Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Курс евро»

Роман ШПЕК: о шансах Украины присоединиться к ЕС
26 октября, 2002 - 00:00


Во вторник Верховная Рада рассмотрела в первом чтении два законопроекта об основах внешней политики и внешних отношений. Интересно, что они довольно мало отличаются по своей сути. Один из них определяет долгосрочной перспективой вступление в Евросоюз, другой — полноправное членство в ЕС одновременно со вступлением в НАТО. Как отмечается в одном из законопроектов, европейское направление во внешних отношениях Украины является приоритетным, и ему подчиняются и не должны вступать с ним в конфликт все прочие задачи внешней политики страны. Назначение экс-министра экономики Украины Романа Шпека представителем Украины при Европейском союзе в свое время воспринималось чуть ли не как почетная ссылка. Но сейчас понятно, что качество представительства Киева в Брюсселе отражается на шансах Украины приблизиться к ЕС. Как наша страна реализует свой выбор, приближается ли она к европейскому сообществу? Об этом в интервью с Романом ШПЕКОМ.

— Роман Васильевич, что даст украинцам интеграция в Евросоюз?

— В условиях растущей глобализации наибольшую выгоду получают те страны, экономики которых лучше адаптированы к привлечению мировых потоков капитала. Украина, имея интенсивно развивающийся рынок, нуждается в таком финансировании для успешной трансформации. Учитывая географическое положение нашей страны, общую культуру и философию восприятия общественных ценностей, мы, украинцы, вполне естественно ориентируемся прежде всего на Европейский Союз. Потому что жизненные стандарты и ценности, доминирующие в нем, нам наиболее близки. Такой выбор поможет нам избавиться от деформаций в рыночной структуре, уменьшить отсталость в отдельных ключевых секторах экономики — особенно в сфере высоких технологий и ноу-хау.

Сближение с ЕС также обеспечит постепенное уменьшение уровня риска ведения бизнеса в Украине и улучшение инвестиционной привлекательности нашего государства. А это, в свою очередь, обеспечит появление новых возможностей для самореализации наших соотечественников и повышения общественного благосостояния с уменьшением диспаритета в доходах граждан государств-членов ЕС и Украины.

Именно поэтому курс на интеграцию Украины с ЕС является приоритетом внутренней и внешней политики нашего государства.

— Весной этого года в Брюсселе состоялась встреча между Президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом Еврокомиссии Романо Проди. Это попытка напомнить об Украине, о которой ЕС начинает забывать?

— Встреча, состоявшаяся между Президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом Еврокомиссии Романо Проди, имела большое значение для укрепления нашего диалога. Ведь незадолго до нее Совет министров иностранных дел ЕС на своем заседании в Люксембурге поручил Генеральному секретариату Совета министров ЕС и Еврокомиссии разработать концепцию дальнейшего развития отношений с новыми странами-соседями ЕС. Кстати отмечу, что нынешние страны-кандидаты на вступление в Европейское сообщество сперва также были только ее соседями. И не больше. Только углубление сотрудничества Евросоюза с Польшей, Чехией, Венгрией и другими странами дало возможность последним получить статус кандидата. И теперь их отношения ведут к одному — к членству в ЕС.

Расширение ЕС вскоре состоится, и Украина, как и некоторые другие страны, станет непосредственным соседом Евросоюза. Поэтому в Брюсселе вполне закономерно задумываются: а как в дальнейшем будут развиваться отношения ЕС с Украиной? В значительной степени этому содействуют инициативы, с которыми выступает Киев. В частности, наша страна однозначно заявила о своем европейском выборе, о желании стать членом ЕС. Мы хорошо понимаем: за год-полтора этого не произойдет. Но чтобы ускорить эти процессы, нужно в первую очередь продолжать выполнять свои обязательства, предусмотренные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, подписанным в 1994 году, вступить во Всемирную торговую организацию, заключить с ЕС соглашение о создании зоны свободной торговли... Такие ощутимые шаги с нашей стороны дадут возможность Украине стать сначала ассоциированным членом содружества, а в перспективе — пополнить ряды Евросоюза.

Между Украиной и Европейским союзом постоянно проходят встречи на разных уровнях. Поэтому разговоры о том, что Украину в Европе забывают, отнюдь не соответствуют действительности. В прошлом году, во время Гетеборгского саммита ЕС, Украину пригласили к участию в Европейской конференции. Это большой форум, где участвуют как члены Евросоюза, так и страны-кандидаты. И те, которые намерены стать сначала кандидатами, а вскоре — и полноправными членами. К ним принадлежит и Украина. Приглашение Украины к участию в Европейской конференции — это косвенное признание права нашей страны на членство в ЕС.

— Европейская конференция пройдет в следующем году?

— Это должно было произойти еще в этом году, когда председательствует в ЕС Дания. Однако на данный момент у нас нет четкой информации, когда состоится это заседание. Речь идет даже о перенесении на первую половину следующего года, чтобы именно во время заседания Евроконференции были подписаны соглашения о вступлении в ЕС новых стран. Итоги референдума, состоявшегося в Ирландии, дают новый толчок расширению границ ЕС, и сегодня уже ничто не мешает Европе принять судьбоносные для будущего нашего континента решения, направленные на расширение ЕС.

— В начале июля этого года в Копенгагене прошел шестой саммит «Украина — ЕС», где нашу делегацию возглавлял Президент Украины Леонид Кучма. Каковы, на ваш взгляд, главные итоги встречи в датской столице?

— Встреча в Копенгагене подтвердила, что отношения между Украиной и Европейским союзом перешли от заявлений и деклараций к конкретным делам. Это — движение вперед. «Мы получили обнадеживающие ответы насчет перспектив предоставления Украине со стороны Европейского союза статуса страны с рыночной экономикой», — отметил в датской столице Леонид Данилович. Во время саммита мы договорились о подготовке отчета о выполнении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Евросоюзом. В то же время есть намерение активизировать сотрудничество на уровне министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, Члена Еврокомисии по вопросам внешних отношений Кристофера Паттена и Председателя Совета Евросоюза, Верховного представителя по внешней политике и безопасности ЕС Хавьера Соланы, которые будут работать над решением проблем, с которыми сталкивается наша страна в процессе углубления отношений с ЕС.

Еще один позитив — договоренность о проведении в следующем году в Киеве саммита на уровне министров иностранных дел стран, которые вскоре пополнят Евросоюз. Эта встреча, надеемся, поможет выработать предложения, реализация которых даст возможность существенно смягчить проблемы, связанные с присоединением к ЕС наших непосредственных западных соседей. Украинцев этот процесс не должен застать врасплох. Тем паче, что Украину ожидает такой же путь, который сегодня активно проходят Чехия, Венгрия и Польша.

«Мы считаем Украину ключевым игроком на европейском поле»,— на мой взгляд, эти слова премьер-министра Дании Андерса Фога Расмуссена, адресованные журналистам после завершения его встречи с Леонидом Кучмой, довольно точно отражают тенденции, доминировавшие на саммите в Копенгагене.

— Известно, что Евросоюз в дальнейшем планирует свою работу с Украиной как со страной-соседом ЕС. Как, скажем, с Беларусью или Молдовой. И такой своеобразный статус, когда мы оказались в одному ряду с этими государствами, воспринят в украинском обществе с удивлением, даже — с определенной обидой.

— Ни о каком «статусе соседа» пока что речи не идет. А продолжается наработка концепции развития отношений ЕС с будущими соседними странами. Но настроенные в украинском обществе, о которых вы упомянули, должны побуждать нас всех к определенным выводам и действиям. В первую очередь — консолидировать проевропейски настроенные силы как в Верховной Раде, так и в правительстве. И на этой основе ускорить демократические и рыночные реформы. Чтобы повысить степень готовности Украины к достижению всех критериев, которые дают право на полное членство в ЕС.

А с другой стороны, нужно понимать, что Европейское сообщество по-разному выстраивает свои отношения как с отдельными странами, так и с целыми регионами. Так, есть пакт стабильности Юго-Восточной Европы, и есть политика ЕС относительно Балкан, где до недавнего времени продолжалось вооруженное противостояние. Есть отдельная политика относительно региона Средиземноморья... И это закономерно...

Впрочем, я приветствую подобные настроения в украинском обществе. Ибо мы должны больше напоминать об особенностях Украины. Как и о более высоком уровне ее готовности к экономическим реформам и демократическим преобразованиям по сравнению с другими странами региона. О том уровне, который нередко пытаются занизить. И в то же время помнить, что нынешний Совет министров Евросоюза по общим вопросам, говоря о региональном подходе, акцентирует и другое. А именно, что взаимоотношения ЕС с каждой страной должны строиться в соответствии с внутренней ситуацией в этой стране. Да, географически Украина вместе с Беларусью и Молдовой принадлежат к одному региону. Очевидно, именно этим продиктовано ее появление в «компании» с этими странами. И я не вижу в этом какого-то намека на ослабление именно наших отношений. Когда в Брюсселе заходит речь о Беларуси или Молдове, то прежде всего имеют в виду сохранение стабильности в этих странах. Так что масштабы, рамки отношений Евросоюза с нашими соседями совсем иные, чем с Киевом.

Итак, теперь наша страна должна продемонстрировать свои преимущества в укреплении демократических основ общества, в становлении рыночной экономики. Как и убедить европейское сообщество в том, что Украина реализует именно ту политику, которую провозгласила, что она разделяет европейские ценности и последовательна в своих действиях. И я верю, что выработанная концепция в отношении дальнейших контактов с Украиной будет благоприятной в части углубления, усиления сотрудничества между Киевом и ЕС.

Во время моих встреч в Брюсселе никто не отрицает права Украины на будущее членство в ЕС. И все отмечают необходимость углубления сотрудничества на многих направлениях: экономическом, военном, научно-техническом, культурном... Но без создания на данном этапе каких-то новых совместных институций, без перепрыгивания через этапы развития отношений. Потому что страны ЕС к таким шагам просто не готовы. И не потому, что не хотят сотрудничать с нами. У них есть свои внутренние проблемы, нуждающиеся в решении еще до принятия окончательных решений о расширении и будущем укладе ЕС.

Что же касается Украины, то самое главное для нас — не сбиваться со стратегического курса на государственном уровне, не отходить от национальных интересов. И делать все для того, чтобы Украина все более четко — по содержанию и форме — соответствовала тем критериям, которых требует членство в Евросоюзе.

— В этом году наше правительство одобрило Программу развития еврорегионов, созданных при участии Украины, на 2002 — 2006 годы. Чем это, на ваш взгляд, в первую очередь обусловлено?

— Для современных международных отношений характерны довольно интенсивные интеграционные процессы, среди которых важная роль отведена трансграничному сотрудничеству. Украина имеет большие потенциальные возможности его дальнейшего развития благодаря своему выгодному геополитическому расположению. Судите сами: 19 из 25 областей — пограничные, а внешняя граница — одна из самых длинных среди европейских стран. Поэтому трансграничное сотрудничество является, без преувеличения, мощным рычагом социально-экономического развития регионов и смягчения имеющих место территориальных диспропорций. А создание еврорегионов — одна из эффективных форм такого сотрудничества.

На территории Украины с 1993 года функционируют четыре еврорегиона: «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай» и Карпатский еврорегион. Волынская, Черновицкая, Одесская, Ивано-Франковская, Закарпатская и Львовская области, привлеченные к их деятельности с украинской стороны, сотрудничают с регионами соседних стран-кандидатов в члены ЕС. Как раз поддержать и расширить такие взаимовыгодные связи в ближайшей перспективе, создать должные условия для дальнейшей активизации участия украинских регионов в трансграничном сотрудничестве и призвана данная Программа.

Трансграничное сотрудничество довольно красноречиво всем нам напоминает о том, что границы должны размежевывать государства, а не живущих там людей, а также демонстрирует наше умение продвигать свои приоритеты, находя с соседями консенсус и в то же время не поступаясь национальными интересами. Очень важно, чтобы реализация совместных проектов, касающихся решения сложных региональных проблем, шла не только через техническую помощь со стороны соседей, что в основном происходит сейчас. Нужно выходить на новый уровень, чтобы воплощение в жизнь этих проектов становилось хорошей основой для привлечения частных инвестиций.

— Однако Евросоюз требует от Украины укреплять границы, особенно с нашими восточными и северными соседями. Нет ли здесь определенного противоречия?

— Нет. Границы должны быть открытыми для честных граждан и легальных грузов. Но непроходимыми для нелегальных мигрантов, торговцев наркотиками, оружием, людьми, контрабандистов. Отсутствие должного контроля на границах, разумеется, не нравится цивилизованному миру, вызывает справедливые нарекания со стороны европейских стран. Не может это быть приемлемым и для нас.

Правда, одними силовыми методами это зло преодолеть невозможно. Нужна целая система мер. Налоги не должны «загонять» предпринимателя в тень, что происходит теперь в Украине, а наоборот — содействовать легализации бизнес-активности. Это, согласитесь, сложное уравнение со многими неизвестными.

— Через год-полтора без визы попасть украинцу в Венгрию или Польшу будет уже невозможно. Еще быстрее ввели визовый режим с Украиной Чехия, Болгария, Словакия. Очевидно, это создаст определенные неудобства для наших соотечественников?

— Многое будет зависеть и от нас самих. Насколько сумеем договориться с Евросоюзом и с новыми его членами — нашими соседями — о том, чтобы пересечение границы для наших соотечественников не стало обременительным. То есть, должна расшириться сеть консульских учреждений в Украине. И в первую очередь — в пограничных областях. Чтобы наши соотечественники, которые там проживают, могли без лишних хлопот, на основе упрощенных правил и документов, пересекать границу для деловых, культурных, спортивных или семейных контактов. Чтобы как можно больше наших сограждан, которые в этом заинтересованы и имеют для этого законные основания, могли получать многократные визы, на год или даже несколько лет. И теперь усилия со стороны Украины направлены на то, чтобы минимизировать наши проблемы в связи с введением визового режима нашими западными соседями. Мы ищем компромисс с Европейским союзом, который не будет противоречить интересам и законодательству обеих сторон.

— Что вы можете сказать о возможной заинтересованности западных инвесторов украинским нефтепроводом Одесса — Броды? Ведь каспийская нефть нужна и Центральной, и Западной Европе?

— Такая заинтересованность и даже политическая поддержка действительно есть. Но говорить о каких-то конкретных предложениях со стороны Евросоюза или отдельных входящих в него стран, мы не можем. Наша задача — заинтересовать экономически вероятных партнеров, чтобы они знали, на какую прибыль могут рассчитывать в будущем и что в первую очередь гарантирует такую выгоду. Я лично верю, что проект нефтепровода «Одесса-Броды» ждут хорошие перспективы, и он станет одним из наиболее выразительных элементов интеграции Украины в европейское экономическое пространство.

— Украинское государство уже, понятно, не terra incognita для большинства европейцев. В первую очередь, для политиков, людей деловых кругов, спортсменов... И все-таки еще недостаточно информации о нашей стране попадает в западноевропейские СМИ. Особенно позитивной. Как представительство Украины при ЕС исправляет эту ситуацию?

— Видите ли, одних наших усилий для этого явно недостаточно. Нужна систематическая работа и государственная программа по укреплению имиджа нашей страны за границей. Тем паче, что у нас есть чем гордиться и есть что представлять мировому сообществу. Буквально несколько недель назад в Интернете появился официальный веб-сайт представительства Украины при ЕС. На нем можно найти важнейшую информацию по всему спектру отношений между Украиной и ЕС.

— Социологические опросы, которые проводятся в Украине, свидетельствуют: почти 60 процентов украинцев поддерживают приближение нашей страны к ЕС и в целом интеграцию в Европу. Можно ли утверждать, что наше общество осознало необходимость, неотвратимость такого шага?

— Это действительно достаточно красноречивый показатель. Но нельзя этим тешить собственные амбиции. Наоборот — нужно усиливать в обществе разъяснение необходимости вступления Украины в ЕС. Причем делать это среди всех слоев населения. Наши соотечественники должны быть готовы к этому. Со вступлением в ЕС мы не только значительно расширим свои возможности — экономические, образовательные, культурные — но и делегируем этой авторитетной организации целый ряд своих полномочий. Здесь нам о многом нужно знать, в частности, каким образом формируют в ЕС политику поддержки отдельных отраслей: угольной, машиностроения или транспорта, на каких принципах строится региональное развитие и как можно получить доступ к средствам, с помощью которых стимулируется это развитие. Очень важно, чтобы наши сограждане знали, какой уровень социальных гарантий и свобод получат они после вступления Украины в Евросоюз. И каким станет влияние нашей страны, как члена ЕС, на принятие тех или иных решений. Такую разъяснительную работу следует вести на всех уровнях, так сказать, эшелонировано. Разумеется, в первую очередь через отечественные СМИ, а также через образовательные программы: от школьных до университетских. Только такой «всеобуч» даст нам возможность привлечь максимально широкие слои населения к евроинтеграции.

Беседовал Владимир КРАСНОДЕМСКИЙ, Брюссель — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ