«Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями властителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнения».
В новый год мы вошли с несменным президентом, возвращенным премьером и целым «табуном» новых-старых министров. Нынешний январь кажется очень похожим на январь 2005 года. Но это лишь на первый взгляд. Тогда господствовал подъем, вдохновение и ожидание лучшего. Все надежды начали таять уже весной, и их остатки окончательно исчезли к осени знаменательного 2005-го.
Год 2006-й. Выборы в Верховную Раду. Осень 2006 года, когда уже вовсю попахивает досрочными выборами.
Прошлый год... Мощный откат от демократических ценностей, сомнительный по легитимности, но весьма эффективный президентский указ о роспуске Верховной Рады, полулегитимные государственные институции, противостояние силовых структур, два майдана, заговоры и договоренности. Новая политическая карта Украины как постыдное поражение Виктора Ющенко и победное шествие Юлии Тимошенко, назначение Раисы Богатыревой главой СНБОУ и уже небезосновательные разговоры о начале раскола в Партии регионов. Видно, что страна живет от осени до осени, понятна несостоятельность властной и несоответствие политической элит, обеих называться элитой.
Власть и оппозиция... Даже по формальным признакам их отличать сейчас сложно, не говоря уже о содержательных отличиях.
Вы скажете, что надоела вся эта вакханалия, что рядовому гражданину нужны высокооплачиваемая работа и уверенность в завтрашнем дне, здоровье родных и семейное благополучие... Тогда не стоит возмущаться, что в который раз вас и меня надули, что политики будут игнорировать данные нам «искренние» предвыборные обещания, будут нагло делить власть, должности и национальные богатства Украины (кстати, принадлежащие так же нам с вами, как и им, но решают их судьбу, а значит нашу — они). Пусть вас не удивляет, что среди десятков тысяч вопросов к Президенту в программе «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ» от Виктора Ющенко оказываются старательно отобранные пресс-службой такие «стратегически важные для государства» вопросы, как: «Уважаемый Виктор Андреевич, меня зовут Вениамин. В будущем хочу стать Президентом Украины. Что для этого необходимо, с чего начать политическую карьеру?» «Вспомните свое детство, в костюмах каких героев вы любили быть под елкой?». Это называют «олюднення»...
Понятно, что очень важно для страны знать, какими игрушками играл тот или иной политик. Подобные вопросы задавали не только Виктору Ющенко, но и другому политику — Януковичу. Задавали их и Александру Морозу, и Наталье Витренко... Однако в разряде «НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ»... Мельчает политика...
Сегодня весьма сложно выступать с краткосрочными прогнозами. Очевидно только, что политическая карта Украины будет страдать от жестоких трансформационных изменений. Противоречия между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко будут лишь углубляться, как бы не пытались БЮТ и НУ НС этоскрыть. В то же время значительно легче со среднесрочными и долгосрочными. Политический кризис будет приобретать дальнейший размах, пока не наступит критический момент. Тогда на первый план выйдут стратегирование и конкуренция лидерских программ.
Потребность в принципиальных и радикальных подходах будет означать излом старой системы. Времена пустой болтовни отойдут на задний план и станут прерогативой бывших политиков. Моментом истины для большинства партий и, в первую очередь, для той же Партии регионов или блока партий НУ НС будетне обретение новой формы или признаков плотности рядов, а настоящая идеология, которая будет формироваться не на привнесенных — вечных — ценностях, когда исторически-культурные и духовно-моральные ценности будут определять перспективу народа, нации, страны. Конкуренция лидерских стратегий, усиленная привлечением партий, общественных организаций, других институтов гражданского общества и непосредственно власти, должна дать национальную стратегию, сориентированную на глобальные вызовы угроз и преимуществ.
Ныне Украина превратилась в проходной двор. Транснациональные корпорации кормят нашу экономику, обеспечивают занятость нашего населения, живущего за счет перепродажи их товаров. Наши вельможи — на попечении этих же корпораций непосредственно или опосредованно через властные структуры или неправительственные организации иностранного происхождения. Вопрос экономической безопасности в частности и национальной вообще стоит, как никогда, остро. Этому способствовали: пренебрежение геополитическими особенностями, игнорирование национальных интересов, пренебрежение геостратегией и прогностикою. К тому же, никто не говорит об уникальности страны, об исторической миссии нации и ее исторических возможностях.
Сегодня из всего декларируемого в политике выпало основное системотворящее звено — национальные ценности. Украина согласилась играть роль пассивного объекта политики, добровольно лишив себя роли и регионального, и глобального актера. Украина отказалась от ядерного потенциала. Мы можем вести речь о том, как смягчить ударную волну глобализации на неподготовленную, внутренне дезориентированную и в своем большинстве неконкурентную экономику, а можем четко определить свой, национальный украинский путь, противопоставить внешним и внутренним вызовам свои конкурентные преимущества.
Во-первых, Украина благодаря своим плодородным черноземам (мы имеем 30% всех мировых запасов черноземов), скажем, вместе с Россией, Казахстаном может создать, например, территориально в Украине, в городе Одесса, что-то наподобие Организации стран-экспортеров нефти — ОПЭК (с англ. OPEK — Organization of Petroleum Exporting Countries), только зерновую — Организацию стран- экспортеров зерна. При таких условиях и государство, и крестьяне оказываются «по одну сторону баррикад» — оба заинтересованы в высоких ценах на сельхозпродукцию на мировых рынках. Страна становится мировым игроком, ведь все равно — торговать углеводородом или нанотехнологиями, с одной лишь разницей — кушать хочется всегда, а с пустым желудком — не до высоких технологий. А без богатого села не наполнить продовольственной корзины, если не разменяться на дешевые, некачественные или геномодифицированные продукты. В то же время, прежде чем вести речь о такого уровня национальных и наднациональных проектах, нужно говорить о возрождении села, о возвращении статуса рабочего на земле, о молодежи и селе, о создании инфраструктуры в селе, о фермере и коллективных хозяйствах.
Во-вторых,, Украина имеет выгодное территориальное положение, высокий транспортный потенциал и абсолютную незащищенность транспортных магистралей и трубопроводов от возможных террористических атак. Защита транспортных коридоров и перестройка транспортной инфраструктуры, создание системы логистики мирового уровня делает страну воротами восток—запад, север—юг.
В-третьих, государству удалось сохранить космические технологии (к ее чести, почти вдвое планируется увеличение космических — морских и наземных — запусков, намерение построить в Бразилии украинско-бразильский «Байконур»), самолетостроение. Но вряд ли добавляет чести уничтожение научного потенциала и снижение уровня общей образованности населения в стране, которая по научному и техническому персоналу еще до недавнего времени опережала ряд европейских стран.
Итак, четвертое: интеллект, духовность и физическое здоровье нации определяют потенциал нации. Несмотря на древнюю историю и культуру, историческое наследие находится в основном вне внимания государства, а та часть культуры, которая еще не канула в безвестность, быстро «экономизируется».
Сегодня достаточно оснований для пессимизма. Начиная от проблем легитимации властных институций, безответственности политиков и уровня коррупции до признания большинством населения себя объектом по отношению к обществу и государству, которые, в свою очередь, оказались пораженными этой болезнью относительно всего мира.
Выписывать стратегию — большой кусок работы, итоги которой дает лишь история. Стратегическая определенность — это перестройка целого общественного института, это лидерская технология и сеть сигнальных механизмов. Она вписывается в социально-политическую среду, но вписывает ее лидер, лидер национального масштаба...
Украина — многонациональная и поликонфессиональная страна. У нас, украинцев, на историческом пути были взлеты и падения — именно они нас объединяют. Мы ставим себе в вину грехи. Нас обвиняют в ошибочных мыслях. У нас сложная история, однако она началась не с 1991 года. Руси—Украине — тысячи лет. Нас разъединяют символы прошлого, но мы должны объединиться вокруг задач будущего. Стратегическая цель — величие Украины. А путь нации не прерывается, пока в национальном сознании жива гордость за нацию, когда есть лидер национального масштаба или жива память о нем. У каждого из нынешних политиков, кто претендует на лидерство, по-разному одинаковый шанс. Найдется ли тот, кто им воспользуется?