Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кукловоды «уронили» рубль, чтобы сменить власть?

12 сентября, 1998 - 00:00

До боли знакомая картина для тех, кто еще помнит обстоятельства экономического коллапса и распада СССР в начале 90-х годов. Именно поэтому возникает естественный вопрос, не начался ли такой же процесс и в России? По крайней мере, можно говорить о серьезном кризисе и даже угрозе распада политико-экономической системы сложившейся в России в 1990—1992 годах и называющейся «режимом Ельцина».

Президент Ельцин попытался повторить историю, назначив 23 августа Виктора Черномырдина исполняющим обязанности главы правительства. Но во второй раз это не получилось. Ельцин сегодня политическая руина. Решения принимают другие люди, во главе которых, как пишет российская пресса, — главный кукловод Борис Березовский. Беда Черномырдина в том, что ему пришлось в конце августа — в начале сентября действовать между Сциллой кукловодов, и Харибдой реального положения вещей, которое может превратиться в волну паники, которая смоет и Ельцина, и Черномырдина, и многих других.

Пока стороны искали выход из политического кризиса, рубль продолжал падать. За прошлый месяц цены на многие товары выросли втридорога. Импорт существенно сократился и это при том, что треть всего продовольствия и 70% всех лекарств Россия ввозит из-за рубежа. Самое странное, что российский кризис повлек за собой краткосрочную лихорадку на мировых финансовых рынках, куда большую чем кризис в Азии, хотя всем известно — собственно финансовый рынок России мизерный, а объемы экономики не превышают 5% экономики такой «большой» страны как Нидерланды. Однако, по данным западных экспертов, западные банкиры в общем уже потеряли в России около $100 млрд. Для сравнения — в результате финансового обвала в Мексике в 1994 г. (другого большого кризиса десятилетия) было потеряно менее $17 млрд.

Главное для стабилизации экономики — уверенность, а она в России не наблюдается из-за полной политической неопределенности. Неожиданный рост 9 сентября рубля относительно доллара, который со дня девальвации 17 августа потерял 30% стоимости, — это хорошая новость, но аналитики предсказывают, что подобное изменение балансов только временное явление. И объясняется тем, что бизнесменам понадобились рубли для покрытия рублевых долгов. И даже если падение рубля действительно удалось остановить, это не сильно повлияет на перепуганных западных инвесторов. Если Россия откажется платить по долгам, это оттолкнет их еще больше. Стэнли Фишер, заместитель исполняющего директора МВФ, откровенно заявил, что планы Черномырдина по проведению «контролированной эмиссии» являются очень деструктивными.

Если бы все проблемы ограничивались одной Москвой. Но параллельно со столичной заварухой появляется все больше признаков того, что многие из 89 субъектов Российской Федерации пытаются воспользоваться хаосом и получить больше власти. Хотя Совет Федерации 4 сентября поддержал Черномырдина, этот символический шаг, сделанный в Москве, имеет мало общего с происходящим в регионах. Якутия взяла добычу золота под свой контроль и ограничила его продажу федеральному правительству и банкам. Не плетется в хвосте и Красноярск. Генерал Лебедь, сравнивший Ельцина с Чингиcханом и Гитлером, объявил о прекращении перевода фондов в Москву и своим приказом заморозил цены в регионе, запретив увеличивать их более чем на 10%. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев пригрозил перекрыть железную дорогу, если федеральные власти не выплатят 5-месячную задолженность по зарплате горнякам. А cаратовский губернатор Дмитрий Аяцков указал на возможность введения собственной валюты. Под прикрытием кризиса власти Татарстана ввели 10-процентный налог на экспорт муки, стремясь защитить местных производителей и нарушив при этом конституцию, которая определяет Россию как единый рынок. А воронежское руководство занялось возвращением полуприватизированных предприятий под государственный контроль. Москва и раньше снисходительно относилась к регионам, закрывая глаза на коррупцию и откровенные противозаконные действия местного руководства, от которого требовалось только одно — платить налоги в федеральную казну. Однако после того, как в прошлом году Ельцин потерял возможность лично назначать губернаторов, они еще в большей мере почувствовали себя независимыми как от федерального руководства, так и от обязательств перед российской конституцией.

В то же время, не покидает впечатление искусственности относительно всего ныне происходящего в России. И это впечатление еще более усилится, если под недовольным российским «населением» мы будем понимать узкую группу так называемых «олигархов», тех самих кукловодов, которые давно разочаровались в коррумпированном ельцинском режиме, особенно за полгода пребывания у власти правительства Кириенко, когда делались попытки выполнить требования МВФ и собрать налоги. Если это так, то мы имеем дело с организованной попыткой дискредитации режима Ельцина и устранения его от власти. Искусственность кризиса может быть подтверждена уже хотя бы тем, что тех $5 млрд., которые Россия успела получить от МВФ из обещанного кредита в $22,6 млрд., было бы вполне достаточно для латания «дыр» — дело давно знакомое российской власти, которая постоянно держится «на грани» до очередной долларовой инъекции. И кризис не должен был начаться, но он начался.

Комментарии в западной прессе дают все основания утверждать, что на Ельцине уже поставлен крест. Может, и рановато, опыт политического выживания у него велик. Но тот факт, что 10 сентября Ельцин уступил давлению думской оппозиции и назвал новым кандидатом в премьеры министра иностранных дел Евгения Примакова, свидетельствует об его шатких позициях — шансов снова выкрутить руки Думе, как это было весной во время назначения Сергея Кириенко, у него не осталось. Имя Примакова в списке кандидатов на премьерство довольно неожиданно появилось еще 8 сентября, но тогда его шансы оценивались не очень высоко. Но по-видимому именно поэтому Ельцин и сделал на него ставку. Он снова пытается повторять уже проработанные варианты, как это было с неожиданным выдвижением Черномырдина в декабре 1992 года. Только сейчас уже не 1992 год и даже «демонстративно» лояльный Примаков вряд ли захочет быть послушным «мальчиком» у прогнившего «трона» Ельцина.

Корреспондент «Дня» Ирина КЛИМЕНКО связалась по телефону с Виктором ПИНЗЕНИКОМ, участником международной конференции «Реформы в странах СНГ, Восточной и Центральной Европы. Второй этап » в Москве: — В экономическом плане ситуация в России и дальше продолжает быть неуправляемой. Сейчас происходит очень резкая ревальвация рубля и повышение его покупательной стоимости. В обменных пунктах курс доллара — 11—13 рублей, но рублей в продаже нет. Такое резкое колебание с 21 рубля до 11 рублей может означать или неуправляемость ситуации, или стремление серьезных спекулятивных сил нажиться на этом. Отсутствие рублей, имеющее неизвестные причины, может привести к дальнейшему искусственному падению курса доллара. Следовательно, не исключен и такой же стремительный поворот процессов в совсем противоположную сторону. Следовало бы постепенно поднимать стоимость рубля. Российские эксперты считают курс в 14-15 рублей таким, на котором можно было бы держаться. Но очень резкие колебания являются гибельными для экономики. — Кто, на ваш взгляд, может возглавить экономический блок в новом правительстве России? — Уже есть информация, свидетельствующая о крайне опасных процессах для будущего экономики. Сейчас чаще всего называют фамилию Маслюкова, бывшего председателя Госплана. Эксперты имеют весьма небольшие надежды на положительные изменения, если сложится тандем премьера с председателем Центробанка Геращенко.

Последние события в России, когда страна оказалась в состоянии как финансового, так и экономического кризиса, не могли обойти стороной и Украину, хотя бы потому, что по данным последних соцопросов (до кризиса) половина украинских граждан выступала за интеграцию с РФ. Изменилась ли теперь позиция этих людей? Как вообще повлияет на нас российский кризис? На эти вопросы корреспондент «Дня» Татьяна ШУЛЬГАЧ попросила ответить политолога Владимира МАЛИНКОВИЧА:— Финансовый кризис — печальное событие, катастрофа. Лучшее положение у нас связано лишь с тем, что Россия дальше продвинулась по пути реформ, дальше вошла в рынок. А принципиальная ситуация похожа, потому что и там и здесь все связано с ОВГЗ и с общей финансовой политикой, направленной на то, чтобы латать дыры, а не финансировать производство.Политический кризис — это тоже печально. Отсутствие правительства в России в условиях финансового кризиса способствует падению рубля, усилению катастрофы. А на горизонте действительно нет сильных личностей, которые могли бы возглавить правительство России и вывести страну из кризиса. В Украине силы, выступающие за интеграцию с Россией, всегда были не едины в своих взглядах: есть четверть населения, которая хотела бы полностью интегрироваться с Россией в одно государство, но я не отношусь к сторонникам такой интеграции и думаю, что она не перспективна. Финансовый и политический кризис в России — это удар как раз по данной форме интеграции. Но, несмотря ни на что, мы должны рассматривать Россию как основного партнера — другого выбора нет. Это чисто прагматическая позиция. Если мы хотим идти в рынок, то только с Россией.

Владимир ЛУКИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ