С каждым днем, приближающим день выборов Президента, ощущение уныния и откровенного омерзения по отношению к так называемым предвыборным технологиям нарастает. Обществу все более агрессивно пытаются навязать выбор между нынешним «гарантом» и Натальей Витренко, этой «птицей счастья завтрашнего дня», столь же экономически невежественной, сколь и агрессивно уверенной в своих собственных талантах.
Однако вину за все происходящее надо возлагать не только на предвыборные штабы Леонида Кучмы, но и на всю политическую элиту страны. Все применяемые у нас предвыборные технологии характерны для стран «колумбийского» типа, где отсутcтвуют эффективно действующие институты правового государства, где царит беспредел и безнаказанность власть предержащих по отношению к любому, кто пытается противостоять ей. Вот о причинах, которые позволили создать такой мафиозный режим, хотелось бы поговорить.
Как экономист, я все более и более убеждаюсь в том, что демократические силы в свое время сделали серьезную ошибку, сосредоточив все свое внимание на проблемах экономической реформы и крайне мало сделав для построения правового государства. В результате этого все усилия по реформированию экономики не могли не разбиваться о нереформированную систему советского государства. Нереформированная система приводила, и не могла не приводить, к чиновничьему беспределу, тотальной коррупции, подавлению со стороны исполнительной власти экономической базы оппозиционных партий. В тот момент, когда, по сути, всю экономическую программу можно свести к двум словам, звучащим в адрес власти в виде крика, вопля и стона граждан со всех концов нашей страны: «Перестаньте красть», именно формирование основ правового государства могло бы обеспечить реформирование экономики.
Мы ругаем Президента Леонида Кучму за беспредел, творимый милицией, налоговой администрацией по отношению к оппозиции и ее сторонникам. Но только ли Президента мы должны ругать за это? Он лишь пользуется возможностями, которые ему дали (либо не забрали) парламентарии. Сейчас его ругают оппозиционные кандидаты в президенты, некоторые из которых уже во второй, а то и в третий раз подряд являются депутатами ВР, и которые своим непониманием необходимости построения правового государства, а также механизмов его функционирования, своими действиями или бездействием, вольно или невольно создали условия для произвола заворовавшейся свыше всякого предела чиновничьей верхушки.
Посмотрите, в чем причина того, что можно безнаказанно уничтожить любое предприятие методом бесконечных проверок, арестом счетов, отбором и приостановкой действия лицензий и разрешений, арестом под любым предлогом руководителей предприятий. Какова природа зависимости средств массовой информации от властей или от так называемых «олигархов». Кого мы должны винить за то, что до сих пор не реформирована судебная система и не создан институт суда присяжных, не принят новый уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающий арест граждан только по решению суда. (Кстати, эта норма предусмотрена Конституцией, но наши законодатели, как плохие студенты, пытаются дождаться конца всего переходного периода, предусмотренного Переходными положениями Конституции, и только потом наспех принять необходимые изменения законодательства). Совершенно очевидно, что моральная вина за это во многом лежит и на нынешних депутатах — кандидатах в президенты, ибо в целом за ними стоит куда как большая половина депутатского корпуса. Именно им мы во многом должны быть «благодарны» за то, что законодательно не закреплены нормы, предполагающие возможность ареста счетов и безакцептное списание с них денежных средств, проведение внеплановых проверок предприятий, лишения или приостановления действия лицензий и разрешений на деятельность только лишь по решению суда, рассмотревшего по сути выдвинутые предприятию обвинения. Если бы все эти нормы были, то может и не решился бы себе позволить нынешний «гарант» хамских замечаний в адрес оппонентов о «немужиках» и «нелюдях». А если бы при этом было законодательно определено, что установленное в судебном порядке нарушение государственных органов в отношении предприятий или физических лиц предполагает автоматическое судебное решение об увольнение виновного в таком нарушении государственного чиновника или группы чиновников (в случае принятия незаконного решения коллегиальным органом — этим «чиновничьим органом коллегиальной безнаказанности») с государственной службы, с запретом занимать какие-либо должности на государственной службе в течение 5—10 лет, то может и чиновники не решались столь нагло нарушать законодательство.
Проблема сейчас не только в этих выборах президента. Проблема в том, что либо депутаты, вне зависимости от своих политических взглядов, в кратчайшие сроки примут упоминаемые выше нормы, реально защищающие права и свободы граждан, либо нас еще многие годы ждет правление интеллектуально сереньких «гарантов» вместе с «олигархами», желающими вечно грабить национальные богатства страны.