство государства и армии к солдатам. Другие эксперты также привели факты, мягко говоря, недостаточно комфортных условий, в которых находятся военные. Реакции на в высших эшелонах власти на прецедент выступления военных 53-й бригады не было вообще. Надо отметить, что этот случай нельзя сравнивать, например, с провокацией бывшего комбата «Айдара» Сергея Мельничука, который когда-то жег покрышки напротив Минобороны. В этот раз это был не демарш, а выступление, требование, крик. Крик о проблеме, которая уже два года отодвигается на второй план и которая нуждается в четком алгоритме решений.

«ВОЕННЫЕ ВСУ ТЕХНИКУ НАЦГВАРДИИ ВИДЕЛИ ТОЛЬКО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ»

Сергей, М., офицер ВСУ:

— В Нацгвардии действительно самая лучшая техника и оборудование, автомобили, автоматическое оружие. Все у них новое и все дорогостоящее. Мы — военные ВСУ — видели ее только на картинках и по телевидению. Почему так? Ну, возможно у руководства государства есть какие-то особые планы относительно Нацгвардии, в частности по зачистке территорий. Это мне неизвестно. Что касается возможного использования Внутренних войск против народа, то я не думаю, что после Майдана такое возможно. Власть на это не решится, ведь народ доказал, что силой украинцев не сломить.

Большинство офицеров, которые, в частности, находятся в штабах, — это мобилизованные. Многие из них имели лишь поверхностное представление о боевых действиях. А уже в непосредственных столкновениях они набирали опыт, которому не научат даже в академиях. И это тоже проблема — нужно развивать систему подготовки офицерского состава. Мы нуждаемся именно в профессиональных боевых офицерах. А не так, как военные кафедры у нас «для галочки» из юристов делали авиационных техников. Второе — тыловое обеспечение. Продукты, вода, дрова, белье, одежда и т.п. Конечно, за два последних года в этом плане есть ощутимый прогресс, но вопрос не снят. Кроме того, нужна серьезная техника. Пусть не «Кугуары», но чтобы мы могли оперативно реагировать на ситуацию. И третье — нужно уважать солдата. Он является основой нашей армии, и он должен чувствовать заботу государства и о себе, и о своей семье. С кадровым вопросом есть большие проблемы, когда подполковники милиции, которые имеют большой опыт работы с личным составом, служат рядовыми. Накопленные же проблемы выливаются в вот такие всплески протеста.

«ЧТО КАСАЕТСЯ БАЗОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ТО ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НАЦГВАРДИЕЙ И ВСУ Я НЕ ВИЖУ»

Сергей ГАЛУШКО, заместитель руководителя АТО, полковник:

— Что касается случая в Николаевской области, то это пример того, как конкретный командир низового звена, батальона не создал соответствующих условий на полигоне или в учебном центре. И вопрос нужно задавать ему, а не обобщать на все Вооруженные силы. Есть много примеров, когда создание условий для военных находится на намного лучшем уровне, и это зависит от конкретных ответственных лиц низового командования. По собственному опыту скажу, что у многих командиров даже на передовой созданы условия вплоть до бань, которые солдаты строят своими руками. Не всегда нужно ждать зарубежной или волонтерской помощи.

На 2015 год стояла задача создать с нуля 15 новых бригад и полков и несколько десятков батальонов. По объему это не может сравниться ни с одной другой силовой структурой страны. Трудно найти другую страну мира, которая на год ставила бы себе настолько амбициозную задачу при не очень богатом финансировании. Объем подобных задач в Нацгвардии несколько скромнее, чем в ВСУ. Поэтому сравнивать эти структуры между собой нельзя — у них разные задачи, нормы обеспечения, требования к экипировке. Что касается базового обеспечения, то принципиальной разницы я между ними не вижу.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ