Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лесь ТАНЮК: «Мы не можем входить в коалицию, целью которой является свержение Виктора Ющенко и уничтожение Украинского государства»

12 сентября, 2006 - 19:59

Руховец Лесь Танюк категорически против вхождения Руха в антикризисную коалицию в имеющемся формате. «Рух не может быть в одной компании с коммунистами», — таково вкратце его резюме. При этом Танюк подчеркивает, что даже если коммунистов изгонят, это ничего не значит: формально (и небескорыстно?) КПУ может выйти из коалиции, продолжая голосовать в унисон с Партией регионов. Лесь Степанович подчеркивает, что в сложившейся ситуации место Народного Руха — «в конструктивной оппозиции к правительству Януковича». В то же время он не считает неестественным, что председатель потенциально оппозиционного НРУ Борис Тарасюк является министром в этом самом правительстве.

— Лесь Степанович, правда ли, что на заседании Центрального Провода Народного Руха вы весьма жестко оппонировали Борису Тарасюку в вопросе вхождения НРУ в антикризисную коалицию?

— Вас ввели в некоторое заблуждение: Тарасюк не акцентировал на вхождении НРУ в антикризисную коалицию. Он подчеркивал, что необходимо открыть дверь для участия Народного Руха в новой коалиции — не той, что существует на сегодняшний день. На эту коалицию у нас есть вето в виде решения съезда о том, что мы не можем быть в одной коалиции с коммунистами. Этого никто не отменял. Поэтому, конечно, Тарасюк поддерживает это решение, к тому же он был одним из его инициаторов.

Но когда шла речь о создании новой коалиции и открытости к переговорам, моя точка зрения сводилась к тому, что это можно делать, но, к сожалению, на сегодняшний день нет ни одного варианта такой коалиции. Ведь ни коммунисты, ни социалисты не захотят менять существующий формат: да, они могут поменять название, какую-то формальную логику, подписать какие-то бумаги, но суть-то не поменяется. Поэтому мы не можем входить в коалицию, целью которой является свержение Виктора Ющенко и уничтожение Украинского государства. Зачем нам участвовать в этом? Чтобы поддерживать такие планы и цели? Это противоречит программе Руха.

С другой стороны, входить в коалицию для того, чтобы разрушить ее изнутри?.. Это двурушничество. Мы не можем быть людьми, подписывающими одно для того, чтобы делать совершенно другое.

— Какова концепция коалиции национального единства в понимании Народного Руха?

— Она должна быть без коммунистов. Проблема не в том, что мы признаем, что Партия регионов не так уж далеко отошла от них: половина Регионов — это вчерашние «совки», исповедующие те же коммунистические принципы антиукраинства. Но все-таки мы могли бы найти с ними общий язык при условии, что большинство не будет принадлежать им.

Если коммунисты выйдут из коалиции, то все-таки 240 голосов у них не будет, и «Наша Украина» сможет влиять на принятие каких- то решений. Если же коммунисты останутся или же выйдут фиктивно, получив взятку и продолжая голосовать за решения Регионов, то присутствие «Нашей Украины» в таком объединении вредно и губительно для Президента. Его некому будет защищать.

Поэтому я не вижу оснований собирать 300 голосов для того, чтобы можно было преодолевать президентские вето. По сути, мы бы ковали гвозди для собственного распятия...

— Как расценивают такую вашу позицию Роман Безсмертный и Роман Зварич, ратующие за вступление «Нашей Украины» в коалицию с Регионами?

— Драматично. Им кажется, что они смогут создать коалицию другого формата, трансформировав имеющуюся. Они думают, что у них есть такой фактор, как Президент, который сможет влиять на процесс принятия решений в рамках коалиции.

Я же думаю, что на эти решения можно влиять и пребывая в оппозиции к Януковичу. Понимаете, когда мы говорим о единстве Президента и Януковича, мы забываем, что на следующий день после подписания всех универсалов на вопрос о том, почему вы не снимете министра Тарасюка, который был задан Азарову в Москве, он очень четко ответил: «Потому что он не наш, он — президентский».

То есть, на словах подписав с Президентом соглашение о сотрудничестве, они все-таки считают Президента «не нашим». Ну, и всех его людей тоже. В далекой перспективе они работают на уничтожение президентского государства и превращение Украины в прокламацию политических аппетитов депутатов Верховной Рады, избранной, скажем так, очень некорректно.

Поэтому нам выгоднее быть в оппозиции. Вот, предположим, я, Танюк, согласился войти в коалицию — мне ведь там слова сказать не дадут! Мне ведь будут рассказывать, что необходимо разрешение руководителей коалиции на выступление, запрос и прочее, и просто не допустят ни к микрофону, никуда! Если я подписываю какие-то договоренности и что-то обещаю, то должен выполнять, не так ли? А если я не согласен?

К тому же вчера мы считали предателем Тараса Чорновила, предавшего идеи своего отца и вошедшего в Регионы, исповедующие противоположные черноволовским идеи. Вчера мы называли неморальным Александра Мороза, который ушел в другую компанию. И сегодня мы хотим совершить, по сути, то же, что и они?

— Значит ли это, что Тарасюк может подать в отставку с поста министра? Он ведь не может быть в правительстве, к которому в оппозиции возглавляемая им политическая сила?

— Мне кажется, не стоит так ставить вопрос — что он должен отказаться от должности министра... Ведь он на этой должности не потому, что он председатель Руха, а потому что он хороший, классный специалист. И Тарасюка снимут только после того или перед тем, как будут снимать Президента Ющенко.

Да, если поднимется большая буча и Регионы попытаются провести импичмент, первым делом они возьмутся за Тарасюка, Гриценко и других представителей президентской команды. Но, надеюсь, до этого не дойдет: Регионам нужна стабильность, поэтому они будут вынуждены попридержать свои аппетиты и работать конструктивно.

Поэтому я вижу позицию Народного Руха как конструктивную оппозицию к правительству Януковича и позицию поддержки Президента.

— Чем руховский вариант законопроекта об оппозиции отличается от имеющихся регионального и бютовского?

— Я не советовал бы вам питать иллюзии, что есть какие-то проекты закона об оппозиции. Все это прожекты, которые не могут быть приняты большинством, которое, конечно же, вредить себе не будет. Что бы мы ни написали, эти 240 депутатов не примут — это надо понимать.

Вопрос об оппозиции не столько формальный, сколько моральный: можем ли мы сотрудничать с людьми, которые стоят на противоположной Руху позиции? Это моя точка зрения.

Поэтому я бы посоветовал коллегам не заниматься политическим онанизмом и откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Конечно, хорошо, что «Наша Украина» не оставляет попыток выйти на создание новой коалиции. Но от «обіцянок-цяцянок» Украина только проиграет. А мы не допустим, чтобы Рух был пушечным мясом для удовлетворения материальных интересов людей, равнодушных к нашей идеологии.

— Какие прогнозы в коалиционном строительстве вы можете сделать: дожмет «Наша Украина» Регионы на предмет изгнания коммунистов или нет?

— Вероятно, что коммунистов не исключат. Но, знаете, я больше боюсь другого: что их позовет один известный нам с вами человек с деньгами и скажет — мол, вот вам мешок с деньгами, 200 миллионов, и чтобы духу вашего не было в коалиции, но голосовать будете так, как мы скажем. То есть они будут в коалиции подпольно.

А «Нашей Украине» скажут: «Вы же хотели, чтобы коммунистов не было, вот их и нет — идите к нам». Но ведь та большая коалиции де-факто все равно будет существовать — с коммунистами, со всеми, то есть 240 голосов у них будет всегда!

Вот в этом для меня моральная проблема. Я думаю, что коммунисты не должны были бы идти на такой позор и не быть штирлицами. А мы тем более должны четко различать реальность и иллюзию. Для меня исключение коммунистов из этой компании — это иллюзия. С ними у Регионов 240 голосов. Без них они будут зависеть от «Нашей Украины», а этого, естественно, они не хотят, так как хотят строить Украину на благо собственного кармана. Вот и все.

— Сколько, по вашему мнению, депутатов из «Нашей Украины» откажутся идти в коалицию с Партией регионов? Ранее называлась количество 12— 15 человек...

— Думаю, таких будет больше.

www.glavred.info
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ